double arrow

Философия эпохи эллинизма

Два столбца – два варианта периодизации).

Периоды и фазы греческой философии

Эклектика – это беспринципное, механическое соединение разнородного.

В данном случае в эклектизме обнаруживается стремление преодолеть этническую обособленность на путях формирования всемирной единой культуры.

В эллинско-римской философии этическое с помощью научного мышления большей частью ориентировано на религиозные потребности.

Два главных отдела философии (греческой и эллинско-римской) подразделяются на более мелкие периоды и фазы, которые определяются в соответствии с выбранными исследователями критериями.

В греческой философии параллельно существует двоякое именование почти совпадающих по срокам делений.

Во-первых, периоды называют по господствующей проблематике, важной для данного периода.

Во-вторых, периоды и фазы, обозначаемые именами тех философов, которые являются яркими личностями и оригинальными мыслителями.

В эллинско-римской философии даётся изложение философских школ с выявлением господствующего исследовательского интереса.

Представим эти деления в виде таблицы.

По господствующей проблематике. По именам философов.
1. КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД с VII-VI в. до н.э. до середины V в. до н.э. от старших натурфилософов – милетцев до младших – Анаксагора из Клазомен(500 - 428), Эмпедокла из Акраганта (495 - 435) ___________________________________ 2.АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Середина V – IV в. до н. э. Софисты: Горгий из Леонтины(483-380), Протагор из Абдеры(480 - 410). Сократ Афинский (469 – 399). Сократики: мегарики, киники, киренаики и др. __________________________________ 3.СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Платон Афинский (428/427 - 347). Аристотель из Стагиры (384 - 322). 1. ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИЛИ ДОСОКРАТИКИ с VII-VI в. до н.э. до середины V в. до н.э. Первая фаза от Фалеса из Милета (624-548), вдохновителем этой фазы считается Анаксимандр из Милета (611 - 545). Вторая фаза с Парменида из Элеи(540 - 480), он же вдохновитель этого этапа, длящегося до Анаксагора и Эмпедокла. ________________________________________ 2.СОКРАТО-ПЛАТОНОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В 387 г. до н.э. Платон в Афинах основывает АКАДЕМИЮ, просуществовавшую до 529 г. н.э. Послесократические школы. ________________________________________ 3.Философия Аристотеля В 335-334 г. до н.э. Аристотель в Афинах открыл ЛИЦЕЙ, просуществовавший до 529 г. н.э. Ученики и последователи назывались перипатетики (от Peripatos – прогулка). Аристотель читал лекции, прогуливаясь по роще.

(период эллинско-римской философии)

философские школыс указанием на господствующую проблематику перечень философских школ.
1.ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ ШКОЛЫ с научно – критическим скептицизмом и ретроспективной учёностью: Эпикурейцы, Стоики, Скептики. Превалирование этического интереса и борьба этических программ III в. до н.э. – I в. до н.э. 2. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ПЛАТОНИЗМ. Эклектический период с ярко выраженным религиозным интересом с ориентацией на христианство или новоплатонизм I в. до н.э. – VI в. н.э.   1.ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКИЕ ШКОЛЫ: Стоя: конец IV в. до н.э. - III в. н.э. Скептики: 323 г. до н.э. – начало III в. н.э. Эпикурейцы: 306 г. до н.э. - II в. н.э. Перипатетики: III в. до н.э. - III в. н.э. 2.НЕОПЛАТОНИКИ или (НОВОПЛАТОНИКИ) III в. н.э.— VI в. н.э.

Другой масштаб видения античной философии представлен Юрием Алексеевичем Шичалиным. (См.: История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая. М.,1995. С. 24-28).

Он предлагает взять в качестве критерия, выработанный неоплатониками – принцип триадичности: пребывание-исхождение-возвращение. Этот принцип наиболее адекватное и удобное средство для описания любого процесса развития.

В этой периодизации даны сущностные черты логики развития античной философии.

I этап – пребывание длится около 200 лет и завершается философией Платона, которая выступает вершиной и репрезентантом всей античной философии.

II этап – исхождение – с Аристотеля, который начал отход от изначальной целостности. Отдельные дисциплины при разработке всё более детализируются и дробятся. И если собрание философских текстов Аристотеля всё-таки довольно велико, то послеаристотелевское время представлено преимущественно фрагментами.

III этап – возвращение – длится в пределах античности с I в. до н.э. до VI в. н.э. – это стремление вернуться к истокам, осознать специфику пифагорейски окрашенного платонизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: