Предмет и метод изучения Дж.М. Кейнса

Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсона

Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина

В соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. Когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта, 3) затратами на рекламу. На базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей: особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены (низкая цена – низкое качество товара). Конкурентная борьба монополистов не исчерпывает себя. Ее специфическая особенность: она устраняет ценовую конкуренцию, следствие феномен избытка мощности, который (избыток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. Феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и фабричными марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.

В 1933г. вышла работа «Экономическая теория несовершенной конкуренции», где в центре исследования было рыночное поведение крупных компаний (монополий) и их влияние на процесс ценообразования, прибыли. Производитель имеет возможность влиять на цены и эта возможность проявляется в случае исключительного положения производителей и поставщиков. Поскольку поставщиков на рынке немного (т.к. выход на рынок для других фирм затруднён), то несовершенная конкуренция напоминает монополию, при которой спрос становится менее подвижным, условия для свободной конкуренции отсутствуют, а цены воздействуют на спрос и служат средством регулирования сбыта. Создаёт концепцию о дискриминации в ценах (или ценовую дискриминацию), которая осуществляется путём раздела товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для различных категорий потребителей. А используя множественность цен, фирмы-монополисты могут увеличивать объём выпуска и наращивать свои доходы. Цены при этом становятся источником монопольной прибыли. Т.о., основная причина несовершенной конкуренции - монополия фирмы. Производитель, продающий свою продукцию, всегда стремиться уравнять предельный доход и предельные издержки либо определением цены спроса и издержек производства для различных значений выпуска продукции, либо методом проб и ошибок в процессе непосредственной деятельности. Монополисту выгодно сократить объём производства, поэтому он будет стремиться меньше производить, а продавать продукцию будет по более высокой цене, в результате чего предельный доход на монополистическом рынке превышает предельные издержки. Поэтому любая фирма, занимающая монопольное положение на рынке, может снизить выпуск продукции и при этом будет иметь возможность поднять цену, тем самым увеличив общую выручку.

В следствие кризиса 1929-33 гг. появилось новое направление - новая теория, обращенная прежде всего к проблемам национальной экономики. Ее автором стал Кейнс. Главный труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.): главная цель экономического анализа - определение факторов, от которых зависит величина национального дохода (НД), поскольку именно НД обусловливает уровень занятости. Совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары. Совокупный спрос>Совокупное предложение - работают стимулы роста производства; обеспечение высокой занятости и более полное использование производственных мощностей. Компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и гос расходы. Факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая прибыльность капвложений и предпочтение ликвидности. Факторы, ведущие к недостатку совокупного спроса: рост предельной склонности к сбережению; завышенная оценка денег, ведущая к росту % за кредит; сокращение потребления; сокращение инвестиций; сокращение НД; сокращение занятости; сокращение предельной эффективности капитала (кризисное состояние экономики); эк силы, противодействующие сокращению объема НД и занятости. Механизм мультипликатора определяется независимой переменной – предельной склонностью к потреблению. Мультипликатор накопления - это коэф, показывающий во сколько раз увеличится прирост НД в результате первоначальных инвестиций. Инвестиции необходимым для выхода экономики из депрессии и цель инвестиций - это стимулирование совокупного спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: