Объединение Германии. Конституция 1871 г

Раздробленность Германии все больше и больше отставала от таких стран, как Англия и Франция. Инициативу и руководящую роль в объединении страны захватила Пруссия, которая к 60-м годам ХIХ в. стала самым сильным и крупным государством Германии. Ее соперником оставалась Австрия. Политический курс прусского канцлера Бисмарка на объединение Германии «железом и кровью», т.е. силой. Развязывается война с Австрией, окончившаяся в 1866 г. разгромом последней. 18 августа 1866 г. был подписан договор о создании союза германских государств, возглавляемых Пруссией. В нем всем германским государствам, расположенным севернее реки Майн, предлагалось объединяться под верховенством прусского короля. В 1867 г. принимается конституция северогерманского союза, которая закрепила главенствующее положение Пруссии.

Успешная война против Франции в 1870 – 1871 гг. позволила завершить объединение Германии. В состав союза вошли и германские государства, расположенные южнее реки Майн. С 1 января 1871 г. Германия становится империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил конституцию империи. По форме правления Германия стала конституционной монархией, высшими органами империи объявляются император (кайзер) и двухпалатный парламент. Но в конституции не был ясно решен вопрос о разграничении законодательной и исполнительной власти. По форме правления Германия стала федерацией и представляла собой союз 22 монархий и трех городов-государств. Командное положение в союзе заняла Пруссия. Столицей стал Берлин – центр Пруссии. Германская федерация имела свои особенности: в Германской империи федеративные органы получали более широкие полномочия, нежели в США и Швейцарии; между членами федерации существовало огромное неравенство; в союзном совете делегаты отдельных государств были представителями не парламентов, а правительств и действовали в соответствии с указаниями последних; в Германии не было особой имперской администрации, и исполнение законов возлагалось на власти государств – членов империи.

Император. Титул императора получил прусский король, который осуществлял президентство в империи. Конституция наделяла императора исключительными правами в области внешних сношений: он выступал представителем империи в международных делах, объявлял войну и заключал мир. Для объявления войны необходимо было согласие союзного совета. Монарх мог контролировать деятельность парламента: только он созывал, открывал, закрывал союзный совет и рейхстаг; председательствование в союзном совете принадлежало канцлеру, назначаемому и смещаемому императором. Император обнародовал имперские законы и наблюдал за их исполнением. Он мог издавать распоряжения и указы, которые подписывались канцлером. Исполнительная власть находилась в руках императора, который и назначал главу правительства – имперского канцлера. Других федеральных министров не было, а были лишь начальники имперских ведомств – подчиненные канцлеру и носившие название государственных секретарей по иностранным, внутренним, колониальным, морским делам, юстиции, казначейства, почты и имперских железных дорог. С 1873 г. появились заместители канцлера.

Конституция давала императору и союзному совету право в случае нарушения каким-либо из союзных государств своих обязательств применять силу «путем экзекуции».

Союзный совет и рейхстаг. Союзный совет – бундесрат – и рейхстаг наделялись правом издания законов: определяющие права граждан относительно переселения, выбора места жительства; установление размера налогов, пошлины на ввозимые и вывозимые товары; определявшие систему мер, весов и денежную систему империи; регулировавшие деятельность банков, выдачу патентов на изобретения, охрану авторских прав; обеспечивавшие защиту германской торговли и мореплавания за границей; касающиеся работы железнодорожного транспорта, почты и телеграфа. К компетенции парламента относились издание законов о численности армии и флота, постановления о свободе печати и союзов, а также общее законодательство по гражданскому, уголовному праву и судопроизводству.

Нижняя палата парламента – рейхстаг – составлялась из 397 депутатов, избираемых населением на основе равных и всеобщих выборов при тайном голосовании на 5 лет. Депутаты вознаграждения не получали. Заседания рейхстага проходили гласно.

Конституция разрешала в форме депутатских запросов критиковать правительство, однако правительство не было ответственным перед парламентом.

В противоположность рейхстагу Союзный совет – бундесрат как верхняя палата парламента занимала положение, заставлявшее считаться с его мнением императора и правительство. Союзный совет состоял из представителей отдельных государств и вольных городов. Из 58 голосов в Союзном совете Пруссии принадлежало всех больше – 17. (Для изменения конституции необходимо было 14 голосов). Союзный совет издавал постановления, касающиеся деятельности администрации, дополнял законы, назначал некоторых имперских чиновников, давал согласие на роспуск рейхстага, объявлял войну и выносил постановления о применении экзекуции против членов империи. Будесрат имел и судебные функции, разрешая все споры, возникающие между государствами. Он являлся высшей апелляционной инстанцией. По требованию одной из сторон германского государства он мог толковать конституционные законы. Заседания бундесрата проходили негласно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: