Политическая мысль Нового времени

Политическая мысль эпохи Возрождения

Ослабление религиозности сознания происходит в эпоху Возрождения. Отход от теологической интерпретации политики связан с работами

1. Никколо Макиавелли (1469-1527), который создал принцип реалистического видения политики.

1) Он называет политику "опытной наукой", которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, но никак не мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. После Макиавелли в политической науке утвердилось понятие "макиавеллизм ", которым называют политику основанную на культе силы и пренебрежении нормами морали. Существует два способа действия для достижения целей, говорит Н. Макиавелли: путь закона и путь насилия. Первый способ - человеческий, второй - диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Самоуверенность, смелость, гибкость - вот от чего, по мнению Макиавелли, зависит успех политики.

2) При рассмотрении формы государственного устройства Н. Макиавелли отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а лучшим для поддержания государственной власти является "смешанная форма государства", в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства.

1. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в работе "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Представитель теории общественного договора.

2. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Г. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Г. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договорами, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность. Государство обязано не нарушать, а защищать эти права. Индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

3. Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

4. В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя. Представитель теории общественного договора.

5. Значителен вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX вв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: