Тема 2. История политических учений

Распределение территории и размещение населения РФ И СССР в зависимости от средней температуры января

Таблица 13.

Распределение территории и размещение населения РФ И СССР в зависимости от географической широты

Таблица 12.

Широтные зоны Площадь, уд. вес в % Население, уд. вес в % Плотность населения, чел. на кв. км
Россия
Южнее 42 - - -
42-50 4,9 77,3 29,6
50-60 40,6 77,3 16,5
60-66,5 32,2 4,2 1,1
Заполярье 22,3 1,6 0,6
СССР
35-40 2,4 3,8 20,6
40-50 19,1 40,1 27,6
50-60 36,7 52,3 18,3
60-66,5 24,7 2,2 1,1
Заполярье 17,1 0,8 0,6
Температура января Площадь, уд. вес в % Население, уд. вес в % Плотность населения, чел. на кв. км
Россия
-50-30 22,3 0,9 0,4
-30-25 15,8 2,0 1,1
-25-20 24,0 5,6 2,0
-20-15 19,9 24,9 10,8
-15-10 11,1 37,6 29,2
-10-5 5,4 19,8 32,4
-5-0 1,5 9,2 54,0
0-5 - - -
СССР
-50-30 17,4 0,5 0,4
-30-25 10,5 1,8 2,3
-25-20 16,2 2,7 2,1
-20-15 21,4 13,9 8,5
-15-10 15,1 22,3 19,4
-10-5 9,7 27,6 37,7
-5-0 6,9 25,1 48,0
0-5 2,8 6,1 29,1
         

Почти 3/4 территории современной России крайне неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни человека. Причем, как благоприятные в России оцениваются и некоторые освоенные населением территории Сибири и Дальнего Востока. При этом аналогичные по климатическим условиям районы Канады и Аляски - это районы где практически отсутствует постоянное население и нет крупных городов. Напротив, на Юге Сибири и дальнего Востока проживают десятки млн. чел., вдоль трассы транссиба идет цепочка крупных городов, в т.ч. города - миллионеры - Омск и Новосибирск. По нашим очень скромным критериям определения лета - количество дней со среднесуточной температурой выше 10 - на большей части территории страны оно длится не более 3 месяцев.

Другая группа проблем - это последствия территориальной организации хозяйства в советский период. До конца 80-х годов проводилась активная политика изменения размещения производительных сил страны, результатами которой явилось масштабное освоение природных ресурсов периферийных регионов и общий сдвиг производительных сил на Восток и на Север, индустриализация и урбанизация ранее отсталых аграрных регионов, создание новых транспортных коммуникаций.

Однако многие формы пространственной организации стали неэффективны в новых экономических условиях. Наибольшие трудности создают такие пространственные свойства структуры национальной экономики как:

    • Чрезмерная концентрация производства
    • Узкая специализация регионов
    • Большие расстояние между производителями и потребителями
    • Существование моноспециализирвоанных городов
    • Сращивание социальной структуры поселений с производственными предприятиями
    • Хронический дефицит рабочих мест в хозяйственно отсталых "национальных" регионах и экономически избыточное население на Севере
    • Многочисленные зоны экологического бедствия
    • Деградация сельских поселений и малых городов

Этому во многом способствовали политический экстремизм (принудительное переселение крестьянства, использование труда заключенных в освоении северных и восточных территорий) и экстенсивная эксплуатация природных ресурсов (когда вместо использования технологий более глубокой переработки начиналось освоение новых северных месторождений).

1. Политическая мысль античности.

2. Политическая мысль средних веков.

3. Политическая мысль эпохи Возрождения.

4. Политическая мысль Нового времени.

5. Политическая мысль XIX-XX вв.

История политических учений, как составная часть культуры человечества, воплотила в доктринальной форме возникавшее в разные эпохи стремление осмыслить политическую жизнь, стремление к справедливости, свободе. Обращение к сокровищнице политической мысли помогает нам самоопределяться в нашей сегодняшней политической жизни, т.к. история - лучшая наставница мысли. Трудность изучения истории политических учений состоит в том, что здесь не было так называемого кумулятивного накопления знаний, т.е. не было "единой цепи возрастающих знаний", а было сложное, противоречивое осмысление политических явлений с различных идейно-теоретических позиций. Однако, в истории политических учений, конечно, прослеживается своя логика. Политический мыслитель, в каком бы государстве и в какую бы эпоху он ни жил обычно отвечал на следующие вопросы: что есть власть, соединяющая людей в обществе? Как эта власть относится к человеческой свободе? Что такое закон, определяющий данное соотношение? Что есть общее благо, как цель общежития людей в обществе?

1. Политическая мысль античности

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существования механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества.

1. Платон (427-347 гг. до н.э.) в своих произведениях "Государство" и "Законы" создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.

I. Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:

- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;

- олигархия, под которой Платон понимал власть богатых. В таком обществе идет вражда между богатыми и бедными, бедные побеждают просто потому, что их больше, и устанавливают демократию;

- демократия (власть большинства) несет беспорядок, анархию, распутство и бесстыдство толпы; в условиях беспорядка власть захватывает ловкий и коварный тиран;

- тирания - худший образ правления. Но и тирания не вечна, она разлагается и все повторяется заново. Таким образом, неправильные формы правления сменяют друг друга в строгой последовательности. Современники Платона (в частности Аристотель) критиковали его за эту идею, указывая, что переход от одной формы к другой может быть совершенно иным. Однако, Платон весьма прозорливо подметил тенденцию рождения тирании из необузданной демократии, что весьма часто наблюдалось на протяжении всей истории человечества.

II. Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство. Об этом он пишет в своей работе "Государство", которая явилась, по сути дела, первой утопией. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится особое место и особое занятие в рамках государства.

Он вводит строгую иерархию сословий:

1. философы-правители,

2. стражи-воины. У стражей нет ничего своего: ни собственности, ни жен, ни детей - все общее

3. ремесленники и крестьяне - низшее сословие, обеспечивающее материальную сторону жизни.

2. Другой великий греческий философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), полемизируя с Платоном, указывает, что для государства важно не только единство, но также различие и многообразие. У человека, говорит Аристотель, есть два побуждения к заботе и любви: собственность и привязанности. Но именно они уничтожаются Платоном: если жены и дети принадлежат всем, значит их нет ни у кого.

Аристотель обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития" и "Этика".

I. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, и неправильные (тиранию, олигархию, демократию), где механизм власти подчинен лишь интересам тех, кто правит. Два критерия для разделения форм государственного устройства: качественный (власть ради личного блага и власть ради общественного блага) и количественный (см. таблицу):

  Власть 1 человека Власть группы Власть большинства
Власть ради личного блага тирания олигархия демократия
Власть ради общественного блага монархия аристократия Полития

В созданной им теории "среднего элемента", под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современной науке теории "среднего класса". Полития – власть большинства на основе имущественного ценза, власть среднего класса общества.

3. Столь же актуальные для современности идеи высказал римский оратор, мыслитель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.).

I. Согласно Цицерону, государство и право возникают в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является призыв не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон впервые говорит о "праве народов", существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

II. Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.

2. Политическая мысль средних веков

Средневековое мировоззрение - это мировоззрение религиозное, что, естественно, откладывает отпечаток и на политические взгляды того времени: все явление в сфере политики оценивались с позиций христианского учения.

1. Св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) - это один из отцов церкви, всесторонне раскрывших христианское понимание взаимоотношений церкви и государства. Св. Иоанн Златоуст объясняет известные евангельские слова о том, что "нет власти не от Бога": всякая власть от Бога не потому, что каждый князь лично устанавливается Богом, но потому, что Бог установил сам принцип властвования. Св. Иоанн Златоуст много пишет о качествах, которыми должен обладать идеальный царь, подчиняющий свое правление Закону Божьему: он не дозволяет страстям властвовать над душою, сохраняет свободный разум и страх Божий. Им также объясняется завет Христов "отдайте кесарю кесарево, а Богу богово": являясь членом церкви, человек должен быть гражданином земного отечества и повиноваться светским властям, но царская власть имеет свои границы.

2. Августин Аврелий (353-430гг.) - представитель западной ветви христианства, многие из идей которого были положены в основание католической доктрины. Августин выдвинул учение о двух градах: Божественном и человеческом. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град Божий (церковь) образуют праведники, которых Бог предопределил к спасению, вопреки христианской идее о том, что Господь хочет спасения всех людей, Аврелий говорит, что Бог по своей неизъяснимой воле одних спасает, других же обрекает на погибель). Отсюда проистекает получившая широкое распространение в католицизме идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах римского папы на власть, его праве назначать и смещать государей. Реализация этих идей на практике в Западной Европе привела к настоящей войне между светской и духовной властью в ХI-XXI в. В православии никогда не было попыток со стороны духовной власти подчинить себе власть светскую, т.к. здесь всегда соблюдалось святоотеческое положение о симфонии властей, т.е. о гармонии церкви и государства.

3. Религиозное понимание государственной власти развивает и крупнейший католический теолог Фома Аквинский (1225-1274). Люди должны постигать сущность власти, определяемой Богом. Законы государства должны гармонировать с общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть этого не делает, то подданные имеют право не подчиняться такой власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: