double arrow

VIII. Контрольные мероприятия

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При изучении дисциплины студенты должны овладеть научными и прикладными знаниями в области истории Отечества. Для более успешного усвоения материала рекомендуется:

· систематически работать с учебной, прикладной, дополнительной литературой;

· применять полученные знания в процессе деловых игр и упражнений;

· использовать выдаваемый раздаточный материал;

· выполнять задания к семинарским занятиям;

· активно участвовать в лекционных и семинарских занятиях;

· выполнять промежуточные тестовые и контрольные задания по пройденным темам;

· использовать знания других дисциплин, близких по направленности с «Историей Отечества»;

· подбирать дополнительный материал на изученные темы.

Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках курса «История России» являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятия играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.

Целью семинарских занятий в высшей школе является развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Поэтому в организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса.

В процессе семинарских занятий по курсу «История России» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту предлагаются задания для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3).

С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается самим преподавателем. Подобный алгоритм студент может использовать во время своего ответа как на экзамене, так и на семинарском занятии.

Одним из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующее:

1. Хронология, периодизация, время исторических событий (процессов).

2. Историография (знание различных научных точек зрения по тому или иному вопросу, исторической проблеме).

3. Теория вопроса (определение базового понятия вопроса).

4. Предпосылки и причины исторических процессов или событий.

5. Ход исторических событий (процессов).

6. Значение (необходимо показать историческую роль, дать оценку, выявить последствия для развития России).

Таблица 1.

Политика правителей Киевской Руси

Правители Внутренняя политика Внешняя политика
Олег    
Игорь    
Ольга    
Святослав    
Владимир    
Ярослав Мудрый    
Владимир Мономах    

Таблица 2.

Основные события внешней политики России XVI-XVIII вв.

Западное направление Южное направление Восточное направление
     
     
     

Таблица 3.

Реформы в России

Годы проведения Содержание реформы
Первая четверть XVIII в.  
1860-70-е гг.  
Начало XX в.  
1920-30-е гг.  
Середина 50-х-начало 60-х гг.  
Середина 60-х-конец 70-х гг.  
1980-е гг.  
1990-е гг.  
Начало XXI в.  

С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам предлагаются задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задачи на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задачи на сравнение можно использовать такой алгоритм: дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.

С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам могут быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.

Особое место в структуре семинарского занятия принадлежит учебным докладам студентов. Доклад – важный вид самостоятельной деятельности студента по изучению истории, способствующий углубленному усвоению проблем курса, формированию навыков научно-исследовательской работы и ораторского мастерства. Доклад может быть выполнен как в письменной, так и в устной форме, но обязательно в ходе доклада должна быть освещена проблема по тому или иному историческому событию или процессу. Доклад требует от студента: теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе исторических событий прошлого и современной общественно-политической жизни, приобретения навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы, правильного оформления (если в виде письменного сообщения – по плану раскрытия содержания с постраничными сносками) или составления презентации (если в виде слайд-шоу).

Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях практикуются 10-15-минутные контрольные проверочные работы. Например, дать определение 2-3 понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.

Семинарские занятия по четырем основным разделам учебного курса «История России» завершаются тестированием студентов по соответствующему изученному разделу (см. примеры тестовых заданий в пункте «VI. Самостоятельная работа студентов»).

В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История России», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «»Истории России» как продолжение учебно-познавательного процесса является одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, причем по всему учебному курсу.

Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой, расширяет возможности информационно-коммуникационного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменный текст наиболее адекватно отражает умение логично мыслить и в соответствии с проблемой выстраивать его содержание.

Требования к выполнению тестовых заданий для студентов очной формы обучения:

Текущий контроль знаний по дисциплине «Отечественная История» студентов очной формы обучения осуществляется в тестовой форме.

Тестовое задание включает в себя вопросы по следующим разделам:

«История Отечества с древнейших времен по XVII в.»

«История Отечества XVIII – XIX вв.»

«История Отечества XX в.».

Тестовые задания если студент дал не менее 80% правильных ответов считаются выполненными.

Время выполнения тестовых заданий – 2 академических часа.

Требования к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения:

Контрольная работа является формой рубежного контроля знаний по дисциплине студентов заочной формы обучения и проводится в письменной форме.

Объем работы не должен превышать 25 страниц печатного текста.

Работа выполняется самостоятельно по материалам прочитанных источников. Цитирование допускается только в том случае, если указывается цитируемый источник. Допускается использование литературы, не указанной в списке литературы к контрольным работам. Особое внимание надо обратить на новую литературу, вышедшую из печати за последние 5-7 лет.

Контрольные работы оцениваются по пятибалльной шкале.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно», обязаны повторно пройти процедуру рубежного контроля, написав аналогичную работу по другой теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: