План изучения темы. Задания для самостоятельного выполнения

Задания для самостоятельного выполнения

Работа с текстом

Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):

Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубо­ких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного проте­ста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы ста­новимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникаль­ность.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее националь­ных особенностей?

Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»

Работу оформите в тетради для самостоятельных работ

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка тетради для самостоятельных работ

Вопросы для самоконтроля по теме:

1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творче­стве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракциони­сты определяли главную цель своего творчества?

3) Как вы думаете, с появлением, каких черт в жизни обще­ства связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожаю­щегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движе­ния протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?

6) Чем вызван подъем национальных, самобытных куль­тур в эпоху распространения массовой культуры?

Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)

Основные понятия и термины по теме: коммерциализация культуры, конфессия, патриотизм

1. Перемены в начале 1990-х гг.

- новые процессы в развитии культуры.

2. Коммерциализация искусства и массовая культура

- масскульт отечественного образца.

3. Новая эстетика.

- постмодернизм и информационные технологии.

4. Историко-культурное наследие

- возрождение культурной среды.

5. Религиозная жизнь

- рост религиозного сознания

Краткое изложение теоретических вопросов:

Новые процессы в развитии культуры

Важнейшими условиями экономи­ческих и политических преобразований стало утверждение сво­боды слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.

В результате в обществе первой половины 90-х гг. широ­ко распространились настроения разочарования. Исчезла уве­ренность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизнен­ного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прош­лых лет. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесен­ные из словаря маргинальных социальных групп слова и поня­тия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное простран­ство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

В первой половине 90-х гг. резко сократилось государ­ственное финансирование объектов культуры — музеев, теат­ров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Боль­шинство бывших читателей были просто не в состоянии их вы­писывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную ауди­торию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией.

Масскульт отечественного образца

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствован­ные образцы. Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской ауди­тории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегмен­ты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужс­кой аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги лег­кого жанра, особенно детективы (А.Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).

Размежевание на рок и легкую Развлекательную музыку (попсу) проис­ходило на эстраде. Попса заняла значи­тельную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробован­ие в производстве мировой кассовой ки­нопродукции приемы (такие, как «Ноч­ной дозор» или «Турецкий гамбит»).

«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вжива­ния в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные сту­дии и разнообразные фестивальные проекты.

Постмодернизм и информационные технологии

Появились новые формы общения со зрителем. Спектак­ли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широ­ко использоваться приемы документального жанра, в текст вво­дились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.

В кино использовались не только дорогостоящие спецэф­фекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в ре­жиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в харак­терном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А.Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост воз­можностей доступа к различным источникам информации. Быст­ро стали расширяться каналы оперативного получения информа­ции и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществле­нии проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периоди­ческие издания, электронные библиотеки и образовательные пор­талы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек

Возрождение культурной среды

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого).

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Пе­тербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла не­известные массовому читателю страницы отечественного духов­ного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончив­ших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова, писатель

Й.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Огромный интерес вызвали произведения нового рос­сийского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание ху­дожественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягин­цева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпоч­тений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экра­не религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкрет­ного художественного произведения.

 

Рост религиозного сознания

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессийпра­вославия, ислама, иудаизма, буддизма.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: