Культура и природа

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ

(конспект)

Понятие культура родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» (природа). «Культурное» означало – обработанное, возделанное, искусственное в противоположность естественному, первозданному, дикому.

Первоначально понятие культура применялось для различения растений, выращенных человеком, от растений дикорастущих. Постепенно оно стало приобретать более широкий и обобщённый смысл. Культурными стали называть предметы, явления, действия, которые были сверх природными, противо естественными, т.е. всё то, что имело не божественное (природное) происхождение, а было создано человеком. Закономерно, что в сферу культуры попадал и сам человек, так как он творил самого себя и оказывался результатом преобразования природного (богоданного) материала.

Однако до появления латинского слова культура существовало понятие, близкое ему по значению. Это древнегреческое слово техне, буквально переводимое как ремесло, искусство, мастерство (отсюда – техника). Техне не имело такого широкого обобщающего смысла, как латинское культура, но по смыслу было близко ему: этим словом в Древней Греции обозначали человеческую деятельность, изменяющую форму природных предметов, преобразующую материальный мир.

Примеров такого рода деятельности множество, начиная с самой глубокой древности (отпечатки руки на стенах пещер, гравировки на скалах, различные знаки на предметах и теле и т.п.). Основной смысл этих рисунков – обозначить присутствие человека, его вторжение в природный мир, это печать человеческого, это знаки выделения человека из природы в культуру.

На философском уровне осмысление культуры началось в 17-18 вв. (Дж.Вико, К.Гельвеций, Б.Франклин, И.Гердер, И.Кант).

Человек начинается пониматься как существо, наделённое разумом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее орудия», а история человечества – как саморазвитие человека.

Бытие, мир, действительность понимаются как двусоставные: включающие в себя природу и культуру. Тем не менее, долгое время культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных своих проявлениях (религия, этика, эстетика, язык и т.д.). Отсюда – сохраняющаяся до сих пор почти беспредельная множественность подходов, интерпретаций, определений культуры.

(конспект)

Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.

Уровни взаимоотношения культура/природа:

  1. практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);
  2. практически -духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;
  3. духовно -теоретический – отношения, которые выражаются а)в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б)в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.

Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:

  1. превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;
  2. противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;
  3. образное пространство мифологии и искусства.

Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.

Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человекацелостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.

Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: