Политико-правовые воззрения Ж. Бодена

Другим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом ко­ролевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междо­усобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осу­ществлять общегосударственные интересы, стоящие выше ре­лигиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве».

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объеди­нении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над под­данными в политическом сообществе, является самым суще­ственным признаком государства. Именно он составляет прин­ципиальное отличие государства от всех других объединений людей.

Высший характер государственной власти Боден усматри­вал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной вла­сти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти со­стоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её пре­рогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граж­дане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организа­ции (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Вопло­щением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать за­коны, адресуемые всем без исключения подданным и учрежде­ниям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взи­мания налогов и податей.

Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов.

Из трех постоянно дискутируемых форм правления (де­мократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое го­сударство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический харак­тер. Такое государство Боден называет королевской монархи­ей.

Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой госу­дарь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в сове­тах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив.

Боден определяет условия стабильности и прочности раз­личных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против рос­товщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допу­стить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Го­сударство должно защищать свободу вероисповедания.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств. Он считал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государ­ство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство спра­ведливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севе­ра, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство вли­яют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: