Утопического социализма

Возникновение политико-правовой идеологии

Среди различных течений и движений эпохи Возрождения достаточно заметное место занимали мыслители-социалисты, выражавшие извечные устремления людей труда к социаль­ной справедливости, пытавшиеся ответить на вопрос, как из­бавить народные массы от бедствий и страданий. Решение это­го вопроса многие из них видели в создании проектов обще­ственного устройства, основанного не на частной, а на обще­ственной собственности.

Один из таких проектов был разработан английским пра­воведом Томасом Мором (1478-1535гг.). В 1516 г. появилось его сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В ней рассказывается о невиданных законах и порядках, уста­новленных на удивительном острове. Утопия – республика, управляемая выборными должностными лицами. Там нет ни богатых, ни бедных, все жители равны. Жизнь островитян про­текает мирно и счастливо потому, что все принадлежит всем, все трудятся. Труд стал здесь не только жизненной, но и мо­ральной необходимостью. Все блага распределяются по прин­ципу: каждый работает, сколько может, а получает столько, сколько ему надо. В Европе же в отличие от утопического госу­дарства труд бедняков создает богатства, которые идут на со­держание бездельников-богатеев.

В частной собственности Мор видит корень всех соци­альных бед. Она порождает нищету масс, преступность, вся­ческие несправедливости, питающие такие дурные человечес­кие качества, как алчность, эгоизм и пр. Взгляд на собствен­ность как на основу, определяющую структуру, психологию, нравы, законы общества, позволил Мору сделать оригиналь­ные выводы о сущности государства и права.

Государства, считает Мор, не представляют собой «ничего кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах». Они используют его в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных мате­риальных интересов. Делается это и с помощью законов, пред­писаний власти, которые навязываются народу от имени госу­дарства. Эгоизмом богачей обусловливается также сложность и запутанность законодательства, охрана его жестокими нака­заниями.

В укор тогдашнему реальному обществу Мор рисует во­ображаемое государство (Утопию), которое стремится обой­тись без запретов и регламентации, ограничивающих свободу граждан. Поскольку здесь нет частной собственности, нет де­нег, не используется в быту золото и серебро, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны. Поэто­му они не нуждаются в обширном и сложном законодатель­стве.

Жизнь на острове подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. «У утопийцев законоведом явля­ется всякий, ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование... Утопийцы считают в высшей степени несправед­ливым связывать каких-нибудь людей такими законами, чис­ленность которых превосходит возможность их прочтения... Все законы в Утопии издаются только для того, чтобы напом­нить каждому его долг».

Однако на острове счастливы не все. Есть в этой идеальной стране рабы, обращенные в рабство за совершение тяжкого преступления. На их плечи взваливается самый тяжкий и не­привлекательный труд. Но рабство в утопии не пожизненно и не наследственно. Сын раба – свободный человек. Да и сами рабы при определенных условиях могут стать свободными граж­данами.

Похожий, но еще более радикальный социалистический проект был описан спустя почти столетие итальянцем Томмазо Кампанеллой (1568-1633 гг.) в знаменитом произведении «Город Солнца».

Подобно Томасу Мору, Кампанелла нарисовал картину общества, где нет частной собственности, люди живут единой дружной семьей, вся жизнь подчинена разуму. В идеальной рес­публике, которую он назвал Государством Солнца, все тру­дятся. Блага же распределяются справедливо и разумно. Го­сударство обеспечивает своих граждан всем необходимым. Таким образом, и у Кампанеллы основой социального уклада является общность всей жизни. Она распространяется на дома, спальни, кровати. Все люди носят абсолютно одинаковую одежду. Детей воспитывает государство. Все подлежит всеоб­щему государственному регулированию – от трудовой деятель­ности до отношений между полами и рождения детей. В отли­чие от Мора, для которого будущее «царство справедливос­ти» было мечтой, Кампанелла связывал его воплощение с на­сильственными, революционными действиями.

Идея равенства была не нова для истории общественной мысли. её исповедовали в начале новой эры ранние христиане. Но у них речь шла об имущественном равенстве. Мор и Кампа­нелла расширили понимание равенства, поставив вопрос о не­обходимости всеобщего участия в труде. Отличительной чер­той их социальных проектов было также осознание важности организации труда как условия реализации идеи равенства.

Мор и Кампанелла воплотили в своих произведениях давнюю мечту людей о справедливом обществе, однако справед­ливое общество отличается у них удручающей одинаковостью и унифицированностью жизни населения социалистических республик. Понимание равенства, приближающееся к тожде­ству и единообразию, оставляло мало места для проявления человеческой индивидуальности, личностного начала. К тому же оно было не лишено противоречивости. Утверждение соци­ального равенства обеспечивалось детальной регламентацией жизни людей, что требовало наличия многочисленной и все­сильной бюрократии, порождающей в свою очередь еще боль­шее неравенство.

Как видим, в эпоху Возрождения существовали очень раз­ные подходы к истолкованию социальной жизни. Они получи­ли развитие в последующие исторические периоды.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

2. Утопические социалистические концепции Т. Мора и Т. Кампанеллы.

3. Политико-правовые воззрения идеологов Реформации.

4. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: