Темы контрольных работ. Абалкин Л. Не использованный шанс. М.,1991

Источники и литература

Методические указания

Источники и литература

Абалкин Л. Не использованный шанс. М.,1991.

Болдин В.И. Крушение пьедестала. М., 1995.

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.,1988.

Горбачев М.С. Августовский путч. М.,1991.

Горбачев М.С. Декабрь - 91: моя позиция. М.,1992.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М.,1990.

Несостоявшийся юбилей: Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия. Сб. документов. М., 1992.

Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы. Сб. документов и материалов в 10 книгах. М.,1992-1994.

Рыжков Н.И. Перестройка: история предательства. М.,1992.

Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию. Л.,1990.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.,1999.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.,1997.

Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны? Прерывность и непрерывность в отечественной истории ХХ в. М.,1993.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. М.,1994.

Тема 10. НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (1992-2007 гг.)

1. Начало перехода к новому обществу. Формирование и развитие новой политической системы России.

2. Экономические преобразования и их последствия.

3. Особенности развития культуры России.

4. Международное положение и внешняя политика России.

Цель данного занятия – уяснение особенностей становления современной общественно-политической и социально-экономической системы.

В первом вопросе следует обратить внимание на особенности становления новой государственной власти, на противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти (Верховного Совета РФ и Президента РФ), вызванный этим конституционный кризис осени 1993 г. и октябрьские события в Москве. Необходимо также проанализировать Конституцию РФ, провозгласившую новое государственное устройство, ее основные положения, определяющие политико-правовые отношения в стране, и новую символику и политические реалии общественного развития.

Студенты, опираясь на исследовательскою литературу и опубликованные источники должны проанализировать различные программы выхода из кризиса и их влияние на динамику общественного производства и потребления, изменения в социальной структуре общества. Выявить основные результаты реформирования экономики. Необходимо охарактеризовать условия развития культуры, показать основные изменения, произошедшие в образовании, науке, художественной жизни России.

В заключении следует выявить основные особенности международного положения и внешнеполитического курса российского руководства. Анализ следует вести по следующим направлениям: российско-американские отношения, Россия и Европа, Россия и страны АТР, ближнее зарубежье.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

Административно-территориальное устройство России: История и современность. М., 2003.

Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. Киев, 2002.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения девяностых: В 2 т. М., 2000.

Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991-2001 гг. М., М., 2003.

Медведев Р.А. Владимир Путин: Четыре года в Кремле. М., 2004.

Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. М., 2004.

Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан.). М., 2002.

Реформирование России: От мифов к реальности: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году: В 2 т. М., 2001.

Согрин В.Б. Политическая история современной России: от Горбачева до Путина. М., 2001.

Шутов А.Д. На руинах великой державы, или агония власти. 1991-2003. М., 2004.

Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. М., 2001.

Из рекомендованного списка литературы студент может познакомиться с одной-двумя работами на выбор.

Февральский революционный взрыв в России: причины и предпосылки.

Россия в период двоевластия.

Политический портрет А.Ф.Керенского.

Политический портрет А.И.Гучкова.

П.Н.Милюков - историк и политик.

Русская Армия в 1917 году.

Июльский политический кризис 1917 г.

Исторический портрет генерала Л.Г.Корнилова.

Октябрь 1917 года: современные дискуссии о революции.

Брестский мир.

Первые социально-экономические мероприятия Советской власти (конец 1917 - первая половина 1918 гг.)

В.И.Ленин как политик.

Исторический портрет Л.Д.Троцкого.

Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы и последствия.

«Военный коммунизм» в России.

Красный и белый террор в годы гражданской войны.

Генерал А.И.Деникин: исторический портрет.

Кронштадтский мятеж.

Сущность и особенности новой экономической политики.

Политический портрет Н.И.Бухарина.

Внутрипартийная борьба в СССР в 1920-е гг.

Культурные процессы в СССР в 1920-е гг.

Коллективизация сельского хозяйства в СССР.

Индустриализация СССР в свете современных научных исследований.

Политический портрет И.В.Сталина.

Феномен сталинизма: истоки и сущность.

Военно-промышленный комплекс СССР в 30-е гг.

Конституция 1936 г.: соотношение формального и реального.

Советская экономика в годы Великой Отечественной войны.

Международное положение и внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.

Людские и материальные потери СССР в Великой Отечественной войне. Судьба пленных.

Развитие науки и образования в 1946-1964 гг.

Национальная политика и национальные движения в 1953-1964 гг.

СССР и страны «третьего» мира (1953-1964 гг.)

Политический портрет лидеров Советского государства в “эпоху застоя” (А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, Н.В. Подгорный, А.Н. Шелепин, К.У. Черненко, Д.Ф. Устинов, Н.А. Тихонов).

Идеология и культурная жизнь в послевоенный период.

«Либерализация» политического режима после XX съезда КПСС и ее противоречия. Значение хрущевского десятилетия.

«Оттепель» и культурная жизнь общества. Зарождение диссидентства.

Хрущев и изменения во внешнеполитической доктрине. Концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Л.И. Брежнев и высшее руководство СССР второй половины 60 – начала 80-х гг.: политическая и социально-психологическая характеристика.

Революция массового потребления в СССР и ее особенности.

Инакомыслие в СССР во второй половине 60 – начале 80-х гг. и борьба с ним.

Ю.В.Андропов и политика административных реформ.

Предпосылки перестройки. М.С. Горбачев как политический деятель.

Трансформация политических институтов СССР в годы перестройки.

Обострение межнациональных отношений и рост этносепаратизма в годы перестройки.

Новоогаревский процесс. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Политический портрет руководителей СССР в период перестройки (М.С. Горбачев, Н.И. Рыжков, Е.К. Лигачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе).

Современная социокультурная ситуация в России (1991 – 2004 гг.).

Внешняя политика России в 90-е гг. ХХ века.

Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе (2000 – 2004 гг.).

Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2000-2004 гг.

Конституционный кризис 1993 г.: причины, ход, последствия. Оформление новой модели российской государственности.

Проблемы взаимоотношений между центром и субъектами федерации в современной России (1991-2004 гг.).

Методические указания по написанию контрольной работы:

В процессе подготовки и написания контрольной работы студент учится четко формулировать проблемы, осваивает практику анализа и критики исторических источников, приобретает опыт изучения и использования научных трудов (монографий, статей, рецензий) в целях раскрытия избранной им темы. Тема контрольной работы определяется студентом на основе списка, предложенного преподавателями. Конкретный выбор студента зависит от того, насколько актуальной, важной и интересной представляется ему та или иная проблема.

Контрольная работа должна состоять из введения, основной части и заключения. В работе должен присутствовать список источников и литературы. При необходимости даются приложения: таблицы, схемы карты, фотографии, фрагменты документов и т.п.

Вводная часть работы открывается обоснованием актуальности и научной значимости темы. Далее следует характеристика состояния изученности этой темы в научной литературе, формулируется цель и задачи контрольной работы, дается краткая характеристика источниковой базы.

Основная частьконтрольной работы представляет собой развернутое изложение совокупности фактов, процессов, событий, которые являются взаимосвязанными и образуют определенное единство. Желательно, чтобы структура работы отражала логическую последовательность действий, приводящих автора работы к решению проблемы, которая была сформулирована и заявлена в качестве цели контрольной работы. Структура исследования может быть выстроена как в соответствии с хронологическим, так и проблемным принципам, либо сочетать их. В основной части текста студент должен показать умение самостоятельно рассуждать и обобщать факты. Выводы работы должны быть хорошо аргументированы и подтверждены ссылками на соответствующие источники. Цитирование документов или приведение в работе отрывков из исследований других авторов требуют обязательного использования ссылок.

Заключение контрольной работы должно содержать основные выводы и концептуальные положения, которых придерживается автор контрольной работы. Заключение не должно быть слишком объемным или перегруженным цитатами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена. Оценка работы (зачтено/не зачтено) осуществляется в зависимости от самостоятельности, аргументированности выводов, логики изложения, достаточно полного учета имеющейся по теме научной литературы, правильности оформления научно-справочного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: