План изучения темы. 1. От модернизма к постмодернизму

1. От модернизма к постмодернизму:

- абстрактный экспрессионизм;

- поп-арт;

- авангардные течения в музыкальной и художественной культуре.

2. Контркультура и культура молодежного бунта:

- парадокс молодежных движений.

3. Подъем национальных культур:

- массовизация национальных культур.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Абстрактный экспрессионизм

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность приобрел абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир чело­века. Большую популярность получила такая разновидность этого направления живописи, как абстрактный экспрессионизм. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения ав­тора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия». Джексон Поллок самый известный абстрактный экспрессионист.

Поп-арт

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрес­сионизма стал поп-арт (популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано развитием «об­щества благосостояния», когда произошел самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлече­ний. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные.

Развитием поп-арта стала печатная и телевизионная рекла­ма, где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного. К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити — уличные надписи, рисунки на за­борах, стенах гаражей и т.д. Дань этому направлению изобрази­тельного искусства отдают как профессиональные авторы, так и любители.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современно­го художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид жи­вописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для раз­влечения артистической богемы. Затем они приобрели попу­лярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсут­ствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кино­кадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современ­ной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитие различные авангардные течения.

Родоначальником сонористики считается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску ис­точников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторики стал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фор­тепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на осво­бождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведе­ния, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало со­бой закат модернистского направления в искусстве и наступле­ние современного этапа его развития — эпохи постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художе­ственной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, исполь­зование новых материалов и технологий для создания арт-объектов (выставочных конструкций) характерны для совре­менного искусства. Распространенной его формой является инсталляция — пространственная композиция, сконструиро­ванная из разных материалов и бытовых предметов.

Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художе­ственное движение — концептуализм. Его сторонники утвер­ждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Основателями видеоискусства или видеоарта стали кореец Нам Чжун Пак и американский композитор и исследователь эстетики Джон Кейдж. Видеоискус­ство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в те­лекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах ис­кусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.

Парадокс молодежных движений

Влюбом обществе господствующим течениям в культуре про­тивостоит контркультура. Контркультура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведе­ние нередко эпатирует, возмущает окружающих.

Джек Керуак был уволен из рядов ВМС США с диаг­нозом шизофрения. Некоторое время он служил моря­ком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. Керуак написал книгу в стиле «потока сознания» под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, книга прославляла романтику бродяжничества, наслаждение окружающей природой, свободу от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса после­дователей, известных как битники — в основном молодые люди, считающие, что у них нет обязательств перед обществом, и желающие, чтобы оно оставило их в покое. Они предпочитали обеспеченной жизни скита­ния, свободную любовь, наркотики.

Тема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы. Англий­ский драматург Джон Осборн стал членом группы писателей, на­зывавших себя «злая молодежь ». Его герои выражали тревогу и неудовлетворенность окружающей действительностью, осуж­дая буржуазное общество. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частности Рэем Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутом в антивоенной сати­ре «Крестовый поход детей».

Массовизация национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннее распространение продукции массовой культуры. При этом ве­дущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80% европейского кинорынка, а европейские — только 5% рынка Соединенных Штатов

Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях акту­альные проблемы современности, как правило, непо­средственно принимали участие в общественно-полити­ческой деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила при­знание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за рав­ноправие.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята кон­венция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку на­циональным культурным проектам.

Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: