V. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Ø Составить библиографический список
Ø Работа с лекционным материалом.
Ø Составление схемы: "Заслуги предшественников социологии.
Ø Найти в Интернет галерею портретов первых российских социологов, оформить стендовый показ.
Ø Составить кумулятивную таблицу по материалам лекций: направления, основные научные положения и подходы, ключевые фигуры.
Ø Подготовка устных рефератов
Ø Схема: "Институциализация социологии в начале XX века".
Ø Составить кумулятивную таблицу "Научные школы": примерные годы существования, основные научные положения и подходы, ключевые фигуры.
Ø Составить конспект по разделу учебника и двум первоисточникам /изучение текстов/
Ø Дискуссии среди неокантианцев по поводу психологической концепции социологии Л. И.Петражицкого /по прижизненным публикациям/
Ø Конспект произведения Л. И. Мечникова.
|
|
Ø Современные публикации об исторической школе в профильных социологических журналах и на страницах Интернет. Список публикаций.
Ø Нарисовать схему "Жизненный путь М. М. Ковалевского". Оформить стендовый доклад с портретами ученого /по материалам Интернет/
Ø Устные рефераты о Ковалевском и Тахтареве.
Ø По библиогр. источникам найти публикации о деят-сти лаборатории рефлексологии под руководством В. М. Бехтерева /в Петерб. Психоневрологическом институте/.
Ø Найти уставные документы РосСА, других современных сообществ социологов.
Ø Составить карту международных социологических связей.
Ø Подготовить дисскуссию для педагогической практики: «Профессиональный кодекс социолога» – в рамках объявленного «Года социологии» /2008 г./.
Ø Составить схему "Структурные подразделения современного ИС РАН"
Ø Проведение внеучебной конференции "Журнал "Социс" /1974-2008 гг./" Оформление выставки ксерокопий наиболее рейтинговых статей (по опросам студентов социологического отделения).
VI. Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Субъективная школа в отечественной социологии.
Социобиология в России.
Социологические сообщества и международные связи российских социологов.
Марксистская исследовательская традиция в социологии.
Ранние отечественные социологи.
Научные парадигмы в социологии.
Социальный бихевиоризм.
М. М. Ковалевский: жизнь и творчество.
Предшественники научной социологии.
Этапы становления отечественной социологии.
|
|
Позитивистское направление в развитии социологии.
Неопозитивизм в российской социологии.
Исторические школы в российской социологии.
Антипозитивизм в российской социологии.
Критерии оценки уровня знаний и умений выпускников при проведении экзамена
Оценка уровня знаний и умений студентов не должна быть волюнтаристской или «подтянутой» к имиджу студента. При обсуждении оценок учитываются продемонстрированные на экзамене знания студента, его умение четко и логично излагать научные представления, оппонировать, акцентировать внимание на самом существенном, высказывать профессионально обоснованные суждения о преимуществах или ограничениях тех или иных методов исследования, связывать методические требования к преподаванию с реальными проблемами образовательного процесса в вузе.
При оценивании устных ответов основным показателем является полнота и правильность ответа. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, когда он имеет крайне слабое представление о содержании вопросов, не владеет материалом, относящимся к содержанию ответа на вопрос.При ответе студент демонстрирует полное незнание логического аппарата социологии, примитивно строит устное изложение, подменяет понятия, не поднимается до научного обобщения, ограничивается обыденным представлением о предмете. Не знает необходимых научных источников, не имеет представления о текстах, произведениях, являющихся обязательным источником в процессе обучения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту тогда, когда он излагает приблизительно половину учебного материала по данному вопросу, знает только основные определения и понятия, их содержание, может дать им частичное объяснение, но допускает содержательные ошибки; может выполнить лишь отдельные логические операции, но не умеет самостоятельно анализировать, обобщать, строить выводы. В ответе могут быть нарушения в постановке проблемы и последовательности в изложении учебного материала, возникают ошибки в формулировании основных теоретических положений. Ответ не отличается глубиной и логикой аргументации.
Оценка «хорошо» выставляется студенту тогда, когда он правильно и логично излагает большую часть (не менее 75 %) учебного материала по вопросам, знает основные определения и понятия, их содержание и может дать им объяснение, способен самостоятельно анализировать, обобщать, делать аргументированные выводы, используя общеизвестные доказательства. Студент может приводить отдельные собственные примеры для иллюстрации изложенных мыслей. В ответе не наблюдается грубых нарушений в логике изложения программного материала, но могут быть упущения в отдельных деталях темы, неточности в обосновании и формулировании отдельных сложных теоретических положений.
Оценка «отлично» выставляется студенту тогда, когда он свободно владеет учебным материалом, знает основные научные достижения в социологическом объяснении общественной жизни, способен глубоко анализировать информацию, строить выводы и устанавливать существенные связи между явлениями и фактами. Студент демонстрирует выразительность речи и способность критически оценивать отдельные новые факты, явления, идеи и давать гипотетические объяснения новым социальным явлениям. Существенным моментом в ответе студента должны быть связь теории с практикой, умение применять теоретические знания при решении практических задач.
VII. Конспект лекций или учебно-методический материал по дисциплине
Основные понятия (глоссарий)
Антипозитивизм в социологии – направление, сторонники которого отказывались трактовать в позитивистском ключе социальную реальность, не разделяли объект и предмет исследования, внешний мир воспринимали как мир смыслов, значений, произведений человеческого духа.
|
|
Биосоциология – направление развития социологии как естественной науки. Представители социального дарвинизма в Европе (Людвиг Гумплович и др.) а также органицисты Герберт Спенсер, Альфред Шеффле, Ренэ Вормс и др.) относились к биосоциологам. Эволюционный подход они сочетали с представлением о сходстве социального организма с биологическим. В России заметными представителями натурсоциологии были П. Лилиенфельд и А. Стронин.
Высшая русская школа общественных наук в Париже – прообраз высшего социологического образования. Официально признанное во Франции "вольное учебное и ученое заведение" для студентов-слушателей из России и проживающих вне России. Создана усилиями основателей отечественной социологии М. М. Ковалевским и Е. В. Роберти при личном участии Ю. С. Гамбарова и при содействии ряда французских ученых (Ренэ Вормса, Эспинаса, Фулье, Тарда и др.) и под покровительством французских властей. Просуществовала с 1901 по 1905 гг.
Генетическая школа – представители этой школы занимались происхождением общественных форм (институтов и их учреждений, отношений, взаимодействий) от ихистоков, первоначальных форм до сложно структурированных развитых современных форм.
Географическая школа в социологии – сторонники школы (А. П. Щапов, П. П. Семенов-Тян-Шанский и др.), особое значение придавали географическому фактору. Элементы среды обитания (флора, фауна, ландшафт, климат, реки) считались факторами жизни и социальных изменений. Лев Ильич Мечников объяснял неравномерность развития человечества влиянием географических условий существования. В истории цивилизации он выделял речной, средиземноморский и океанический периоды и с этим связывал эволюцию политического устройства, свободы и солидарности людей.