Советский Союз во второй половине 1960-х – 1980-е годы.
Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь).
Он родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменском Екатериновской губернии в семье рабочего металлурга. В 1931 году вступил в ряды Коммунистической партии, с 1937 г. находился на советской и партийной работе. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве политработника. После войны возглавлял крупные партийные организации, в том числе Молдавии и Казахстана. Являлся членом Политбюро и Президиума Верховного Совета СССР.
Л.И. Брежнев руководил страной 18 лет. Это был период, который нельзя однозначно определить термином «застой». Первое десятилетие его правления (1965-1976 гг.) можно считать наиболее успешным в истории внутреннего и международного развития СССР.
С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР). Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по управлению сельским хозяйством. Реформирование предполагалось на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Был установлен твердый план закупок на 6 лет (1965 – 1970 гг.), повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, введена 50%-ная надбавка за сдачу сверхплановой продукции, увеличены капиталовложения в деревню, сокращены налоги. Снимались некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Реализация этих мер привела к временному ускорению сельскохозяйственного производства.
Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в выдвижении на первый план экономических методов управления. Это предполагало переход к отраслевому управлению (упразднение Совнархозов), перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей, создание поощрительных фондов на предприятиях и т.д. Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Количество плановых показателей, вводимых государством, сокращалось до пяти: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд зарплаты, прибыль и рентабельность. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Средства этих фондов предназначались для развития производства и материального поощрения работников.
Но все это не означало отказа от административной экономики. Реформа не затрагивала основ командно – административной системы. Отраслевые министерства поставили под свой контроль проявившуюся самостоятельность предприятий.
Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-ой пятилетки (1966-1970 гг.). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий. В том числе Волжский автозавод в Тольятти выпустил в 1970 г. первые машины «Жигули», состоялся пуск Красноярской ГЭС, началось успешное освоение нефтяных богатств Тюмени. Сельскохозяйственное производство выросло на 20%. Это был наиболее стабильный период развития экономики.
В 1970 г. объем капиталовложений в СССР и в США впервые был примерно одинаков. Советский Союз превосходил США по выпуску многих важнейших видов продукции. В их число входили: уголь, кокс, железная и марганцевая руда, чугун, стальные трубы, гидравлические турбины, тепловозы и электровозы, тракторы, цемент, пиломатериалы и т.д. [41.c.180].
По подсчетам специалистов, рост производительности труда в промышленности СССР более чем на 40% зависел от повседневно внедряемыхновшеств, непосредственно связанных с техническим прогрессом. Однако новые механизмы и оборудование нередко простаивали, использовались явно недостаточно. Так, автоматические линии были загружены менее чем на 60% их проектной производительности. Из всех созданных опытных образцов примерно одна треть вообще не была принята к серийному производству. Из оставшихся двух третей лишь каждый шестой был освоен производством в год своего создания, остальные – в течение двух – четырех лет и более. [41.c.180].
К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, т.е. вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости населения в 60-х гг. (как следствие Великой Отечественной войны). Упала производительность труда. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетических ресурсов. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.
Все это свидетельствовало о необходимости переориентации экономического курса с экстенсивного на интенсивный путь. Но интенсификация экономики требовала более решительной перестройки, чем хозяйственная реформа 60-х гг. Реформа ограничивала направление хозяйственных поисков. Попытки действовать отдельными рычагами взамен системы экономических стимулов было заведомо бесперспективным. [24.с 232.].
В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на интенсивный путь развития. Сделаны попытки формирования единого народнохозяйственного комплекса. С этой целью создаются крупные промышленные объединения. Сформировались целые территориально – производственные комплексы (ТПК), такие, как Западно-Сибирский нефтегазовый, Саянский, Чимкентско – Джамбульский и др. И все-таки такое масштабное хозяйство оказывалось неповоротливым и мало восприимчивым к научно – техническим новшествам. В то время как западные страны еще в 60-е годы сделали упор на форсированное развитие наукоемких отраслей, которые определили научно – технический прогресс: электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологии.
Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.
Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись «стройки века» - ВАЗ, КАМАЗ. С 1974 по 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.
Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство, которое в начале века было крупнейшим в мире экспортером зерна, было вынуждено импортировать зерно. Закупки зерна Советским Союзом, составлявшие в 1970 г. 2,2 млн. т, к 1982 г. возрастают до 29,4 млн. т, и достигают максимума (46 млн. т) к 1984 г. [11.174].
В 70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). С конца 60-х годов, особенно в 70-е гг. с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы, т.е. началось объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 году.
В области внутренней политики в 70 -е -80 -е годы начали проявляться тенденции, когда молодые инженеры — выпускники ВУЗов вместо того, чтобы идти работать на заводы, стремились получить должности в партийных и комсомольских органах. Дело в том, что усилилась роль партийной бюрократии. Власть советов заменялась властью парткомов, райкомов, горкомов и т.д. Шёл отбор «нужных» депутатов, заседания превращались в формальность. Наблюдался процесс злоупотребления властью. В партию вступали только потому, что так надо было для карьерного роста (в 60 -х -70 -х годах в ряды КПСС было принято около 10 млн. человек). С приходом Л.И. Брежнева к власти, управление советским обществом переходит к «новому» классу бюрократии (700 тыс. человек) - классу управленцев, лишенных веры в социальную справедливость и не принимающих многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее члены были связаны с «теневой экономикой». Главным источником обогащения правящего класса в 60-х – начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки и т.д. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих «социалистической» собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.
Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер. Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие вылилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. Массовое распространение получили «Самиздат» и «Тамиздат», где публиковались работы А. Сахарова и А. Солженицына. Однако диссидентское движение, обладавшее моральным авторитетом в среде интеллектуальной элиты, не представляло серьезной угрозы режиму, поскольку закрытость границ, ограниченность контактов с внешним миром, гуманитарных связей позволяло государству обеспечивать политический контроль.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма». В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года – К.У. Черненко.
В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики». В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества.
Основные просчёты руководителей государства и партии можно свести к следующему:
1. Деформации, а, порой, несбалансированность в системе планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.
2. Просчёты в экономической политике. Например, машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП), не было придано приоритетного значения.
3. Отсутствие самоуправления на производстве, что сдерживало активность трудящихся.
4. Не был осуществлён курс в области демократизации общественной жизни.
5. Снижение эффективности общественного труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.
6. Просчёт в области НТР — слабое внедрение в производство наукоёмких отраслей, плохое использование вычислительной техники, низкая культура труда, значительное отставание от запада — всё это выразилось в одном понятии — “застой”.
Однако, к понятию “застой” нельзя подходить однозначно. И в годы застоя экономика развивалась. С 1970 по 1980 гг. общее промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза против 1, 32 в Великобритании, 1,33 – в ФРГ, 1, 48 – во Франции, 1, 68 – в США, 2, 0 – в Японии. Строились заводы (КамАЗ, тракторный завод в Елабуге, полностью модернизирован завод “Жигули”), построен БАМ, развивалась химическая, электронная промышленность, атомная энергетика, космонавтика. Наметился прогресс в сельском хозяйстве. По уровню питания СССР занимал 6-7 место в мире (сейчас – 49 – е место). [28. с. 110-111]. Были достигнуты огромные успехи в области науки (в 70 -х -80 -х годах СССР занимал 1 -ое место в мире по количеству научных открытий).
Как свидетельствует статистика, за 10 лет (1970-1980 гг.) реальные доходы на душу населения увеличились на 46%, средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве – на 38%, оплата труда колхозников – на 58%, выплаты и льготы из общественных фондов потребления (в расчете на душу населения) – на 68%. [24.c.242].
Происходят значительные изменения и во внешней политике. Уже к концу 1960-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.
В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-х стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.
В 1973 – 1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д.
1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), согласно которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс - США, Москва - СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. – Договор о подземных взрывах в мирных целях.
Не все гладко складывалось в отношениях со странами «социалистического лагеря». Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом». Это привело к попытке выйти Чехословакии из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Восстание было подавлено. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР.
В конце 60-х годов враждебными стали советско-китайские отношения. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.
Однако в 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.
Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз «Солидарность» организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 – 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.
На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.
В 1983 – 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР ввел свои войска в Афганистан. Большинство стран – членов ООН осудили действия СССР. В ответ в 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот Олимпиаде в Москве.
За 9 лет войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. получили ранения. Каждый день войны обходился стране в 10-11 млн. руб.
В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.
Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам «третьего мира». СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали. К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.
Замедление темпов развития производства с 41% в восьмой пятилетке до 21% в десятой пятилетке, нарастание научно – технического отставания от Запада, проблемы в социальной сфере, снижение уровня и продолжительности жизни населения, усиление коррупции, развитие теневой экономики, апатия в обществе свидетельствовали о том, что политическая система, общество нуждалось в обновлении.
Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта. Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).
Практические шаги с целью переломить негативные тенденции в развитии экономики, начавшиеся с мероприятий по наведению порядка в сфере трудовой деятельности через укрепление дисциплины и ответственности, борьбы с взяточничеством, спекуляцией, попытки партийного руководства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятые Ю.В. Андроповым, оказались безуспешными. Общество нуждалось в кардинальных переменах.
Начало нового этапа в истории СССР, получившего название «перестройка», связано с именем М.С. Горбачева (с марта 1985 г. - Генеральный секретарь ЦК КПСС). Тогда ему было 54 года. Родился он в Ставропольском крае, в крестьянской семье, окончил юридический факультет МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского и партийного функционера - от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и Президента СССР.
Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время намеченные преобразования касались исключительно сферы экономики. Новая концепция заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.
В 1987 – 1989 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии. Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первыми шагами к рыночной экономике стали законы «О государственном предприятии (1987 г.), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.
Но они вступали в противоречие с существующей экономической практикой, а также были деформированы подзаконными актами и давлением государственного аппарата. Например, в 1989 г. налоги на кооперативы достигали 40% и более. Первый съезд народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) утвердил переход к новой модели экономического развития. Суть ее сводилась к сокращению государственного вмешательства в управление народным хозяйством; расширение самостоятельности предприятий и хозрасчета; постепенное возрождение частного сектора; расширение форм хозяйствования на селе; отказ от монополии внешней торговли и интеграция в мировую экономическую систему.
Следующим шагом в реформе экономической системы стали решения XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 г.), который взял курс на рыночную экономику. Последующие законы о малом предприятии, аренде в сельском хозяйстве, акционерных обществах и совместных предприятиях, коммерческих банках сделали курс на рыночную экономику необратимым.
Тем не менее, к 1990 г., по сравнению с 1986 г., темпы прироста валового национального продукта снизились с 3, 3% до 2%, рост производительности труда значительно отставал от роста денежных доходов [28. с. 118].
В 1986 году в СССР началась так называемая антиалкогольная кампания. Изначальная задумка реформы была положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате радикальных действий в этом направлении антиалкогольная кампания привела к негативным результатам. Эта кампания и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела. Вырубка ценнейших виноградников привела в результате к исчезновению целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузии, Молдавии и др.) Был спровоцирован рост наркомании, токсикомании, самогоноварения. Много миллиардные убытки претерпел бюджет.
К концу 1980–х годов советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР (программа Л.И. Абалкина – Н.И. Рыжкова). Программы отличались, в основном, степенью радикальности и решимости. Программа «500 дней» нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных формсобственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей.
В конце зимы 1990-1991 гг. советское правительство решается на масштабное повышение цен на важнейшие виды потребительских товаров. Предполагалось их повышение на 60%. На деле цены выросли на 90%, на мясо и птицу – в 2,6 раза, колбасные изделия – 3,1 раза, хлебобулочные изделия – в 3 раза. [11.c.362]. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире.
Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур. Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.). В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.
Перестройке, как любому поворотному процессу, нужны были гарантии необратимости. Важнейшей такой гарантией является демократизация всех сторон общественной жизни, которая должна гарантировать последовательность развития процесса общественного развития. В период перестройки началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и др. Важнейшим инструментом демократизации стала гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
Началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа народных депутатов был сформирован постоянно действующий Верховный Совет. На I съезде народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) М.С. Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г., на III съезде - Президентом СССР. На том же съезде из Конституции СССР была исключена 6-я статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.
В целом, все политические партии и объединения возникали как антиподы КПСС, выдвигали лозунг демократических преобразований, отказа от социалистического выбора. Но реальных альтернатив курсу «перестройки» они не предлагали. Престиж КПСС неуклонно падал. В 1990 г. состоялось два значительных события: впервые была образована Коммунистическая партия РСФСР во главе с И. Полозковым, и состоялся XVIII съезд КПСС. На этом съезде М. Горбачев с трудом сохранил свои позиции. Выход из кризиса так и не был предложен. Начался массовый выход из рядов партии, отход от идеи демократического социализма и переход на позиции антикоммунизма.
М.С. Горбачев в первые годы своего правления не осознавал, какой взрывной потенциал заложен в межнациональных отношениях в связи с репрессиями, проводимыми в СССР и связанными с национальной принадлежностью. Он считал, что национальный вопрос в СССР решен, что явилось политической ошибкой. Гласность привела к тому, что проблемы, связанные с национальными обидами, притеснениями, историческими разногласиями, экономической эксплуатацией, разрушением национальной природной среды заполнили страницы газет и журналов. Начавшиеся в стране межнациональные конфликты поставили под угрозу единство государства и побудили руководство страны перейти к жесткой силовой политике. Силовое решение конфликтов показало несостоятельность высшего руководства решать возникающие межнациональные проблемы, дискредитировало политику КПСС и союзного государства.
1991 год оказался переломным в истории страны. За шесть лет перестройки ни одна из ее задач до конца не была решена. К лету ситуация, сложившаяся во всех областях жизни, характеризовалась как кризисная.
Победа Б.Н. Ельцина 12 июня 1991 г. в первом же туре президентских выборов в РСФСР также свидетельствовала о расшатывании основ номенклатурного строя. Дело принимало оборот смертельно опасный для тоталитарной системы. Экономическая политика главы правительства В. Павлова была последней отчаянной попыткой консервативных сил спасти империю и самих себя легальным конституционным путем.
С другой стороны, и демократические силы не могли пассивно ждать развития событий. Народ требовал глубоких реформ. В сложившихся условиях силовое столкновение становилось неизбежным. Уже к осени 1990г. руководство госбезопасности приступило к детальной проработке плана введения чрезвычайного положения в стране. Органы КГБ установили слежку за народными депутатами, политическими партиями, независимыми профсоюзами. В течение зимы и весны 1991г. делалось несколько «примерок» силовой политики.
В феврале 1991 г. Президент Горбачев был по существу поставлен перед выбором: или поддерживать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранения старых структур власти, или окончательно стать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу.
В апреле 1991 г. Пленум ЦК КПСС потребовал освобождения Горбачева от должности Генерального секретаря ЦК. Горбачев смог сохранить свой пост, лишь благодаря достигнутой 23 апреля в Ново-Огареве договоренности с лидерами 9 республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств, который стал известен, как соглашение «9+1». Согласно этому документу, республики получали гораздо большее количество прав, а центр из управляющего превращался в координирующий. Во время переговоров в Ново-Огареве 30 июля 1991 г. М. Горбачев пошел на ключевую уступку лидерам республик, по существу подводящую черту под историей СССР, как единого государства. Он согласился на идею одноканальной системы налогообложения, при которой союзные власти оказываются полностью зависимыми от властей республик в ключевом вопросе – финансировании государственных расходов. [11.c.376].
Намеченное на 20 августа 1991г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти. Согласно секретной договоренности Горбачева с Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР Павлова Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряда других лиц.
Другим непосредственным поводом развития событий стал указ российского президента от 20 июля 1991 г. о департизации в РСФСР госучреждений, нанесший по монополии КПСС сильный удар. На местах началось вытеснение партноменклатуры из областных структур и замена ее новыми людьми.
С 5 по 17 августа шла активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. Идеологом введения ЧП стал А.И. Тизяков, президент Ассоциации госпредприятий. Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов должен был по плану заговорщиков обеспечить принятие Верховным Советом положения о введении ЧП в стране на законной основе.
В ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Форосе, в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ Крючков, министр обороны Язов, премьер-министр Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).
Главные события этих дней развернулись в Москве. 19 августа в столицу были введены танки и бронетранспортеры, которые перекрыли главные магистрали города. Был объявлен комендантский час. Однако путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, окончательно исчез страх. Большая часть населения отказывалась поддерживать неконституционные методы выхода из кризиса. К вечеру 19 августа тысячи москвичей устремились к Дому Советов РСФСР, где находились члены верховного совета РСФСР во главе с Президентом Ельциным, чтобы поддержать российское руководство, отказавшееся признать самозваный ГКЧП. 19-21 августа 1991 г. реальностью стало то, чего в течение десятилетий боялись власти: армия отказалась стрелять в народ.
Только три дня ГКЧП смог продержаться у власти. События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Результатом этих событий явился распад СССР. Все попытки Горбачева возобновить работу по подписанию нового союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение о денонсировании договора 1922 г. об образовании СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.
Во внешнеполитической деятельности в период перестройки был максимально снижен уровень конфронтации. Складывание нового внешнеполитического курса предусматривало отказ от старых догм политического мышления. Этот курс получил название «нового политического мышления». Он предусматривал отказ от решения проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов провозглашался баланс интересов, исходящий из приоритета общечеловеческих ценностей, но не классовых. В итоге были ликвидированы ракеты средней и меньшей дальности в Европе, выведены советские войска из Афганистана, разрушился «железный занавес», принята предложенная СССР концепция «Общеевропейского дома», разрешается Берлинская проблема объединения двух государств. Достаточно успешно разрешались проблемы в Центральной Африке, на Ближнем Востоке, на юге Африки, в Юго-Восточной и Южной Азии.
В результате осуществления концепции «нового политического мышления» кардинально изменилась ситуация в мире. Исчезла конфронтация Восток – Запад.
Несмотря на то, что Советский Союз шел на большие уступки, чем США, и с военной точки зрения наше государство оказалось в худшем положении, чем в конце 70-х годов, коренное оздоровление международных отношений отвечает интересам и нашей страны, и мира в целом.
В результате реформ М. Горбачева мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним.
Литература
1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.
2. Александр Иванович Гучков рассказывает … //Вопросы истории. – 1991. - № 7,8.
3. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М., 2003.
4. Безбережьев С.В. Мария Александровна Спиридонова //Вопросы истории.- 1990. - № 9.
5. Бок М.А. П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. – М., 1992.
6. Бородин А. Столыпин. Реформы во имя России. – М., 2004.
7. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. – М., 1990.
8. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: мифы древних славян. – М., 2001.
9. Волкогонов Д.А. Семь вождей. Т.1. – М., 1995.
10. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. Кн. 1,2. – М., 1994.
11. Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
12. Гусляров Е. Ленин в жизни: систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. – М., 2004.
13. Думова Н. Кончилось ваше время. – М., 1990.
14. Еремин А.И. Так начиналась партия эсеров//Вопросы истории.-1996-№ 1.
15. Ерусалимский К.Ю. Ливонская война и московские эмигранты в Речи Посполитой // Отечественная история. - 2006. - № 3.
16. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. – М., 1997.
17. Захарова Л.Г. Александр II //Вопросы истории. – 1992. - № 6-7.
18. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история.- 2000 - № 1.
19. Зимин А.А. Опричнина. - М., 2001.
20. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993.
21. Зубкова Е. Ю. Маленков и Хрущев: Личный фактор в политике послесталинского руководства // «Отечественная история», 1995 г. № 4.
22. Иоффе Г. Ленин и Мартов: друзья–враги //Аргументы и факты.–1990.-№ 17.
23. Иоффе Г., Тютюкин С. Меньшевики //Наука и жизнь. – 1990. - № 11.
24. Исторический опыт и перестройка. – М., 1989.
25. История России в XIX веке. Эпоха реформ. – М., 2001.
26. История России /Под ред. А.Н. Сахарова и др. В 3-х тт. – М., 1996.
27. История современной России. 1985-1994. Учеб. Пособие. – М., 1995.
28. История России в сообществе мировых цивилизаций: Учеб пособие для студентов вузов. Ч.2. – Владивосток, 2004.
29. Карнишин В.Ю. О Гучкове //Вопросы истории. – 1994. - № 1.
30. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. – М., 2001.
31. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ в. - М., 1991.
32. Коновалова О.В. Чернов В.М. и аграрная программа партии социалистов – революционеров //Отечественная история. – 2002. - № 2.
33. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.
34. Костиков В. След от шляпы Ю.О. //Огонек. – 1990. - № 10.
35. Криворученко В.К. Коллизии «хрущевской оттепели». – М., 1998.
36. Ляшенко Л. Александр II, или История трех одиночеств. – Изд. 3. – М., 2004.
37. Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. – М., 1991.
38. Миллер В.И. По горячим следам (Меньшевики об Октябрьской революции) //Кентавр. – 1994. - №2.
39. Милюков П.Н. Воспоминания. – М., 1991.
40. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко – библиографические очерки. XIX век. – М., 1995.
41. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М., 1990.
42. Никольская Т. Что такое «черные сотни»? //Нева. – 1991. - № 2.
43. Орлова Н. Политические партии России: страницы истории.– М., 1994.
44. Открытое письмо Марии Спиридоновой Центральному комитету партии большевиков //Родина. – 1990. - № 5.
45. Павлов Д.Б. «Союз 17 октября» в 1905-1907 годах: численность и социальный состав //Отечественная история. – 1993. - № 6.
46. Перестройка. 10 лет спустя (апрель 1985-апрель 1995). – М., 1995.
47. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. – М., 1998.
48. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 2002.
49. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. – М., 1996.
50. Политические партии России: история и современность. – М., 2000.
51. Полный сборник платформ всех русских политических партий. – М., 2001.
52. Поцелуев В. Ленин. – М., 2003.
53. Программные документы политических партий России начала XX века. – М., 1993.
54. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX века. – М., 1995.
55. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – СПб., 2002.
56. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг.)//Вопросы истории.- 2004.- № 9.
57. Реформы Александра II. – М., 1998.
58. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991.
59. Российские самодержцы (1801-1917) /Отв. ред. А.П. Корелин. – М., 1993.
60. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – Изд. 2-е, испр. – М., 2002.
61. Рыбас С. Столыпин. – Изд. 2. – М., 2004.
62. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.
63. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск. 1999.
64. Сенин А.С. Александр Иванович Гучков //Вопросы истории.–1993. - № 7.
65. Симонов Н. Большевики и меньшевики //Неделя. – 1990. - № 21.
66. Смыкалин А.С. Судебная система Российского государства от Ивана Грозного до Екатерины II (XV-XVIII вв.)//Вопросы истории. - 2004. - № 8.
67. Соколов А.К., Тяжельникова В.Е. Курс советской истории (1941-1991 гг.). – М., 2000.
68. Степанов С. Черная сотня: взгляд через столетие. – СПб. 2000.
69. Степанов С.А. Черная сотня в России. 1905-1914 гг. – М., 1992.
70. Судьбы реформ и реформаторов в России: Учеб. пособие. – М., 1999.
71. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учеб. пособие по спец. «История».- М., 1999.
72. Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. – М., 2002.
73. Труайя А. Александр II: пер. с фр. – М., 2004.
74. Федоров Б.Г. Петр Аркадьевич Столыпин. – М., 2002.д
75. Хрущев Н.С. Воспоминания. – М., 1997.
76. Чернов В. Ленин глазами соперника //Огонек.-1991.- № 17.
77. Широкорад А.Б. Русь и Орда. – М., 2004.
78. Щапов Я.Н. Политические концепции о месте страны в мире в общественной мысли Руси XI-XIV вв. // Щапов Я.Н. Очерки русской истории, источниковедения, археографии. – М., 2004.
79. Щапов Я.Н. Достоинство и титул царя на Руси до XVI в. // Щапов Я.Н. Очерки русской истории, источниковедения, археографии. – М., 2004. -144.
80. Юлий Мартов. Из писем 1917 года //Свободная мысль. – 1991. - № 16.