Билет 6
Германия накануне Реформации.
В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера,
Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Некоторые папы стали не только освобождать от наказаний, но и прощать грехи. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу (в зависимости от платежеспособности субъекта).
|
|
18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, дарованных Альбрехту, архиепископу Майнцскому, Магдебургскому 18 октября 1517 г. Вырученные средства должны были пойти на строительство собора св. Петра. В действительности же половина денег отходила самому Альбрехту: он расплачивался ими за займы, благодаря которым смог купить себе у Рима второе архиепископство.
В ответ на появление буллы 31 октября 1517 Лютер вывесил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Они включали 95 пунктов. Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взыманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний.
В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.
Реконкиста (718-1492) – «обратное завоевание» - борьба христианского населения Пиренейского п-ова против арабов (мавров), которые вторглись в 711 г.
|
|
Начало – победа христиан при Ковадонге в 718 г. Решающую роль сыграли королевства Каситлья, Арагон и Португалия. Причины успеха христиан: более совершенная военная организация, отсутствие единства Кордовского халифата, который к 11 в.распался на более 20 эмиратов, местное население было на стороне христиан (мосарабы – арабы-христиане, ренегадос – испанцы, кот.приняли арабский язык и веру – они все сражались на стороне христиан); постоянный поток добровольцев из Европы.
Реконкиста имела характер военно-колонизационного движения, в кот.участвовали все слои населения. Основа войска – крестьяне (получали на отвоеванных землях привилегии и земли, фиксированные в грамотах фуэрос). На новых землях созд.духовно-рыцарские ордена (Сант-Яго, Алькантара и др.)
Реконкиста в будущем определила особенности менталитета испанцев: религиозность, крайняя нетерпимость к другим религиям.
С кон. XI до середины XIII в. - ПИК Реконкисты. В 1085 г. - заняли Толедо — центр оружейного производства.
Арабы пригласили войска альморавидов, альмохадов.
В начале XII в. овладели Сарагосой. В 1147 г. был взят Лиссабон. В руках христиан к концу XII в. находилась большая часть территории п-ова.
При дефиците людских ресурсов приобретение земель, которые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захватам. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завоевание а превращение в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону огромные суммы.
Реконкиста в XI—XIII вв. осуществлялась не постепенно и плавно, а как бы скачками.
1212 – битва при Лас-Навас де Толоса – победа христиан, арабы деморализованы. В руках мавров на Пиренейском полуострове осталась лишь Гранада с прилегающей к ней территорией.
1492 – взятие Гранады – ЗАВЕРШЕНИЕ Реконкисты.
Главный итог: изгнание арабов с Приенейского п-ова, испанцы восстановили свою национальную и политическую свободу.