double arrow

Жанр элегии: специфика и художественное своеобразие

Список использованной литературы

Заключение

Первые шаги в мире искусства - это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том, чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного труда решаются вопросы творческого и познавательно - эстетического воспитания. Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных художников.

В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т.к. пик креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем, если детям не помочь. Они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала. Подытожив все сказанное ранее, можно придти к следующему выводу, что такими условиями являются:




1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.

2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.



5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.

6. Использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.


1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности. - Н. Новгород 2008. - 20 с.

2. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2003.

3. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 2007. - 345 с.

4. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО ЦГЛ Рон 2010. – 112с.

5. Венгер А.Л., Эльконин Д.В. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста - Москва, 2008.

6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2010 - 231 с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2009 - 93 с.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 2005. - 145 с.

9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология - Москва: Просвещение, 2006. - 256 с.

10. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. - Киев, 2005. - 268 с.

11. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 2008 - 180-205 с.

12. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 2012 - № 7- 64-66 с.

13. Игнатьев Е. И, Лукин И. С, Громов М.Д. Психология-Пособие для педагогических училищ-М., Просвещение, 2005

14. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., - 12008.-№2. с. 41-46.

15. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.

16. Кузин В. С. Сборник программ по изобразительному искусству, сборник учебных программ. – М.: Дрофа. 2008. – 224с.

17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М., 2009-176 с.

18. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.

20. Никифорова О.Н. Познавательный процессы и способности в обучении. – М. 2009. - с. 80-100

21. Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. - 2004-389с.

22. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2008.

23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 2008.

24. Психокоррекцинная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений // Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. - 2003-160 с.

25. Реан А.А., Бордовский Н. В.,Розум С.И. Психология и педагогика-2002-345 с.

26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 2008.

27. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 2007. – с. 240

28. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусств. 1-4 и 5-8 кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» // - М., 2007.- с. 150.

29. Эльконин, Д.Б. Программы начальные классы/ Довыдов В.В. - М., Просвещение, 2008. – с. 200.

Элегия ведет свою родословную с античности; элегия (греч. elegeia) - жалобная песня. Первоначально элегия была распространена в ионийской Малой Азии, возникнув из поминального плача. Элегии исполняли на похоронах, сопровождая пение игрой на флейте. Позднее элегии стали просто декламировать, а жалобная песнь тростника - как иногда расшифровывается этот термин - приобрела совершенно другую направленность: в VII-V веках до н.э. элегии стали исполняться на пирах. Соответственно изменилось и содержание элегий - в них зазвучали политические, философские темы и просто житейские размышления.
Сохранилось предание о хромом школьном учителе Тиртее (VII в до н.э.), отправленном в насмешку жителями Афин командовать войском спартанцев, которые вынуждены были выполнить волю оракула. Тиртей прекрасно справился с неожиданными обязанностями: он вдохновил своими элегиями воинственный дух спартанцев. В этой легенде отразилось давнее понимание элегии как одного из жанров гражданской поэзии. Однако патриотическое содержание не закрепилось в дальнейшем за элегией.
Существенные изменения элегия претерпевает в эллинистическую эпоху: в элегию проникает любовная тематика. Каллимах и его последователи, используя мифологические образы, сетуют на безответную любовь, предаются печали, полагая, что одному поэту суждено пережить муки и горести отвергнутого возлюбленного. Эта тема будет подхвачена авторами римских элегий: Катуллом, Овидием. Однако в их творчестве элегия занимает промежуточное положение среди других жанровых форм.
Творцом элегии как жанра считается Гай Корнелий Галл (69-68 до н.э. - 26 до н.э.), завоевавший известность четырьмя книгами элегий, посвященных возлюбленной Кифериде, которую он в стихах называл Ликоридой. Именно благодаря Галлу за элегией было закреплено право воспевать любовь без взаимности и безотрадные страдания. Существует шутливое предположение о том, как возникла элегия: когда влюбленный поэт оказался перед закрытой дверью той, которую он боготворил, он выразил свою боль в элегии.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с созданием В.А. Жуковским «Сельского кладбища» и «Элегии» («Угрюмой осени мертвящая рука...»). Благодаря В.А. Жуковскому в моду вошла так называемая «кладбищенская поэзия», которой присуще особое видение мира. Сельские ландшафты помогают забыть испорченную городскую культуру. В уединении лирический герой предается меланхолическим размышлениям о суете и тщете жизненных устремлений. Постигнув бренность земного существования, помыслы свои лирический герой обращает к вечности.

Вслед за переводом Томаса Грея уже без обращения к иностранному образцу Жуковский создает элегию «Вечер» - внутренний монолог поэта, взирающего окрест себя, провожающего взглядом последний уходящий луч солнца и невольно обращающего свои мысли к закату жизни. Поэт запечатлел хорошо знакомые ему места: дорогу из села Мишенское в соседний Белев, куда он ходил давать уроки племянницам Марии и Александре Протасовым. Однако в элегии конкретный ландшафт становится обобщенным условным пейзажем, грустный поэт сопрягает мгновение и вечность, благодаря чему элегия обретает масштабность. Эти приемы получают дальнейшее развитие на протяжении всего XIX века. Подробнее жанр элегии в творчестве Жуковского будет рассмотрен в дальнейших главах нашей курсовой работы.

Итак, увлечение элегией возникло вследствие романтической оппозиции рассудочной поэтике классицизма, сковавшего строгими правилами свободное излияние чувств. В элегии главной темой становится любовь. Более того, возникающее влечение непременно требовало элегического самовыражения. Сошлемся на А.С. Пушкина. В «Египетских ночах» (1835) Чарский припоминает все невыгоды и неприятности занятия поэзией: «Влюбился ли он? - красавица его покупает себе альбом в Английском магазине и ждет уж элегии».

За элегией закрепляется окончательно любовное содержание, но любовь становится лишь поводом к разладу с миром.






Сейчас читают про: