Диссидент.дв-е в У.(60-сер.80х гг.20ст.)

Возникнов-е укр казацтва и его роль в истории.

Слово «козак» пришло в Укр из тюрских языков. Оно имело несколько знач-й: сторож,воин, разбойник,бродяга,вольный чел. Попав на укр почву слово козак стало использоваться для обознач-я отдельного соц слоя,т.е. людей вольных,кот на ряду с хоз. занятием вели борьбу против иноземн захватчиков.Казачество возникло в Средн Поднепровье,кот было большим и незаселен пространством известным под названием Дикое поле. В 1578г посланник польского короля, посетив остров Хортицу,где проживали казаки,отметил царившую среди них двуязычную украинско-татарскую речь.Казачья лексика впитала массу тюрксизмов.Причины возникнов-я козачества: 1непомерный гнет укр насел-я со стороны польской шляхты и католич церкви. Жить было не возможно, крестьяне бежали. 2.наличие огромной незаселенной тер-рии на юге Укр. 3.необходимость обороны от татаро-турецкой агрессии. Источники формирования казацтва стали: *крестьяне-беглецы от польских захватчиков, *крестьяне и мещане,кот переселились на новые,свободные земли «Дикого поля»,*часть укр шляхты,кот была лишена иностранцами собственности.*разнообразные категории служивших людей. Всех кто находился в пределах «дикого поля»,жизнь принудила объед-тся в могущественную воен организ,потому что только так можно было защититься от феодалов, турков и татар. Так возникла ЗС.

51. Столыпинская аграрная р-ма. Её последствия на У..

Учитывая массовое участие крестьян в революции, царское правительство разработало аграрную реформу. Она получила название Столыпинской, по им- председателя совета министров России Столыпина. Р-ма преследовала 3 цели:

создание на селе слоя зажиточных крестьян, как опоры на самодержавие.

создание фермерских хозяйств.

обеспеч-е подъема сельского х-ва.

Важнейшими звеньями р-мы были:

разруш-е сельской общины, которая сдерживала развитие рыночных отнош-й. Р-ма давала крестьянину право выйти из общины и закрепить свой надел в частную собственность.

насажд-е хуторско и отрубного х-ва. Земля крестьянам, которые выходили, из общины предоставлялась в одном месте.

оказание кредитной помощи крестьянам, выходящим из общины через крестьянский банк.

пересел-е крестьян в малоосвоенные районы Сибири, Северного Кавказа и Средней Азии. 1000 крестьян направились в Сибирь в поисках счастья.

На протяж-и 1906-1912 годов из У. переселилось около 1 миллиона крестьян. Более половины вернулось обратно. Последствия: - р-ма ускорила капиталистических отнош-й на селе: разрушалась сельская община. Увеличилось количество фермерских хозяйств, увеличилась культура хозяйств. Но в целом р-ма не достигла цели, она не предотвратила новой революции. Развитие Причины неудач: - для успеха р-мы требовалось несколько десятилетий спокойной жизни. В 1911 году Столыпин был убит, а затем началась первая мировая война. Поэтому, р-ма дала первые всходы, а плоды не расцвели.

Слово «диссидент» означ.несогласный.Это люди,несоглас.с проводимым правящим режимом политики. Основы св.дв-я диссиденты видели в защите прав ч-ка.Оно зарод-сь в У.в 50-х гг,но активизир-сь в 60-80-х гг.,это было вызв.тем,что с приходом к власти брежневского рук-ва возник.угроза реанимации сталинизма: нарушались права ч-ка,власть проявляла нетерпимость к инакомыслию.В ответ возникали группы,несоглас. с режимом.Направл-я:1. правозащит.дв-е.Его уч-ки боролись за обеспеч-е прав ч-ка,признанных в док-тах миров.сообщ-ва(декларация прав ч-ка 1948)2. Религ.диссидентство.Выступали за свободу совести, религ.свободу.Требовали восстановить Греко-кат.и укр.православ.автокефал.церкви.3.нац-ориентирован. Требовали соблюд-я нац.прав,выступали против политики русификации,притесн-я укр.интеллигенции и культуры,право У.на выход из СССР.Центры:Киев,Львов.Формы д-ти:1.протесты и обращ-я в адрес рук-лей страны.2.распростран-е информации,запрещённой властью.Путём самиздата были распростр.пр-ния: «Интернационализм и русификация» Дзюбы (критика русификаторской политики),«Присоедин-е или воссоедин-е» Праичевского(оценка вхожд-я У.в сост.Рос.в соответ.с Переяслав.договором)3.крайние формы протеста–самосожж-е(5 ноября 1968 Макуха поджёг себя)Уч-ки:Стус,Дзюб,Драч,Шухевич,Костенко, Симоненко,Светличный,Черновил,Руденко,Григоренко.Это дв-е не получ.поддержки в У.,несмотря на отвагу диссидентов.Знач-е:внесло значитэвклад в разруш-е тоталитар.с-мы.способствовало формиров-ю нац.самосознания,созд.укр.нац.державы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: