double arrow

Тема 3.1. Россия и мир в XX веке

В XX В. – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Модуль 3. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите причины реформирования России в начале XX в.

2.* Выявите причины революции 1905-1907 гг.

3. Определите различие в реформах С.Ю.Витте, П.Д. Святополк-Мирского, П.А.Столыпина.

4.* Сформулируйте последствия первой мировой войны.

5.* Назовите объективные и субъективные причины гражданской войны в России.

6.* Выявите объективные предпосылки индустриализации СССР.

7.* Определите причины коллективизации сельского хозяйства в СССР.

8. Подготовьте доклад о необходимости перемен в духовной жизни послереволюционной России.

9. Сформулируйте причины второй мировой войны?

10. Подготовьте доклад о истоках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

11.* Сформулируйте задачи, стоящие перед экономикой СССР после окончания войны.

12.Сформулируйте направление эволюционирования КПСС в 1990 – 1991 гг.

13.*Выявите альтернативы при реформировании страны в 1985 – 1991 гг.

14.Объясните резкое ухудшение социально – экономической ситуации в СССР к 1991г.

15.*Подготовьте доклад о причинах обострения межнациональных отношений в СССР?

16.Выявите истоки конфликта властей в 1993 г.?

17.Сформулируйте изменение международного положения России в 1992 -2002 гг.

18.Курс М.С Горбачева на «ускорение», «гласность» и «демократизацию».

19.Поворот во внешней политике Советского Союза. Э.А. Шеварднадзе-проводник «нового политического мышления».




20.Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью.

21.РФ и государства ближнего зарубежья.

II. План семинарского занятия

(форма обучения – очная и заочная)

1. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы и значение.

2. Первая мировая война: боевые действия на Восточном фронте и положение в тылу.

3. Причины, ход и итоги Февральской революции 1917 г.

4. Октябрьская революция 1917 г и ее значение.

5. XX съезд КПСС и его историческое значение.

6. Изменения в социально-экономическом развитии СССР в годы «хрущевской оттепели».

7. Внешнеполитическая деятельность советского руководства во второй половине 50 – начале 60-х гг.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особого внимания заслуживают все рекомендованные книги, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.



Рассмотрение первого вопроса начинается с выявления внутренних и внешних причин первой русской революции. Затем дается характеристика ее этапов. В конце анализируются итоги революции 1905-1907 гг.

При подготовке второго вопроса нужно определить причины возникновения мирового конфликта и состав его участников. Затем надо раскрыть ход военных действий на Восточном фронте. Закончить следует общими выводами о социально-экономическом положении России к 1917 г.

Ответ на третий вопрос надо начать с выявления внутренних и внешних причин Февральской революции 1917 г. Затем нужно рассмотреть ход ее развития. Закончить следует анализом итогов Февральской революции 1917 г.

При изучении четвертого вопроса, прежде всего, необходимо исследовать причины общенационального кризиса осенью 1917 г. Затем надо дать анализ Октябрьской революции 1917 г. В заключение следует подвести общие итоги революционных событий 1917 г.

Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.В. Загладина «История успехов и неудач советской дипломатии» и Е.Ю. Зубковой «Общество и реформы. 1945-1964», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Необходимо дать анализ изменений в жизни СССР сразу после смерти И.В. Сталина. Затем дается характеристика важнейших социальных и экономических реформ, осуществленных в годы «хрущевской оттепели». В конце надо выявить причины отставки Н.С. Хрущева.

При изучении пятого вопроса нужно проанализировать состояние советского общества к середине 50-х гг. Затем надо рассмотреть содержание доклада Н.С. Хрущева, посвященного культу личности И.В. Сталина. В конце следует определить историческое значение XX съезда КПСС.

При подготовке к занятию необходимо выявить главные направления внешней политики СССР. Затем нужно изучить политику советского руководства в отношении США и западных государств. Основательно проанализировать взаимоотношения внутри социалистического лагеря. В заключение надо подвести общие итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 50 начале 60-х гг.

Нужно проанализировать изменения политического курса М.С Горбачева на «ускорение», «гласность», «демократизация» в СССР. Следует отметить, что декларация нового политического курса, введение госприемки и борьба с нетрудовыми доходами были попытками реформаторов перехода к рыночной экономике. Необходимо отметить причины ухудшения положения в народном хозяйстве: сокращение производства, рост инфляции, массовые забастовки рабочих.

Студентам следует рассмотреть вопросы внешней политики. Поворот во внешней политике Советского Союза непосредственно связан с деятельностью Э.А. Шеварднадзе. Министр иностранных дел - проводник «нового политического мышления». Новый курс внешней политики был непосредственно связан с советско-американскими договорами о сокращении ядерных вооружений, выводом советских войск из Афганистана и стран Восточной Европы, распадом «социалистического лагеря», роспуском СЭВ и ОВД, падением международного влияния СССР.

Следует отметить укрепление российской государственности в 2000-е годы; приведение конституций и законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией и законодательством РФ. Введение новой интегрирующей структуры власти – семи федеральных округов. Попытки российского руководства наладить партнерские отношения с ведущими западными странами.

Необходимо также рассмотреть проблему развала СССР и образование СНГ. Следует проработать документы, связанные с созданием российско-белорусского политического союза. Студентам следует проработать вопрос о создании Евразийского экономического сообщества и Экономического таможенного союза, который в ближайшее время начнет свою деятельность.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 23-26.

Дополнительная литература

1. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая мировая война. 1914-1918. – М., 1964.

2. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М., 1990.

3. Россия. 1917 г.: выборы исторического пути. – М., 1989.

4. Шацилло К.Ф. Революция 1905-1907 гг. В России. – М., 1990.

5. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. – М., 1991.

6.Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. – М., 1990.

7.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993.

8. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.

9. Политическая история: Россия-СССР - Российская Федерация. – М.,1996.

10. Путин В.В. От первого лица. – М., 2000.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.В чем вы видите специфику создания и развития политических партий в России?

2. В чем Вы видите причины революции 1905-1907 гг.?

3. Какими причинами была вызвана необходимость реформирования России в начале XX в.?

4.Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в начале XX в.?

5. Что общего и в чем различие в реформах С.Ю.Витте, П.Д. Святополк-Мирского, П.А.Столыпина?

6.Какие последствия для страны имела первая мировая война?

7. В чем вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России?

8. Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания?

9. Почему особо острый характер в большевистском руководстве носила борьба за заключение Брестского мира?

10. Каковы, на Ваш взгляд, истоки силы и слабости «белого» и «красного» движения?

11.Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющим?

12.Каковы на Ваш взгляд, объективные и субъективные предпосылки нэпа?

13. Менялись ли в период нэпа основы существовавшей в стране политической системы?

14. Какими новыми чертами характеризовалась международная ситуация 20-е годы?

15. В чем Вы видите объективные предпосылки индустриализации в СССР?

16. В чем Вы видите причины коллективизации сельского хозяйства в СССР?

17. В чем Вы видите необходимость перемен в духовной жизни послереволюционной России?

18. В чем Вы видите истоки и причины второй мировой войны?

19. Каковы, на Ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.?

20. Каковы причины, на Ваш взгляд, привели к оформлению антигитлеровской коалиции?

21. В чем Вы видите истоки победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

22. Какие задачи стояли перед экономикой СССР после её окончания?

23. Когда и почему, на Ваш взгляд, наметился переход СССР и Запада от союзничества к «холодной войне»?

24. Чем вы можете объяснить необходимость реформирования советского государства и общества после смерти В.И.Сталина?

25. Чем Вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50-х начале 60-х годов?

26. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х годов наметилось серьезное отставание СССР от стран Запада?

27. Чем можно объяснить кризисное состояние советской экономики в 1985 г.?

28. В каком направлении эволюционировала КПСС в 1990 – 1991 гг.?

29. Какие существовали альтернативы при реформировании страны в 1985 – 1991 гг.?

30. Чем можно объяснить резкое ухудшение социально – экономической ситуации в СССР к 1991г.?

31. В чем Вы видите причины обострения межнациональных отношений в СССР?

32. В чем Вы видите истоки конфликта властей в 1993 г.?

33. Как изменилось международное положение России в 1992 -2002 гг.?






Сейчас читают про: