Современные теории естественного права

Естественно-правовые теории зани­мают особое и важное место среди политико-правовых доктрин XX в. Возврат к традициям рационалистического обоснования пра­ва, которые были прерваны и в определенной мере дискреди­тированы во второй половине XIX в. развитием позитивизма и формально-догматической юриспруденции, во многом обуслов­ливался стремлением демократических кругов, с одной сторо­ны, преодолеть нарастание авторитаристских тенденций в по­литической жизни ряда европейских стран, а с другой – утвердить общечеловеческие ценности и нормы международного права как основы современной демократии.

Как и классические учения XVII-XVIII вв., современные ес­тественно-правовые теории исходит из того, что позитивное право в любом государстве является действительным и леги­тимным лишь в том случае, если оно соответствует предписа­ниям естественного права, высшему, идеальному порядку от­ношений между людьми.

Но современное понимание естественного права отличает­ся от предшествующих трактовок по многим аспектам. В ос­мыслении права современные теории опираются на качествен­но более высокий уровень развития политико-правовой мыс­ли, используют выводы и положения многих доктрин, сложив­шихся в последнее столетие и отразивших громадные сдвиги в жизни многих стран и целых континентов, изменения места че­ловека в этом мире, а главное – изменения во взглядах на чело­века как на носителя естественных прав.

Современные естественно-правовые теории рассматрива­ют человека не как изолированного, обособленного индивида, а с позиций социокультурных аспектов его бытия как участни­ка многообразных общечеловеческих связей. В перечень есте­ственных прав поэтому включают не только неотчуждаемые права личности, призванные гарантировать её независимость от государственной власти, но и социально-экономические пра­ва человека, т.е. определяются права человека не только как человеческой и гражданской личности, но также и как соци­альной личности, вовлеченной в процесс производства и по­требления, в особенности её права как трудящейся личности.

Следует отметить и еще одно отличие современных концепций. Неокантианцы (Р. Штаммлер и др.) абсолютным естествен­ным правом объявили начало справедливости, которое стали воспринимать как источник и масштаб в оценке исторического движения права к идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее норме тре­бование справедливости и соответствующее приспособление права к ценностям существующего общества. Так возникла кон­цепция естественного права с изменяющимся соотношением. Иначе говоря, естественное право сейчас уже не рассматрива­ется как совокупность незыблемых, раз и навсегда априорно установленных разумом предписаний.

Конкретный характер приобретает в современных есте­ственно-правовых концепциях и моральность в праве. С пози­ций справедливости за основу морального измерения права не­которые правоведы берут принципы и критерии, образуемые фундаментальными субъективными правами. Ведущим, глав­ным и определяющим принципом является право на равенство, «право на равное уважение и обращение».

Среди видных теоретиков современного естественного пра­ва наибольшую известность, приобрел Жак Маритеп (1882-1973гг.), французский религиозный философ, представитель нео­томизма. Соединяя, как и все неотомисты, традиционные для религиозной философии представления о божественном про­исхождении государства и права с современными достижения­ми науки, он предпринял попытку выработать интегративную доктрину, открытую для гуманистических и демократи­ческих воззрений современной эпохи.

Продолжая христианскую традицию рассмотрения закона, заложенную Фомой Аквинским в XIII в., Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом «универсальные нормы права и долга». Естественный закон для него – то, что требуется для нормального человеческого суще­ствования, лишь то, что познается через ощущения.

Права человека, по Маритену, основываются на естествен­ном законе, являющемся одновременно источником обязанно­стей и прав. Философия прав человека, развитая им, стала од­ним из источников Всеобщей декларации прав человека (1949), в разработке которой участвовал Маритен.

При этом он подчеркивал, что каждая эпоха имеет свой «ис­торически конкретный идеал», а потому считал бесплодными попытки составить полный каталог естественных прав инди­вида на все времена. «Декларация прав человека, – писал он, – никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня ци­вилизации в данный период истории». И после создания в кон­це XIII в. первой такой декларации, отмечал философ, у чело­вечества от века к веку проявляется «все больший интерес к расширению и обновлению» понимания естественного права. Современная эпоха в этом отношении – не исключение.

Маритен предложил собственную классификацию прав че­ловека, распределив их на три вида.

Фундаментальные права личности включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право част­ной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека.

Политические права (или права гражданина) определяют­ся законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права, образуя его продолжение, поскольку установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву.

К политическим правам относятся: право народа устанав­ливать конституцию государства и определять форму правле­ния, право граждан на активное участие в политической жиз­ни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граж­дан перед законом и судом.

Социальные права человека (права трудящегося) включа­ют: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспе­чение в случае безработицы, болезни или по старости и т.п. При­знание социальных прав личности наряду с правом частной соб­ственности позволяет, как полагал Маритен, избежать поро­ков как капитализма, так и социализма. Маритен был сторон­ником идеи «третьего пути» развития общества.

Наибольшее развитие теории естественного права получи­ли в 40-50-е гг. XX в. А после принятия международных пактов и конвенций по правам человека (Европейская концепция о за­щите прав человека и основных свобод 1950 г., Международ­ный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.) теоретические исследования естественного права пошли на убыль.

Политики и правоведы, аргументируя свои позиции по пра­вам человека, отдают предпочтение международным пактам, имеющим обязательную силу для присоединившихся госу­дарств. К идеям естественного права в какой-то мере сохраня­ется интерес лишь у католических философов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: