План изучения темы. Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура

Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура

Раздел 6. РОЛЬ НАУКИ, ИДЕОЛОГИИ И МАССОВО КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Задания для самостоятельного выполнения

ТФ-1», «Франс-3» 23 октября 2000 г.

Из интервью Владимира Путина французским телека­налам

Работа с текстом

Позиция России заключается в том, что мы против расширения НАТО. Для меня вообще не очень понятна роль НАТО сегодня. Ведь НАТО создавалось в противовес Советскому Союзу и «восточному блоку», который был создан Советским Союзом. Сегодня нет ни «вос­точного блока», ни даже Советского Союза. То есть нет причин, кото­рые породили НАТО. Но НАТО существует. И не только существует, но и расширяется, причем расширяется к нашим границам.

Вопросы для обсуждения:

Определите основную стратегию внешней политики Президента РФ (в 2000 году) В.В. Путина.

Написать эссе на тему: «Место России и Татарстана на современной международной арене».

Работу оформите в тетради для самостоятельных работ

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка эссе в тетради для самостоятельных работ

Вопросы для самоконтроля по теме:

1) Как складывались отношения России с Евросоюзом? В чем значимости этих отношений для России? Евросоюза? Мира?

2) Каковы причины вступления России в ВТО? Как вы считаете, почему процесс вступления России в ВТО носит столь затяжной характер?

3) Почему события последних лет по изменению статуса России на международной арене принято называть «геополитическим ренессансом России»?

4) Как вы считаете, вернула ли России свой статус ведущей державы мира? Почему? Приведите аргументы.

Основные понятия и термины по теме: кейнсианство, конфессия, пиар, структурализм, тоталитаризм, экуменическое движение

1.Теория общественного развития:

- экономическая теория в современных условиях;

- социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей;

- структурализм как направление современной философской мысли.

2.От конца идеологии к реидеологизации:

- концепция «конца идеологии».

3.Церковь и общество на рубеже веков:

- экуменическое движение.

4.СМИ и массовая культура:

- интернационализация духовной жизни человечества.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Экономическая теория в современных условиях

Развитие экономической теории было связано с более глубо­ким осмыслением роли и возможностей государства в эко­номической сфере. Разработанная Джоном Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой концеп­ции «государства благоденствия» 1960—1970-х гг. Вопрос пре­делов государственного вмешательства в экономику, опасно­сти превращения государства в бюрократического монстра был изучен американскими экономистами Йозефом Шумпетером и Милтоном Фридманом.

Видные американские ученые: экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации.

Согласно теории стадий развития, человечество прошло путь от собирательства, охоты (пользование готовыми продук­тами природы) к земледелию, скотоводству и кустарному про­изводству (обработка природных материалов в основном с ис­пользованием ручного, мускульного труда). Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленно­му, индустриальному производству и, наконец, к информа­ционному (или постиндустриальному) обществу. Для каждой из этих стадий были характерны свои преобладающие формы и содержание трудовой деятельности.

Исследование закономерностей индивидуального и группо­вого поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социаль­ных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.

Выводы ученых-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о со­циальном и политическом развитии почти двухсот государств. Исследования американских политологов Дэвида Истона и Гэбриэла Алмонда, социолога Толкотта Парсонса значительно раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития по­литических систем. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад в изучение функционирования демократии.

Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения.

В 1960-е гг. во Франции большое распространение получи­ло такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, ми­фология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, на­ходящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Аме­рики, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования чело­веческого сознания.

Концепция «конца идеологии»

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концеп­ция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами аме­риканцами Даниелом Беллом и Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Ароном и другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, техноло­гиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, лично­сти человека и духовной сферы.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного че­ловека порой не находит рационального объяснения. Иррацио­нализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяс­нить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияр и другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, ре­альный (материальный) мир и его восприятие нашим сознани­ем (через понятия, символы и образы) не тождественны.

Экуменическое движение

XX в. ознаменовался падением значения религии и религиоз­ных организаций в повседневной жизни людей. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию ре­лигиозных праздников. Отчасти этому способствовали и неко­торые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихо­жан, но и многим священникам.

С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распро­странение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (то есть созданные на основе заимствования догматов и обрядов у не­скольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христи­анство, стремились приспособиться к новым условиям, ре­формировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.

В 1962—1965 гг. состоялся Второй Ватиканский собор Като­лической церкви, принявший программу ее реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян.

Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II (папа в 1978 — 2005 гг.), в 2000 г. принесший публичное покаяние от лица Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, религиозные войны и другое.

Еще в начале XX в. по инициативе протестантов США и За­падной Европы возникло так называемое экуменическое дви­жение, главной целью которого является сближение христиан­ских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, при­званный координировать деятельность входящих в экумениче­ское движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к не­му присоединилась и Русская православная церковь.

Интернационализация духовной жизни человечества

. Сло­жился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выго­ду, так и политическое влияние.

Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее про­дукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запро­сам и потребностям «среднего» человека.

Так, к числу характерных признаков продукции теле­визионной массовой культуры относится четкое разде­ление «добра» и «зла», значительная доза насилия и сек­са, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнению Теодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека.

Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на пов­седневное бытие миллионов людей.

Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: