double arrow

Государственный строй. Сословно-классовое деление в Древнем Китае

Сословно-классовое деление в Древнем Китае

Периодизация истории государства и права Китая

История Древнего Китая делится на ряд периодов, связанных с конкретными династиями и названных по их именам: Шан-Инь (ХVI – ХI вв. до н.э.); Чжоу (ХI – III вв. до н.э.); Цинь и Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). В последний период рабовладельческое государство перерастает в феодальное.

На рубеже III – II тыс. до н.э. в Китае общинные объединения стали складываться в протогосударства с возвышением союза племен Инь. Потом в результате вторжения племен Шань активизируется объединительный процесс складывания государства и возникает Шан-Инь, трансформируясь постепенно в классическую восточную деспотию. Ван (царь) являлся и правителем, и жрецом. Утверждается верховная собственность вана на землю. За ним по иерархии следовали высшие советники, исполнители поручений и специалисты.

В конце ХII в. до н.э. западные племена Чжоу начинают завоевывать Шан-Инь. Государство Чжоу представляло из себя оформленную монархию с развитым административным аппаратом. Оно распадается на периоды: Западное Чжоу (ХI – VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и «воюющие царства» (V – III в до н.э.). В период Западного Чжоу управление огромной территорией вынудила вана передать земли в наследственные уделы своим родственникам и приближенным. Из 77 уделов в 55 правили родственники царя. Дробление на уделы приводит к их обособлению, и единое государство в IХ – VIII вв. до н.э. распадается на 160 – 200 самостоятельных образований. В Восточном Чжоу распад продолжается с укреплением власти местных правителей. Однако проявляются и объединительные начала, и к V в. до н.э. образуются 7 наиболее крупных царств («воюющих царств»), сменяющих друг друга. Из этой борьбы победителями в III в. до н.э. становится царство Цинь, закончившее объединение страны в 221 г. до н.э. В результате крестьянских восстаний в 207 г. до н.э. эта династия пала. Руководитель восставших сельский староста Лю Бан основывает династию Хань.

В первые периоды истории Китая складывается классовое общество: правящая родовая аристократия; свободные крестьяне – общинники; рабы. Правящая верхушка эксплуатировала рабов и крестьян-общинников. С этой целью создается система «общественных полей»или «колодезных полей», подразделенная на «общественное» поле и «частное» поле. 1/9 часть «общественных полей» обрабатывалась сообща, платя с них ренту-налог на содержание царя, государства и знати. В индивидуальном пользовании находились «частные поля». В VI в до н.э. рента – налог с «общественных полей» – заменяется натуральным налогом.

В Чжоусский период формируется привилегированное сословие ранжированных чиновников, содержащихся за счет «кормления» с определенных территорий.

В то же время процесс классового образования проходил медленно: эксплуататорское сословие было неоднородным (титулованная знать, ранжированное чиновничество, незнатные крупные землевладельцы, купцы), как и эксплуатированная масса населения (лишенные собственности на землю, арендаторы – издольщики, рабы, наемные работники). Особняком стояли крестьяне и ремесленники, платящие налоги.

«Благородные» законодательно противопоставлялись «простонародью» и «подлым» (рабам, крепостным).

Увеличившееся обезземеливание крестьян и сокращение в этой связи числа налогоплательщиков вынуждает правительство с помощью реформ приостановить этот процесс. Наиболее радикальной из них была реформа императора Ван Манн в 9 г. н.э., который попытался перераспределить земельный фонд. Земля объявлялась императорской с запрещением ее купли-продажи. Восстановилась система общинного землевладения. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.

В иньский период складывается императорская власть и административный аппарат с наследственными, по позволению вана, должностями. В раннечжоуский период личность императора уже обожествляется. Он именуется «сыном Неба», первосвященником. Центром управления становится двор вана. Ближайшим помощником вана был цзай, дворцовый и военный правитель. Он ведал дворцовыми ремесленниками и следил за храмами. Особым приближенным к императору был шаньфу – стольник, обслуживающий не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения. Некоторые должности ведали контролем над государственно-хозяйственной деятельностью, лесами, водами, пастбищами и т.п.

Циньско-Ханьский период характеризуется складыванием централизованной деспотической империи и распространением идеологии легизма (законности), т.е. управлением страной на основе закона. Государственные доктрины легизма были изложены правителем Гунсунь Яном (Шан-Яном) в IV в. до н.э. Он провел ряд реформ по централизации государства, завершившиеся созданием Циньской империи. Правитель принимает титул императора (ди), сосредоточив всю полноту власти.

В империи Ханьсоздается 20 чиновничьих рангов. Центральный аппарат состоял из финансового, военного, судебного, обрядового, сельскохозяйственного, императорского дворца, дворцовой стражи ведомств. Руководитель финансового ведомства (чэнсян) становится также первым министром (вначале их было два – «левый» и «правый»). В ведомстве императорского дворца особое место принадлежало душуйя, отвечающего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений. Военное ведомство возглавлялось тайвэем, который, наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу), составили высшую категорию чиновников – «трех гунов».

Местное управление наиболее четко проявилось еще в Западном Чжоу путем введения округов как налоговых и военных единиц. Уездная администрация сложилась еще ранее, в VII в. до н.э., во главе которой стоял чиновник, ответственный перед правителем. В Циньско-Ханьский период появляются деление на округа, уезды, волости и общины. Во главе округа стоял губернатор, деля власть с военным ведомством. В пограничных округах губернаторская гражданская власть объединялась с военной. Община сохранила некоторую свою обособленность, со старостой и «отцами-старейшинами». К чиновникам не относились и волостные власти. Городское самоуправление представлял совет старейшин (саньлао).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: