Г. Гроций – один из основателей доктрины естественного права

Список рекомендуемой литературы

Темы рефератов

1. Социально-культурная сущность Возрождения и Рефор­мации.

2. «Государь» Н. Макиавелли и его роль в истории полити­ко-правовой мысли.

3. Гуманизм, идея личности (человека) в политико-право­вых учениях XVI в.

4. Идея натуралистической (географической) типологиза-ции государств Ж. Бодена.

5. Учение М. Лютера.

6. Политическая программа Т. Мюнцера.

7. Кальвинизм.

8. Контрреформация. Орден иезуитов.

9. Тираноборцы.

Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы

1. Аргументируйте или опровергните утверждение тех мыс­лителей, которые полагали, что правители государства не дол­жны в своей деятельности руководствоваться обыденными моральными нормами.

2. Кто из мыслителей считал, что в основе законодатель­ных норм лежат, как правило, реальные, постижимые сознани­ем правила человеческого поведения?

3. Как Вы понимаете сущность принципа политического реализма, обоснованного И. Макиавелли?

4. Кто из идеологов Реформации проповедовал религиоз­ную нетерпимость?

5. Какие отличительные признаки суверенитета государства сформулировал Ж. Воден?

6. Какое устройство государства Ж. Воден считал лучшим?

7. Почему нельзя было реализовать идеи европейских со­циалистов в XVII в.? Осуществимы ли они вообще? Аргумен­тируйте свой ответ.

Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Макиавелли. М., 1977.

Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. М., 1983.

Гердер Н. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.,2004.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 2002.

Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах утопис­тов. М., 1966.

Мор Т. Утопия. М., 2002.

Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрож­дения: гуманизм конца XIV - XV в. Л., 1984.

Темпов Е.И. Макиавелли. М., 2005.

Глава VΙ. Политические и правовые учения в Голландии

и Англии в период ранних буржуазных революций

Раннебуржуазные учения о государстве и праве Г. Грация и Б. Спинозы. Концепция абсолютизма Т. Гоббса. Дж. Локк – основоположник доктрины раннебуржуазного либерализма.

§1. Общая характеристика начального периода

кризиса феодального строя.

На рубеже XVI-XVII вв. в Западной Европе кризис феодаль­ного строя достиг апогея началось его революционное низвер­жение. В начале XVII в. победоносно завершилась длительная национально-освободительная борьба Голландии против гос­подства феодально-монархической Испании. К власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642-1649 гг. и «Славная революция» 1688-1689 гг.).

Результаты буржуазных преобразований требовали не толь­ко идейно-политической защиты, но и теоретического осмысле­ния и обоснования идей, принципов и концепций, которые соот­ветствовали бы потребностям времени и определяли перспекти­ву прогрессивного развития и социальных, и политико-право­вых форм человеческой жизни. Итогом разработки раннебуржу-азными идеологами новых воззрений на природу, человека, об­щество, государство и право стали теории естественного права и общественного договора, основанные на гуманизме и рациона­лизме, т.е. на оценке общественных отношений с позиций «здра­вого разума», на исследовании природы и страстей человека, на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными стремлениями и разумом.

Одним из первых творцов нового пра­ва, «отвечающего законам разума», был голландский юрист Гуго Граций (1583-1645гг.). Всю социальную пробле­матику он исследовал с позиций есте­ственного права, сквозь призму идей и требований правовой справедливости, которые должны господствовать в. отношени­ях между индивидами, народами и государствами.

Справедливость, по Грецию, это необходимый признак пра­ва. При этом справедливость трактуется им как требование ра­зума, веление природы разумного существа. «...Право есть то, что не противоречит справедливости», – писал он. «Противо­речит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом».

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естествен­ное и волеустановленное. Естественное право, согласно Гроцию, – это «предписание здравого разума, право в собствен­ном смысле слова». Его источником является не чья-либо вы­года, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к обще­нию.

Волеустановленное право, имея своим источником волю (человеческую или божественную), соответственно делится на право человеческое и право божественное. Волеустановленное право, считает Гроций, должно соответствовать предписани­ям естественного права: «Ведь так как естественное право веч­но и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог пред­писать чего-либо, противного этому праву».

Человеческое право в свою очередь подразделяется Гроцием на внутригосударственное право и человеческое право в уз­ком и широком смыслах. Внутригосударственное право исхо­дит от гражданской власти. Это так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определя­ется как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства.

Догосударственный период жизни людей Гроций характе­ризует как «естественное состояние». Люди жили крайне не­притязательно. Отсутствовала частная собственность. Имуще­ство было общим, люди доброжелательно относились друг к другу. Но по мере развития ремесел и искусств возрастали по­требности людей, появились и развились человеческие пороки. Каждый стал считать себя собственником всего, что он произ­вел, добыл или чем успел завладеть. В результате в отношениях между людьми ослабли справедливость, доброжелательность, исчезло равенство. Возникли конфликты. Стремление же лю­дей к спокойному и руководимому собственным разумом об­щению с себе подобными, их способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам, побудили их заключить до­говор о создании государства.

Начиная с Гроция, почти все концепции XVII-XVIII вв., трактующие сущность, причины, способы создания государ­ства, исходили из этой посылки. Теория договорного проис­хождения государства резко противостояла феодальным тео­софским концепциям «богоустановленности» власти.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных на сопротивление верховной власти или подчинен­ным органам. Но его позиция в этом вопросе явно противоре­чива. С одной стороны, он признает, что «все по природе име­ют право противиться причинению им насилия», с другой – на­род, заключив соглашение об учреждении государства и граж­данской власти, добровольно передал свой суверенитет избран­ным им лицам, т.е. тем, кто юридически осуществляет верхо­венство. Поэтому государство «может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественно­го мира и государственного порядка... Ибо если сохранить та­кое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государ­ство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».

Гроция считают основоположником науки международно­го права. В своих «Трех книгах о праве войны и мира» он кри­тикует распространенное мнение, что в международных отно­шениях все решает сила, что война несовместима с правом и справедливостью. Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: «по природе каждый явля­ется защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Источниками последнего, по Гроцию, являются при­рода и соглашение народов.

Гроций различает войны справедливые и несправедливые. Справедливой причиной войны «может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым Гроций относил войны обо­ронительные, войны для сохранения целостного государства, защиты территории, населения, имущества от агрессии.

Несправедливые войны – это войны захватнические, вой­ны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она, по мнению Греция, должна вестись ради заключения мира и так, чтобы не страдало мирное население. Он подчеркивал необходимость гуманного поведения во­юющих сторон в отношении женщин, детей и стариков, плен­ных, а также лиц, сдавшихся неприятелю.

Идеи Греция способствовали формированию нового типа международного правопорядка, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимопонимания в отношениях между людьми, народами и государствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: