Правовой нормативизм

Реалистическая теория права США

Много общего с концепциями Р. Паунда, Е. Эрлиха и других теоретиков социологического правоведения име­ла так называемая реалистическая школа права США. Одним из ведущих её представителей был Карл Никерсон Ллевелин (1893-1962гг.), который, как и Паунд, считал, что развитие лю­бой отрасли права следует изучать и оценивать с учетом её эф­фективности, т.е. с позиций прагматизма. По Ллевелину, пра­во – это то, что фактически делается судами и государственны­ми чиновниками в сфере правоприменения. Юриспруденция, по его мнению, призвана точно выявлять фактически применя­емые судами нормы, устанавливать взаимосвязи между нормой и охватываемой ею правовой ситуацией, а также определять то, какими должны быть нормы, формулируемые в законода­тельном акте или судебном постановлении.

В целом правовой реализм представлял собой доктрину, построенную на соединении принципов социологического и психологического подходов к изучению права. Кроме того, всем представителям этой школы был присущ скептицизм по отно­шению к общепринятой правовой теории, нормативной опре­деленности в праве, «скептицизм, порожденный стремлением реформировать в интересах правосудия, некоторые стороны деятельности судов».

Особенно показательна в этом отношении концепция Дже­рома Фрэнка (1889-1957гг.). Он полагал, что юридическая наука оказалась задавленной грудой теоретических доктрин и догм. Поэтому следует создать новую «натуралистическую» филосо­фию права на основе эмпирической социологии и психологии, поскольку любая важная правовая проблема является одновре­менно социологической и психологической. Реалисты требова­ли опираться на юридическую практику, противопоставляя её теории и даже самому праву как совокупности норм, поскольку правовые нормы, по мнению Фрэнка, можно рассматривать лишь как предсказание результатов будущего применения права.

Определенное же судебное решение, по мнению реалистов, не является конкретным выражением общего правила. Это осо­бенный факт, как раз исключающий общее, противопоставля­емый ему. Поэтому реалисты предлагали заменить общие пра­вовые категории решениями по конкретному делу, исследова­нием влияния на право индивидуальных побуждений и склон­ностей, предчувствий и догадок, которые свойственны каждо­му судье и присяжному, и на основании которых формируется представление о праве.

С точки зрения реалистов правом является лишь решение, вынесенное по данному конкретному случаю и действительное только в отношении данного конкретного случая, в остальном оно может быть использовано для предсказания будущего по­ведения и решения судей, но не более.

Особенности правопонимания Фрэнка и его сторонников дали основание некоторым исследователям называть реальную школу в правоведении «юриспруденцией выработки и приня­тия решений».

Родоначальником правового нормативизма, или «чистого учения о праве», был австрий­ский юрист Ганс Келъзен (1881-1973гг.). Он стре­мился разработать подлинную научную юриспруденцию – «чи­стое учение о праве», предметом изучения которой было бы правовой нормативизм – право в строгом смысле этого слова. Кельзен считал, что юрис­пруденция совершенно некритично «расширилась» за счет со­циологии и психологии, этики и политической науки, и доби­вался «очищения» её от всех элементов, которые являются чуж­дыми праву, а также требовал освободить её от исследователь­ских приемов, заимствованных из других областей познания, и исключить из правоведения идеологические оценки.

Правоведение он рассматривал как нормативную соци­альную науку, которая призвана описывать и познавать пра­вовые нормы (правила должного) и созданные ими отношения между людьми. Будучи теорией, правоведение, уточнял Кель­зен, «стремится лишь к одному: познать свой предмет. Оно пы­тается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть пра­воведение, но не политика права».

Ее предмет – законодательные нормы, их элементы, их вза­имоотношения, правопорядок как целое, его структура, отно­шения между правопорядками. Задача и цель теории права – обеспечить юриста, законодателя и преподавателя понимани­ем и описанием (по возможности точным) позитивного пра­ва (законодательства) страны. Кельзен особо подчеркивает, что теория не должна поддаваться влиянию мотивов и страстей, желаниям и интересам законодательных властей и индивидов по отношению к содержанию законов.

Правоведение должно описывать свой объект, как он есть, выводить свои понятия исключительно из содержания законо­дательных норм. По Кельзену, понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государствен­ной властью, но и процесс их реализации на практике. Право­применительный процесс он толковал как продолжение пра­вотворческой деятельности государства. «Применение права есть также и создание права», – указывал он.

Чистая теория права исключала возможность дать ответ на вопрос «Что такое справедливость?». Действительность пози­тивного права, отмечал Кельзен, «не зависит от его соотноше­ния с нормой справедливости». В этом он видел важное отли­чие правового позитивизма от естественно-правовых теорий, которые он воспринимал как доктрины, предлагающие опре­деленное решение вечной проблемы справедливости, или, ина­че говоря, доктрины, пытающиеся ответить на вопрос, что правильно и что неправильно во взаимоотношениях людей. Есте­ственные права, отмечал Кельзен, это только права, которые законами человеческими ни установить, ни отменить невозмож­но, а можно только защитить и обеспечивать. Нравственные основания правовых установлений, по Кельзену, не предмет правоведения. «То, что не может быть обнаружено в содержа­ниях позитивных юридических норм, – размышлял Кельзен, – не может войти и в правовое понятие».

Правовую систему Кельзен представляет как совокупность норм, согласованных между собой и образующих строгую иерархию в виде пирамиды. На вершине этой пирамиды нахо­дятся нормы конституции, вслед за ними – общие нормы, уста­новленные в законодательном порядке или обычаем, в основа­нии – так называемые индивидуальные нормы, создаваемые су­дебными и административными органами при решении конк­ретных дел.

Общим источником правовой системы, наивысшей нормой, из которой выводятся все правовые нормы, по Кельзену, явля­ется гипотетическая основная норма (grundnorm). Это «мыс­ленное допущение, норма, не зафиксированная ни в каких юри­дических текстах, – это трансцедентально-логический постулат, который гласит: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Понятие основной нормы – ключевое понятие позитивист­ской теории права Кельзена. Благодаря основной норме, он по­лагает, что создает логически непротиворечивую, завершенную систему обоснования (легитимации) любого законопорядка.

Смысл правопорядка Кельзен сводил к санкциям, к актам принуждения и считал, что право не может существовать без власти. А потому и право трактуется им как «специфический порядок власти или организация власти», совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке.

С этой, сугубо юридической, точки зрения подходил он и к трактовке государства. По его определению, государство – это «законный правовой порядок», при котором одни прика­зывают и правят, а другие подчиняются и «управляются». Это централизованная организация принуждения. Как организа­ция принуждения государство, по Кельзену, идентично право­порядку.

Отождествляя в своем политическом учении государство и правовой порядок, Кельзен пришел к выводу, что любое госу­дарство, включая авторитарно-тоталитарное, является го­сударством правовым. Этот вывод не мог не вызвать резких возражений идеологов либеральной демократии середины XX в., определявших правовое государство как альтерна­тиву тоталитаризму.

Возражая своим оппонентам, Кельзен отмечал, что де­мократия отнюдь не сводится лишь к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим процедурам разрешения социальных конфликтов. Суть демократии – в на­хождении компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. Движущим принципом всякой демократии, полагал Кельзен, является не экономическая свобода либерализма, а, «скорее, духовная сво­бода – свобода высказывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпимости, и особенно свобода науки». Демократия, по Кельзену, может быть не только либеральной, но и социалистической.

Весомым является вклад Кельзена в теорию международ­ного права. Он активно отстаивал идею о примате междуна­родного права над внутригосударственным, выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольно­го подчинения суверенных государств органам международной юрисдикции.

Учение Кельзена получило широкое распространение во многих странах мира. Нормативизм отвечает потребностям и современной юриспруденции в части формализации права, вызванной развитием автоматизированных технологий об­работки нормативных материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: