Тема 2. Экономические учения Древнего мира и Средневековья

Раздел 1. Возникновение экономической мысли.

Тема 1. Предмет и задачи курса.

ВВЕДЕНИЕ

Москва 2001

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ИСТОРИЯ

Им.Н.Э.Баумана

Московский государственный технический университет

Г.К.Девлет, В.Н.Ковнир

Учебное пособие

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса. 6

Раздел 1. Возникновение экономической мысли. 7

Тема 2. Экономические учения Древнего мира и Средневековья. 7

Тема 4. Английская классическая школа и становление политической экономии как науки. 11

Тема 5. Дальнейшее развитие классической политической экономии. 13

Раздел 3. Марксистская политическая экономия. 18

Разработка экономико-математических методов и проблем управления в плановой экономике. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 10. Возникновение маржинализма. Австрийская экономическая школа. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 11. Неоклассические школы: Ошибка! Закладка не определена.

кембриджская и американская. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 12. Лозаннская школа и разработка математических концепций экономического равновесия. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 13.Возникновение и развитие институционально-социального направления. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 14. Кейнсианство и неокейнсианство. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 15. Неокейнсианство. Методология анализа макроэкономических процессов. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 17. Неолиберализм и монетаризм. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 18. Теории нового международного порядка и переходной экономики. Ошибка! Закладка не определена.

Творческое овладение современной экономической наукой невозможно без знания истории этой науки, основных этапов ее становления и развития. Этим определяется та роль, которую играет история экономических учений в системе экономического образования студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им Н.Э.Баумана.

Целью изучения курса является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства философов, мыслителей и ученых-экономистов различных эпох, начиная с рабовладельческого строя и заканчивая современностью, в области экономической мысли.

Данное пособие не предполагает полного освещения всех проблем и тем. Предназначение пособия другое – дать общий ориентир в изучении курса, познакомить с идеями тех экономистов, которые внесли наибольший вклад в экономическую науку. Поэтому изучение курса «История экономических учений» потребует от студентов большой самостоятельной работы как с первоисточниками, так и со специальной экономической литературой.

Авторы разделов: к.э.н. Девлет Г.К. - темы 1-8, 13; к.э.н. Ковнир В.Н. – темы 9-12, 14-18.


Предметом ИЭУ как учебной дисциплины является раскрытие закономерностей процесса возникновения, борьбы и смены экономических идей, начиная с древнего мира и заканчивая современностью.

В своем развитии экономическая мысль прошла несколько этапов. Первоначально экономические знания передавались из поколения в поколение в устной форме. С появлением письменности они стали излагаться в документах и книгах. Однако потребовались столетия, прежде чем сформировались общеизвестные сегодня направления и школы экономической мысли, которые отличаются друг от друга методологией исследования, концептуальным подходом к изучению экономических проблем, а также различным пониманием самого предмета и задач исследования.

Особенностью экономической мысли Древнего мира является ее неотделимость от политико-правовой и религиозной идеологии.

Дошедшие до нашего времени памятники Востока можно разделить на две категории: а) социально-философские сочинения, трактаты и поучения, содержащие общие рассуждения об искусстве управления государством, о социальном устройстве общества и т.д.; б) своды законов, включающие в себя различные хозяйственно-правовые нормы, рассчитанные на практическое применение.

Для памятников экономической мысли древней Греции характерно отражение специфических черт античного способа производства: высокий уровень развития института частной собственности на средства производства, включая рабов, широкое распространение товарно-денежных отношений; категорий «ценность (стоимость)», «разделение труда», «монета (деньги)» и др.

Мыслители древности Древней Греции Платон, Ксенофонт, Аристотель сумели не только поставить сложнейшие экономические вопросы, но и дать на них свои ответы. Они впервые ввели в оборот термин «экономия» и производный от него «экономика», где по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – учение, закон; дали определение экономии как науки, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство, а ее предметом считали домоводство и сельское хозяйство; выдвинули идею о разделении труда и обосновали его необходимость исходя из разносторонности потребностей и односторонности возможностей человека, а также указали на зависимость роста разделения труда от степени развития рынка; ввели двоякое понимание богатства: как совокупности потребительных стоимостей и как накопления денег, исходя из этого рассмотрели продукт как товар, имеющий двоякое значение, то есть наметили разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью товара; высказали догадку о том, что в основе равенства между различными товарами должно быть что-то общее, делающее их сравнимыми; первыми выразили мысль, что деньги являются концентрированным богатством, средством обращения и мерой стоимости; впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала.

Постановкой и попыткой решения этих экономических вопросов мыслители древности открыли перспективу будущего развития экономической науки.

Крупнейшими представителями средневековой экономической мысли были социалисты-утописты Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1565-1639). Их идеи являются социалистическими потому, что их авторы понимали наличие связи между социальным неравенством и существованием частной собственности на средства производства, общественной собственностью и демократическим самоуправлением народа. В своих проектах они переходили от общности имущества к идее общественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Главную роль в утверждении разумного общественного строя они отводили государству. Однако идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами нового общества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: