Тема 22. Культура Московского княжества XIV-XVI вв

(2 часа)

1. Фольклор. Новый этап в развитии русского летописания:

а) Официально-государственные летописи («Лицевой летописный свод», «Никоновская летопись», «Степная книга» и т.п.);

б) Начало перехода от летописной традиции к историческому повествованию («Хронограф», «Повесть о Петре и Февронии», «Домосторой»).

2. Просвещение. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров и его издательская деятельность.

3. Публицистика XV–XVI вв.:

а) Теория «Москва – третий Рим», «Сказание о князьях Владимирских».

б) Творчество и идейные взгляды И. Пересветова, Ермолая – Еразма. Переписка И.Грозного и А.Курбского.

в) Еретическое движение. Нестяжатели и иосифляне.

4. Архитектура, градостроительство, живопись (шатровый стиль, церковь Вознесения в селе Коломенском, Собор Василия Блаженного, строительство соборов Кремля).

В качестве иллюстрации всего изучаемого материала на семинарском занятии можно посмотреть видеофильм «Соборы Московского Кремля» (15 мин.)

ИСТОЧНИКИ

1. Грек М.Сочинения // Древняя русская литература: Хрестоматия: Учебное пособие. – М., 1988. – С. 245-251.

2. Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М., 1994.

3. История о Казанском царстве // Там же. – С. 282-292.

4. Пересветов И. Сказание о Магмете-салтане // Там же. – С. 251-258.

5. Переписка А. Курбского и Ивана Грозного // Там же. – С. 258-269.

6. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Там же. – С. 275-282.

7. Политическая история и общественная мысль Московской Руси // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В.Пере­везенцева. – М., 2004. – С. 503-607.

8. Степенная книга // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В.Перевезенцева. – М., 2004. – С. 293-297.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зезина М.Р. Кошман Л.В., Шульгина В.С. История русской культуры. – М., 1990.

2. Казакова Н.А. Проблемы Русской общественной мысли конца XV – первой трети XVI вв. в советской историографии // Вопросы истории. – 1987. – № 1.

3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1994.

4. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.; Л., 1962.

5. Найденова Л. Свои и чужие в «Домострое» // Родина. – 1997. – № 6.

6. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XX в. – М., 1982.

7. Сахаров М., Муравьев А.В. Очерки Русской Культуры IX–XVII вв. – М., 1982.

8. Скрынников Р.Г. Третий Рим. – СПб., 1994.

9. Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л., 1990.

10. Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский // Вопросы истории. – 1999. – № 1.

11. Черных В.Д. Искусство средневековой Руси. – М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов М.В. Искусство Древней Руси. Памятники XI–XVII вв. – М., 1969.

2. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI–XVI веков (живопись). – Л., 1971.

3. Будовниц В. Русская публицистика XVI в. – М., 1947.

4. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. – М., 1988.

5. Земцев С.М., Глазычев В.Л. Аристотель Фьораванти. – М., 1985.

6. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси: Светские основы каменного зодчества XV–XVII вв. – М., 1966.

7. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII вв: Эпохи и стили. – Л., 1973.

8. Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси: вторая половина XV–XVII вв. – М., 1965.

9. Очерки истории русской культуры XVI века. – М., 1977. – Ч. 1-2.

10. Рабинович М.Г. очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1986.

11. Русская литература и фольклор (X–XVIII вв.). – Л., 1970.

1. Начать лекцию следует с анализа особенностей исторической ситуации, в которых развивалась культура в XIV–XVI вв. Это было переломное время в истории России: завершается образование единого государства; происходит окончательное освобождение от монголо-татарского владычества. Важнейшим фактором развития культуры стало влияние церкви на духовную жизнь общества, поэтому взаимоотношения церкви и государства стали важнейшим фактором развития культуры. В конце XVв. обозначились теократические устремления церковных иерархов и замыслы великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных владений.

В это время широкий размах приобретает идеологическая деятельность церкви, направленная на укрепление самодержавной власти и борьбу с «латинством», со светским знанием, инакомыслием.

Анализируя фольклор, студенты должны обратить внимание на основные темы устного народного творчества этого периода. Основной темой становится борьба за независимость Руси. Герои богатырского эпоса превращаются в участников борьбы с Казанским и Крымским ханствами. Самым распространенным жанром устного народного творчества становятся исторические песни – песня о взятии Казани, о героической обороне Пскова от войск Стефана Батория.

Одной из центральных тем становится Иван Грозный. Причем образ царя выглядит очень противоречиво. Студентам следует привести примеры произведений устного народного творчества. Новым явлением стал цикл песен о Ермаке. Важно разобраться: почему эти исторические песни стали новой чертой устного народного творчества.

В XIV–XVI вв. продолжает существовать летописная традиция. Однако летописи этого периода существенно отличаются от предшествующих. Студентам необходимо проанализировать эти особенности. Речь идет о том, что со второй половины XV в. летописание приобретает официальный характер. С начала XVI в. на Руси уже существовала единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. Летописи велись уже более тщательно, полно, официально и централизованно. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собой. Они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике. Кроме того, летописи этого периода значительны по объему, охватывают уже не отдельные земли и княжества, а всю русскую землю.

Выделить особенности летописания студенты должны на основе анализа наиболее крупных памятников: Никоновской летописи, Летописца начала царства, Степенной книги царского родословия. Данные летописные своды различаются друг от друга объемом, подробностью, но объединяет их следование официальным идеологическим установкам. Так, Летописец начала царства охватывает небольшой период – с 1533 по 1556 гг. Он освещает две темы: укрепление «самовластья» Ивана Грозного и присоединение Казани.

В 60-е гг. XVI в. появилась Степенная книга царского родословия. Это своеобразное литературно-историческое произведение. Она была составлена в окружении митрополита Макария. Ее текст был разбит на 17 «степеней», по которым двигалась история Русской земли. Основная идея – представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков.

Настоящей «исторической энциклопедией» XVI в. стал Лицевой свод Ивана Грозного. Студентам следует аргументировано показать: почему этот летописный свод имеет характер энциклопедии. Этот памятник заслуживает особого внимания не только по причине своего огромного объема, но и потому, что он стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасла.

Вторая часть вопроса предполагает анализ процесса перехода от летописной традиции к историческому повествованию. Студенты должны познакомиться с такими произведениями как «Хронограф», «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой» и определить: какие новые черты появляются в них.

Древнейший вид Русского хронографа представлен Хронографом 1512 г. Помимо сведений из всемирной истории, в него вошло значительное количество известий, касающихся русской истории. Видимо, это было связано с оформлением на Руси – «третьего Рима».

2. Второй вопрос связан с анализом просвещения и начала книгопечатания в России. При этом важно подчеркнуть, что значительно возрастает потребность в грамотных людях. Обучение осуществлялось особыми «мастерами грамоты», которые содержали своего рода частные училища. Чаще всего эти училища открывались при монастырях и приходских церквах, учителями в них были лица духовного звания, но иногда такие училища содержали и светские лица. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты.

На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение в Москве и в других городах у священников и у дьяконов открыть в домах училища, чтобы все православные граждане передавали им своих детей для обучения грамоте.

Большое значение в жизни приобретают рукописные книги. Центрами хранения и переписывания книг продолжали оставаться монастыри. При них действовали мастерские-скриптории. Существовал жесткий контроль церкви за всеми продаваемыми книгами.

Крупным событие этого периода времени стало начало книгопечатания. Важно заметить, что инициатором книгопечатания в России стало государство. Эта инициатива была поддержана церковью. Церковно-богослужебная книга стала одним из средств распространения официальной идеологии.

В истории русского книгопечатания XVI в. выделяют несколько этапов. Первый период включает период с 1553 г. до 1563 г. От этого времени сохранилось семь произведений. О первых печатниках пока нет никаких сведений.

С 1563 г. книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной из московских церквей Иван Федоров и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» – первая русская датированная печатная книга. В дальнейшем, книгопечатание на Руси развивалось уже без И.Федорова и П.Мстиславца, которые уехали на Украину, забрав с собой шрифты и печатные доски.

Начало книгопечатания стало событием огромного культурного значения.

3. XV–XVI вв. стали важным этапом в развитии общественно-политической мысли России. Завершение процесса образования единого государства обусловило необходимость формирования новой идеологии. На повестку дня были поставлены новые вопросы: о форме политического строя государства, характере складывающейся самодержавной власти, о формах управления и о месте в нем различных социальных групп, о роли церкви в едином государстве, о правах и обязанностях различных сословий. Требовало идеологического обоснования и изменившееся международное положение России. Все это стимулировало развитие общественно-политической мысли и поставило перед ней новые задачи.

В XV в. закладываются основы новой политической теории Российского государства, разрабатывается идея о преемственности власти московских великих князей от князей владимирских и киевских. Причем образование Российского государства рассматривается как важное явление мировой истории.

Для рассмотрения новой официальной идеологии студентам следует проанализировать «Сказание о князьях Владимирских». Необходимо рассмотреть две легенды, из которых оно состоит, и ответить на вопрос: почему эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников князей киевских на самодержавную форму правления, способствовали укреплению их власти внутри страны и упрочению международного престижа Российского государства. Как «Сказание» обосновывало необходимость включения в состав Русского государства земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства?

В этот же период оформилась другая официальная теория «Москва – третий Рим», которую сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях Василию III в 1510–1511 гг. Студентам следует ответить на вопросы: в чем состояла эта теория? Почему пали два предыдущие Рима?

С целью поднять международный престиж России была сформулирована идея римского происхождения русских государей от Августа Римского. Важно проанализировать ее исторические корни.

Особенность данного этапа развития общественно-политической мысли состояла в том, что появляются первые проекты реформ, затрагивающих различные сферы жизни общества. Наиболее ярким примером стали челобитные И.С.Пересветова, в которых он разработал стройную систему дворянского государства во главе с самодержавным царем. Необходимо более подробно проанализировать основные направления реформ, предлагаемых И.С.Пересветовым. Кроме того, автор рассматривает проблему сущности царской власти. При этом он отстаивает идею сильной власти, но на основе определенных законов.

Важным источником по истории общественно-политической мысли является переписка И.Грозного и А.Курбского, которая также затрагивает вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными. Политическая концепция А.Курбского была изложена им в «Истории о великом князе Московском» и в посланиях к И.Грозному. А.Курбский отстаивает идеи сословно-представительной монархии. Важно рассмотреть аргументы, которые он приводит. И.Грозный исходит из доктрины божественного происхождения царской власти, поэтому делает вывод о ее неограниченном характере. Царская власть не должна быть ограничена никакими законами и установлениями. В целом, можно сделать вывод, что в полемике между Грозным и Курбским столкнулись две политические концепции.

Этот период был отмечен не только спорами вокруг сущности царской власти, но и размышлениями о месте и роли церкви в государстве. Новой чертой церковной жизни стало появление ересей. Зарождение еретического движения произошло в Новгороде, его социальной средой стал городской посад. Это была традиционная средневековая городская ересь с элементами рационалистического мышления и критического отношения к обрядам и догмам церкви. Еретики отрицали основной догмат о троичности божества, выступали против церковного стяжательства, отрицали церковные обряды и иерархию.

В Москве также образовался кружок еретиков во главе с дьяком Ф.Курицыным. В него входили представители светских феодалов, близкие к великокняжеской власти. О взглядах самого Ф.Курицына можно подробнее узнать из работы А.И.Клибанова «Духовная культура средневековой Руси» (М.,1994). Студенты должны разобраться, что особенностью средневековых ересей была рационалистическая критика богословских догм. Она открывала пути научному познанию мира, подрывала основы религиозного мировоззрения. Как правило, еретики проявляли большой интерес к научным знаниям, занимались философией, астрономией и т.п.

Важно заметить, что особенностью средневекового еретического движения на Руси являлось отсутствие широкой социальной базы из-за неразвитости социально-экономических отношений, слабости городов. Эти причины предопределили поражение еретиков в борьбе с официальной церковью.

Не менее важно в рассматриваемый период стояли задачи усовершенствования церковно-монастырской системы и поднятия авторитета церкви. В ходе решения этих задач возникло два направления церковной мысли: иосифляне и нестяжатели. Конкретно-исторический фон их полемики отражен в работах Р.Г. Скрынникова, с которыми студентам необходимо обязательно познакомиться (см. список обязательной литературы).

Первое направление было связано с игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким. Он отстаивал идею о превосходстве духовной власти над светской, поэтому считал необходимым повышать существующий статус церкви и ее материальное положение. Более подробно взгляды иосифлян студентам следует отразить в предложенной таблице.

Другим направлением церковной мысли стало нестяжательство. Духовным отцом данного направления стал Нил Сорский. Он выступил с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования как основного средства поднятия авторитета церкви. Его идеалом стала раннехристианская община с простой, нестяжательной трудовой жизнью всех ее членов. Учение Нила Сорского было продолжено его учеником Вассианом Патрикеевым (в миру князь Василий Косой Патрикеев). Он сделал блестящую карьеру при дворе, став одним из самых влиятельных. Вассиан выступал с резкой критикой Иосифа.

Впоследствии взгляды нестяжателей во многом продолжал отстаивать Максим Грек, который прибыл в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Студентам следует более внимательно изучить взгляды представителей нестяжательского течения и также включить их в таблицу.

Церковный собор 1503г. решительно отверг проекты секуляризации земель у московских монастырей. Тем не менее, после собора «нестяжательство» вступило в пору своего расцвета.

4. С XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Прежде всего, необходимо отметить изменившиеся условия и новые задачи, которые стояли перед архитектурой. Совершенствование ремесла, увеличение финансовых возможностей государства, распространение кирпича, рост его производства, новые технические и художественные возможности, разрушение замкнутости местных архитектурных школ.

Важным толчком для развития архитектуры стало приглашение в Москву итальянских мастеров – А.Фиораванти, А.Фрязина, М.Руффо, Пьетро Антонио Солари, А.Нового и др. Они познакомили русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.

В конце XV–XVI в. полностью был перестроен Московский Кремль. Студентам следует познакомиться со строительством Успенского собора, попытаться его описать с точки зрения особенностей постройки. Были построены Благовещенский, архангельский соборы, Грановитая палата. В 1485 г. началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. Описывая соборы и новые постройки, студенты должны использовать специальные термины, выделять особенности архитектуры данного периода. Кроме того, следует выделить особенности шатрового стиля русской архитектуры. В нем наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Он решительно порвал с традиционным, принятым из Византии, крестово-купольным типом храма. Самым выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском (1532). Своеобразен храм Иоанна Предтечи (1547) в селе Дьякове недалеко от Коломенского. Однако главным памятником эпохи является Покровский собор (1555–1560) на Красной площади (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из его пределов). Собор Покрова «на рву» был построен в честь взятия Казани. Студентам также следует попытаться составить его описание.

Еще одной особенностью развития зодчества этого периода стало развитие местного градостроения. Были возведены каменные стены Кремля в Нижнем Новгороде, затем в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и др. городах.

Грандиозное каменное строительство требовало огромных материальных средств и большого количества рабочей силы. Поэтому оно могло успешно вестись только при централизованном государственном руководстве.

Живопись XV–XVI вв. также приобретает новые черты. Это, прежде всего, расширение круга тем, возрастание интереса к внецерковным темам, возвеличивание и прославление царской власти и церкви.

Самым известным живописцем этого периода стал Дионисий (1440–1502). Студенты должны запомнить, какие соборы были расписаны им, и каковы особенности живописи Дионисия. Специалисты утверждают, что его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, пышная декоративность. Они пронизаны настроениями торжественной праздничности, светлой радости.

Новой чертой живописи XVI в. стало расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной и особенно русской истории. Все большее влияние на идейное содержание живописи оказывала официальная идеология. Прославление и возвеличение царской власти и церкви становилось основной темой творчества мастеров, выполнявших заказы великого князя и митрополита.

Студентам следует более подробно проанализировать росписи Благовещенского собора и определить, какая тема становится основной в творчестве мастеров. Значительный интерес представляет икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная реальному историческому событию – взятию Казани.

Однако церковь, по-прежнему, стремилась к регламентации живописи, к подчинению ее определенным канонам. Так, Стоглавый собор 1551 г. принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников – трафаретов для изображения святых и целых композиций. Это было сделано с целью более точного следования канонам. Специальные старосты должны были следить за соблюдением решений собора. Однако церковь уже могла полностью сдерживать процесс развития живописи, новые явления хотя и с большим трудом, но пробивали себе дорогу.

При Иван IV в художественных мастерских Кремля были изготовлены новые царские регалии. Среди них наибольшей известностью пользуется так называемая «шапка Мономаха».

По словам Р.Г.Скрынникова, блистательная эпоха итальянского Возрождения оказала глубокое воздействие не только на Европу, но и на Русь. В конце XV в. Россия, потеряв духовного пастыря в лице Византии, была готова искать пути сближения с западно-христианским миром. Связи с западом заметно расширились. Однако низложение архиепископа Геннадия, покровительствующего «латинянам», суд над М.Греком положили конец наметившемуся повороту. Флорентийская уния, падение Византии имели роковое значение для России: в решающий момент византийская традиция прервалась, византийское наследие было оставлено и полузабыто. Почву для кризиса создал не только разрыв с греками, но и отказ от наметившегося поворота в сторону католического Запада. Торжество официальной церкви и самодержавных начал, утверждение идеи исключительности Москвы – «третьего Рима», последней мировой истинно христианской империи способствовали изоляции России в то время, как она остро нуждалась в развитии культурных и прочих связей со странами Западной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: