В России и мире

Тема 2.1. Особенности становления государственности

Модуль 2. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОСТИ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1.2. Исследователь и исторический источник

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте становление и развитие историографии как научной дисциплины.

2. Ознакомьтесь с источниками по истории (письменными, вещественными, аудиовизуальными, научно-техническими, изобразительными).

3. Познакомьтесь со способами и формами получения анализа и сохранения исторической информации.

II. План семинарского занятия

(форма обучения – очная и заочная)

1. Роль исторического источника в изучении истории.

2. Характеристика исторических источников.

3. Способы и формы получения исторической информации, ее хранения и использования.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Раскрытие и усвоение студентами вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной научной и учебной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу «Взгляд на историю как науку: Первая половина XIX века. - М., 2009», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения историографии как научной дисциплины. Затем надо дать характеристику историографических источников. Закончить следует изучением различных историографических школ.

Раскрытие второго вопроса лучше начать с классификации исторических источников. Затем надо рассмотреть общее и особенное в различных исторических источниках. Закончить следует выявлением места и роли источника в историческом исследовании.

При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо исследовать вопрос о формах и способах получения исторической информации, проанализировать доступность и эффективность различных исторических источников.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Ремесло историка. – М., 1986.

2. Источниковедение. Учебник для вузов. – М.: РГТУ, 1996.

3. Взгляд на историю как науку: Первая половина XIX в. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М. 2009.

Дополнительная литература

1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.

2. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.

3. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какие существуют точки зрения на роль источника в изучении истории?

2.Под влиянием каких внутренних и внешних условий проходило формирование исторических источников?

3.Перечислите и проанализируйте виды исторических источников.

4.Раскройте способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

5.Роль и значение источниковедения как составной части исторической науки.

6.В чем Вы видите общее и особенное в различных источниках получения исторической информации?

7.Характеристика различных отечественных и зарубежных историографических школ.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.

2. Подготовить научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Закономерности и особенности создания Древнерусского государства».

3. *Подготовить научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Экономические, политические и социальные предпосылки создания Древнерусского государства».

II. План семинарского занятия

(форма обучения – очная)

1. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос.

2. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

3. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая треть XII в.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Раскрытие и усвоение студентами вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной научной и учебной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу академика Б.А. Рыбакова «Мир истории: начальные века русской истории», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения территории расселения восточных славян. Затем надо дать характеристику основным видам занятий восточных славян. Закончить следует изучением религиозных воззрений восточных славян.

При усвоении первого вопроса необходимо исследовать как норманнскую теорию, так и взгляды антинорманнистов. Особое внимание нужно обратить на объективные предпосылки возникновения Древнерусского государства.

Раскрытие второго вопроса лучше начать с определения причин крещения Древней Руси. Затем надо рассмотреть процесс принятия христианского вероисповедания. Закончить следует выявлением места русской православной церкви в исторической судьбе России.

При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо исследовать жизнь и деятельность наиболее выдающихся великих князей Киевских, раскрыть содержание социально-экономического развития и политического устройства Киевской Руси. В заключение следует определить дату и причины распада единого Древнерусского государства и появление новых политических центров.

IV Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 2-3.

Дополнительная литература

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.

3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие существуют точки зрения на проблему происхождения восточных славян?

2. Под влиянием, каких внутренних и внешних условий проходило формирование Древнерусского государства?

3. Какие соседи Древней Руси представляли для неё наибольшую угрозу? Почему?

4. Как Вы можете определить общественно-политический строй Древнерусского государства?

5. Какие категории свободного и зависимого населения вы можете назвать?

6. В чем Вы видите общее и особенное в социально- экономическом развитии Древней Руси в IX, X, XI вв.?

7. Что вы можете сказать об общих и отличительных чертах политического строя Руси в IX, X, XI вв.?

8. В чем вы видите роль городов в Древней Руси?

9. Какие элементы языческой и христианской культуры вы можете назвать применительно к Руси XI- начала XII вв.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: