Текст 2.
«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души...
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску...
И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии... и по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город...
И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: "Пусть не похваляются язычники". И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от смертельных опасностей, и не ленивым меня создал, а на всяческие дела человеческие годным».
С1. Как называется произведение, из которого взят вышеприведенный отрывок? Укажите имя автора и напишите, в каких городах Древней Руси он княжил.
«Поучение детям» или «Поучение Владимира Мономаха».
Княжил в Переяславле, Чернигове и Киеве.
С2. Какие черты характера прославляет автор? Какие проблемы его волнуют?
Черты характера: храбрость, милосердие, трудолюбие, скромность.
Проблемы: сохранения единства русских земель, междоусобных войн, ослабления обороноспособности и внешние угрозы Руси.
С3. Чем знаменит автор произведения, какие деяния он совершил? Указать не менее трех.
Владимир Мономах:
· воевал с половцами,
· боролся за сохранение единства русских земель,
· был инициатором и принимал участие в Любечском съезде князей,
· основал Владимир на Клязьме,
· дополнил «Русскую правду» рядом статей, ограничил произвол ростовщиков, облегчил положение закупов,
· поддерживал тесные связи с европейскими дворами, укрпеил их династическими браками своих детей.
Из сочинения историка В.О. Ключевского.
«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то....В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела....Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги....Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».
С1. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
Политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная).
Первая половина XII века – конец XV века.
С2. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
Явления, характерные для данного периода:
· упадок экономического благосостояния Киевской Руси,
· массовое переселение населения.
Причины этих явлений (причины раздробленности):
· господство натурального хозяйства,
· перемещение мировых торговых путей,
· независимость местных князей династии Рюриковичей.
С3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Колонизация северо-востока, междуречья Оки и Верхней Волги (верхневолжской Руси). Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.