Социально-правовой строй

Государственный строй империи Маурьев

Древняя Индия до империи маурьев

Первые поселения в долине реки Инд появились в IV тыс. до н.э. Между 2700 и 2500 гг. до н.э возникли однородно спланированные города и сформировались первые очаги цивилизации, названные по современным городам, около которых производились археологические раскопки: Мохеджо-Даро, Хараппа.

С середины II тыс. до н.э. в Северную Индию вторгаются арийские племена, завоевавшие племена мундов и дравидов и принесшие совершенно иную культуру, названную в честь памятника религиозной индийской литературы Ригведыведийской. Ведийское общество стояло накануне формирования протогосударств. Семьи были патриархальными. Деревней руководил родоплеменной вождь ганапати. Важнейшие вопросы племени и общин разрешались на собраниях – сабхе. Выборный правитель нескольких племен назывался раджа (от санскритского «царь», «правитель»), который должен был защищать подданных. Постепенно власть раджи усиливается за счет сокращения полномочий собрания, и около него образуется совет из глав администрации, военной и жреческой знати – паришад. Постоянную дружину племени возглавлял сенапати. Большое значение приобретает царский жрец и его первый советник – пурохита.

К середине VI в. до н.э. существовало около 16 протогосударств, объединительным центром которых становится г. Магадха. С IV в. в Магадхе устанавливается новая династия Маурьев, наибольшее возвышение которой произошло в III в. до н.э. при царе Ашоке, когда государство становится относительно централизованным. Во II в. до н.э. в Индию вторгаются греко-бактрийцы, и к концу I в. до н.э. держава Маурьев перестала существовать.

В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодательной властью. Являлся военноначальником, верховной судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Воцарение сопровождалось особой церемонией – абхишека. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, опекунство для малолетних, больных и вдов.

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Появляется особая категория чиновников под названием адхъякша. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству.

Административное деление отличалось сложностью: под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Пять крупных провинций управлялись чиновниками, а остальные чиновниками – раджуками.

Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками. Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) до 1000 семей являлась грамма во главе с выборным старостой грамиком.

Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество», «категория»). Первой была варна брахманов – жрецов, члены которой заведовали религиозными церемониями, законотворчеством и судом (вместе с царем). Второй являлись кшатрии (от санскритского «ранить») – профессиональные войны. Из кшатриев выходили цари. Третья варна – вайши («народ») состояла из общинников и торговцев. Замыкали варновый строй шудры, закон которым предписывал одно лишь занятие – служение трем предшествовавшим варнам, занятие ремеслом и актерством.

Представители первых трех варн именовались «дваждырожденными». Второе рождение связывалось с началом изучения священных книг. Для членов каждой варны существовала своя дхарма – обязанность, норма поведения.

Члены низшей «неприкасаемой» касты назывались чандалами. Ими становились отлученные от варн за различные проступки люди, которым запрещалось жить на одном месте, они должны были носить «одежду мертвых», питаться из разбитой посуды.

В Индии существовало и рабство, источником которого был военный плен, рождение в рабстве, подаренный, купленный, полученный по наследству, по наказанию, самопродажа. Законы ограничивали произвол хозяев по отношению к рабам. Рабы могли иметь семью, собственность, наследовать. Однако раб все же был не личностью, а вещью, а потому хозяин имел право на его жизнь и смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: