Фоторепортаж и фотоистория.Виды репортажной съемки

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Зав. редакцией А.И. Уткин

Редактор O.K. Смирнова

Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников

Художник обложки О. А. Яковлева

Компьютерная верстка А.Р. Комлев

Корректор И.Н. Горовая

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96

Гигиенический сертификат

№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98

Сдано в набор 11.06.98.

Подписано в печать 22.09.99 Формат 60х90/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 16 Тираж 7000 экз.

Заказ 1915

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.

E-mail: vlados@dol.ru

https://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

издательско-полиграфический комплекс

«Ульяновский дом печати».

432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.


[1] См.: Библейская энциклопедия. Кн. 1-2. М., 1891; Большая Советская Энциклопедия. Т. 46. М., 1940; Большая Советская Энциклопедия. М., 1950. Т. 5; Большая Советская Энциклопедия. М., 1955. Т. 34; Большая Советская Энциклопедия. М., 1957. Т. 40; Великая Отечественная война 1941-1945. Словарь-справочник. М., 1988; Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. М., 1901; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. СПб., М., 1882; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973; Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995; Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах/ Под. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М., 1995; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1982. Вып. 9; Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М.,1985. Т. 2.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1996. Т. 1-4.

[2] См.: Стог А. О общественном призрении в России. СПб., 1818; Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1-3. СПб.. 1901; Благотворительность в России. Т. 1-3. СПб., 1907; Благотворительные учреждения в России. СПб., 1912; Хронология Российской истории. М., 1994. Barker L., Robert.L. Social work dictionary. 1991. NASW Press, P. 221,ChaunuP. La Civilisation de L'Europe classique. Paris: Arthaud, 1966, Duchamp М. La recherche en travail social. Paris, 1989, Jobert В., Muller P. L' etat en action. Paris, 1985; Handel D. Social welfarein western society. N-Y., 1982.

По существу особой разницы между понятиями фоторепортаж и фотоистория нет. Их объединяет репортажный метод съемки. На Западе, например, любая серия фотографий, представленная в СМИ или на выставке, именуется «photostory». Можно ли назвать серию фотографий из вашей поездки в деревню к бабушке или на конференцию в Лондон фоторепортажем? Можно, если героев своей съемки вы не выстраивали перед камерой, не заставляли их позировать, а незаметно фиксировали моменты их бытия.

Репортажная съемка — альтернатива постановочной, в которой фотограф управляет героями и выстраивает их перед камерой, как режиссер. Допустимы ли элементы постановки в репортажной съемке? Здесь нет единой установки, теоретики и практики расходятся во мнениях. Но мы поговорим об этом на следующих уроках. А пока приведу слова моего коллеги, прекрасного фотожурналиста и литератора, Геннадия Михеева: «В фоторепортаже — как в любви и на войне — все средства хороши. Кроме тех, которые нарушают Закон».

Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную). В журналистике первый вид съемки и составляет суть фоторепортажа в узком понимании этого слова, а второй называется фотоочерком.

Событийный фоторепортаж — это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д. В этом виде фоторепортажа особенно важна информационная, документальная сущность фотографии. При событийной съемке фотограф скован временными рамками — в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».

Сколько снимков может включать репортаж? Количество снимков зависит как от характера события и задач съемки, так и от мастерства фотографа. Событийный фоторепортаж может состоять всего из одной-двух карточек либо расшириться до десятков фотографий (для формата журнального разворота или интернета).

Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека — от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.

В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, — точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.

Тематическая фотосъемка дает простор творческим силам фотографа, если для последнего репортаж не просто ремесло, а искусство. Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую суть явления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть».

По содержанию можно выделить еще два вида фотоисторий. К первым относятся истории со спокойным, ровным развитием события, отношений-переживаний героев.

Второй вид — проблемный, конфликтный репортаж. Это ситуации, где прослеживается драма, противостояние, накал страстей, противоборство, интрига.

Где сегодня в повседневной жизни используется фоторепортаж? Практически везде. Репортажный метод съемки стал популярен в свадебной фотографии, широко используется при создании слайд-шоу для конференций, презентаций. Он стал незаменим в путешествиях и поездках, на вечеринках, в клубной жизни, запечатлевает жизнь наших близких и детей в домашних альбомах.

Условимся, слово фоторепортаж будем употреблять в двух значениях: как метод репортажной съемки и как событийный репортаж. Тематический репортаж будем называть фотоисторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: