double arrow

ТЕСТ: Методика и методология истории

  1. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для:

а) эволюционизма;

б) рационализма;

в) марксизма;

г) теологического подхода;

  1. Укажите правильное соответствие между методомисторического познания и его определением:

1) сравнительный;

2) типологический;

3) синхронный;

а) классификация явлений;

б) сопоставление исторических явлений во времени и пространстве;

в) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

  1. У истоков исторической науки стояли:

а) Н.Я.Данилевский и А.Тойнби;

б) В.И.Ленин и Г.В.Плеханов;

в) В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов;

г) С.М.Соловьев и В.О.Ключевский;

  1. Представитель цивилизационного подхода к истории:

а) О.Шпенглер;

б) К.Маркс;

в) С.Соловьев;

г) Н.Карамзин;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением: 1) социальной памяти;

2) воспитательная;

3) прогностическая;

а) предвидение будущего;

б) способ идентификации и ориентации общества и личности;

в) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) типологический;

2) ретроспективный;

3) синхронный;

а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины событий;

б) изучение исторических событий, происходивших в одно и то же время;

в) классификация исторических событий, явлений, объектов;

  1. Прогностическая функция истории позволяет:

а) выявить законы исторического развития;

б) на основе анализа прошлого предвидеть будущее;

в) формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий;

г) составить адекватное представление о развитии страны;

  1. Методологией называется:

а) научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса;

б) теория научного исследования;

в) научная дисциплина о закономерности исторического развития;

г) теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку научного познания;

  1. Для советских историков методологической основой для изучения истории было учение:

а) В.Ключевского и С.Соловьева;

б) И.Канта и Г.Гегеля;

в) В.Ленина и К.Маркса;

г) О.Шпенглера и А.Тойнби;

  1. Создатели формационной теории:

а) Г.Плеханов, В.Засулич;

б) К.Маркс, Ф.Энгельс;

в) Н.Данилевский, А.Тойнби;

г) В.Ленин, Ю.Мартов;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) воспитательная;

2) познавательная;

3) социальной памяти;

а) выявление закономерностей исторического развития;

б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

в) способ идентификации и ориентации общества, личности;

  1. На советскую историческую науку оказывал диктат:

а) теологии;

б) самодержавия;

в) марксизма-ленинизма;

г) цивилизационного подхода;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) сравнительный;

2) системный;

3) проблемно-хронологический;

а) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов;

б) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

в) изучение последовательности исторических событий во времени;

  1. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод:

а) идеографический;

б) сравнительный;

в) типологический;

г) системный;

  1. Классификация исторических явлений составляет основу:

а) идеографического;

б) историко-генетического;

в) историко-сравнительного;

г) историко-типологического;

  1. Установить соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) прогностическая;

2) практически-рекомендательная;

3) социальной памяти;

а) предвидение будущего;

б) выработка научно-обоснованного политического курса;

в) способ идентификации общества, личности;

  1. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиесялюди, получил название:

а) марксизм;

б) субъективизм;

в) рационализм;

г) теологический;

  1. Обнаружение сходства и различия, объяснение явления с помощью аналогии: цель метода:

а) идеографического;

б) системного;

в) сравнительного;

г) типологического;

  1. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается:

а) М.В.Ломоносов;

б) В.Н.Татищев;

в) Г.Миллер;

г) М.Н.Покровский;

  1. Метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим, называется:

а) историко-сравнительным;

б) историко-системным;

в) историко-типологическим;

г) историко-генетическим;

  1. В соответствии с марксистским подходом, история человечества представляет собой смену____общественно-экономических формаций:

а) трёх;

б) пяти;

в) четырех;

г) двух;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) познавательная;

2) прогностическая;

3) практически-рекомендательная;

а) предвидение будущего;

б) выработка научно-обоснованного политического курса;

в) выявление закономерностей исторического развития;

  1. История исторической науки, её становления и развития называется:

а) этнографией;

б) источником;

в) историографией;

г) методологией;

  1. Типологический метод изучения истории заключается в:

а) описании исторических явлений и событий;

б) классификация исторических явлений, событий, объектов;

в) сопоставление исторических объектов в пространстве и времени;

г) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события;

  1. Марксизм рассматривал всемирную историю как смену формаций:

а) религиозных;

б) культурных;

в) цивилизационных;

г) общественно-экономических;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) идеографический;

2) типологический;

3) синхронный;

а) описание исторических событий и явлений;

б) изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время;

в) классификация исторических событий, явлений, объектов;

  1. Познавательная функция исторического знания заключается в:

а) выработке научно обоснованного политического курса;

б) выявление закономерностей исторического развития;

в) идентификации и ориентации общества, личности;

г) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

  1. Историко-генетический метод изучения истории заключается в:

а) раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения;

б) сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени;

в) описание исторических событий и явлений;

г) классификация исторических явлений, событий, объектов;

  1. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем:

а) познавательная;

б) воспитательная;

в) социальной памяти;

г) прогностическая;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) идеографический;

2) сравнительный;

3) типологический;

а) описание исторических событий;

б) классификация исторических явлений, событий, объектов;

в) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) системный;

2) ретроспективный;

3) синхронный;

а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;

б) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

в) изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время;

  1. Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция:

а) познавательная;

б) социальной памяти;

в) прогностическая;

г) воспитательная;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением: 1) познавательная;

2) социальной памяти;

3) практически-рекомендательная;

а) способ идентификации и ориентации общества, личности;

б) выработка научно-обоснованного политического курса;

в) выявление закономерностей исторического развития;

  1. Описание исторических событий и явлений – это метод:

а) сравнительный;

б) системный;

в) идеографический;

г) синхронный;

  1. Статистические сведения составляют основу ___ метода:

а) количественного;

б) идеографического;

в) экспериментального;

г) ретроспективного;

  1. Подход, в соответствие с которым ход истории определяет географическая среда, называется:

а – геология

б – географический детерминизм

в – география

г – рационализм

37. Формационный подход к структурированию истории был предложен:

а – Геродотом

б – К.Марксом

в – О.Шпенглером

г – Ж-Ж Руссо

38. Абсолютизация классовой борьбы в историческом развитии различных стран содержалась в теории и истории развития:

а – Н. Данилевского

б – К.Маркса

в – А. Тоинби

г – К.Ясперса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: