Французский гражданский кодекс 1804 г. Главной политический проблемой Франции в 70-х гг. являлся вопрос о будущем государственном строе страны. После поражения Парижской коммуны власть вновь

Третья республика во Франции

Главной политический проблемой Франции в 70-х гг. являлся вопрос о будущем государственном строе страны. После поражения Парижской коммуны власть вновь перешла к Национальному собранию, которое 31 августа объявило себя учредительным, объявив, что Тьер считается президентом республики. Однако в марте 1873 г. Собрание ограничивает законодательную инициативу президента, а в мае президентом выбирается сторонник монархии маршал Мак-Магон. По закону 20 ноября 1873 г. президентский срок полномочий устанавливается 7 лет, и этим же законом организуется конституционная Комиссия 30-ти. 30 января 1875 г. Собрание признало республику окончательной формой правления. В этой связи в 1875 г. принимаются три закона: о публичной власти; о Сенате и о взаимоотношения властей. Они вместе с органическими сенатус-консультами о выборах, законами 1871 и 1873 гг. о президентской власти составили новую Конституцию 1875 г. Она установила парламентско-президентскую республику. Законодательная власть состояла из Палаты депутатов и Сената. Первая избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат формировался так: 225 его членов избирались на 9 лет специальными избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались Национальным собранием пожизненно. Выборные члены обновлялись каждые 3 года на 1/3. Полномочия обеих палат были следующими: вопросы войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования. Президент объявлялся главой республики с законодательной инициативой, с правом обнародования законов, назначением на государственные должности, имел право помилования. Его власть фактически представляла конституционного, но выборного монарха. Правительство обладало значительной властью. Министров назначал президент, но они солидарно отвечали перед парламентом.

В 1876 г. на выборах побеждают республиканцы, а на следующий год президент Мак-Магон ушел в отставку. Авторитарный режим закончился. С 1879 г. во Франции устанавливается республиканско-парламентский режим. Упрочение третьей республики во Франции привело к изменению объема президентской власти. По неписанному соглашению партий на пост президента стали выбирать людей маловлиятельных, неспособных к проведению самостоятельной политической линии. Значительные полномочия президента перешли к правительству. Президенту же отводилась роль своеобразного резерва: в случае возможного кризиса правительственных и парламентских учреждений реакция могли в своих интересах использовать исключительные права главы государства.

В 1884 г. в период оживления демократического движения в стране принимаются некоторые важные поправки к конституции 1875 г. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены бывших королевских династий лишались права избираться на пост президента. Изменился порядок комплектования Сената: все его члены стали выборными. Специальным законом расширялась свобода собраний и печати, разрешено легальное существование профсоюзов.

Палата депутатов избиралась на 4 г. на основании мажоритарной избирательной системы. Территория государства делилась на избирательные округа. От каждого округа избирался лишь 1 депутат. В первом туре избранным считался кандидат, собравший более 50 % всех участвовавших в выборах. В выборах депутатов могли участвовать лишь французские граждане, достигшие 21 г. и проживающие в одном месте не менее 6 месяцев. Избирательных прав лишались женщины, военнослужащие и коренные жители колоний.

Сенаторы избирались на 9 лет в каждом департаменте особой коллегией, состоявшей из генеральных советников и депутатов сельских и городских муниципалитетов.

Третья республика унаследовала полицейский аппарат бонапартистской монархии. Важное место в системе карательных органов республики занимали жандармерия и республиканская гвардия.

Полномочным представителем правительства в департаментах являлся префект, который сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Префект назначался декретом президента по представлению министра внутренних дел. Во главе округа стоял супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчинявшийся префекту. В масштабах округа супрефект копировал полномочия главы департамента.

Третья республика просуществовала до 1940 г. и прекратилась в связи со Второй мировой войной. За этот период во Франции сложился республиканский парламентаризм.

Французская буржуазная революция 1789 г. разрушила феодальное право и построила законченную правовую систему. С приходом к власти Наполеона была проведена кодификация права и, прежде всего, гражданского права. Комиссия по составлению гражданского кодекса была создана в июле 1800 г. В ее состав вошли судьи-практики, воспитанные на римском частном праве и хорошо знавшие французское обычное право. Подготовленный ими кодекс в значительной степени построен на римском частном праве, точнее на его системе, т.е. делении на лица, вещи и юридические действия (обязательства), как это было проведено в Институциях римского юриста Гая. Такая система и получила название институционной. Кодекс состоял из 2281 статьи, из вводного титула и трех книг, которые делились на титулы, а титулы на главы.

Прогрессивный характер имеют положения вводного титула, говорящие об опубликования законов и о действии их во времени, при этом не допускается придание закону обратной силы.

В первой книге («О лицах») говорится о пользовании гражданскими правами, об актах гражданского состояния, о правах и обязанностях супругов и о взаимоотношениях родителей и детей. О юридических лицах кодекс не говорит, т.к., во-первых, буржуазные отношения в своем развитии еще не достигли уровня, при котором появляются промышленные объединения в виде трестов, корпораций и т.п., и, во-вторых, у буржуазии сохранилось отрицательное отношение ко всяким формам коллективной деятельности, стеснявшим свободу торговли и промыслов. Авторы кодекса опасались возрождения феодальных и церковных корпораций, пользовавшихся правами юридического лица.

В первой книге «О лицах» говорится о пользовании гражданскими правами французов и их равенстве перед законом. Устанавливается институт «гражданской смерти», т.е. лишение ряда важных гражданских прав, как следствие уголовных наказаний. Кодекс предусматривает гражданскую регистрацию рождений, браков и смертей. Повышается возраст вступающих в брак: мужчины – 18 лет, женщина – 15. Условием заключения брака является свободное соглашение супругов. Кодекс провозглашает главенство мужчин в семейных отношениях. Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена – послушание мужу, которому принадлежит право выбора места нахождения семейного хозяйства. Жена обязана жить вместе с мужем и следовать за ним повсюду, где он решит находиться: муж обязан принять ее и предоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своим возможностям и положению.

Ограничивалась дееспособность женщин. Жена не могла выступать в суде без разрешения мужа. Ей запрещается дарить, отчуждать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия. Развод сохранился. Причиной его могло быть прелюбодеяние супругов. Но жена могла требовать развода только в том случае, если муж содержал сожительницу в одном доме с женою.

Супруги обязывались содержать детей, а они доставлять содержание нуждающимся родителям и оказывать им почтение, уважение. Дети оставались под властью родителей до совершеннолетия (21 год). Во время брака власть принадлежала отцу, который имел право лишить свободы ребенка, не достигшего 16 лет, до 1 месяца, а между 16 и 21 годами – сроком на полгода. Внебрачные дети и их матери не имели права отыскивать отцовство.

Вторая книга «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» дает определение собственности, которая рассматривается как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». Провозглашается принцип неприкосновенности частной собственности. В книге говорится также о правах на чужие вещи – сервитутах и узуфруктах. Сервитут определялся как обременение, наложенное на имение, в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику (право проезда через чужой участок, право брать воду с чужого участка и т.д.). Узуфрукт – право пользования вещами, собственность на которые принадлежит другому лицу, но с обязанностью сохранять существо вещи.

Третья книга является самой большой по объему и называется «О различных способах, которыми приобретается собственность». Приобретение совершается путем наследования, дарения между живыми, по завещанию и в силу обязательства. Свобода завещаний ограничивалась. Не могли превосходить половины имущества, если наследодатель оставил одного законного ребенка, трети, если - двух детей и четверти, если трех и более детей. Земельные пожалования объявлялись неотчуждаемыми и передавались по мужской линии в порядке старшинства (система майората).

Наиболее разработанным являлся титул об обязательственном праве. Прогрессивной чертой кодекса стал принцип формального равенства сторон и свободного их соглашения в договорных отношениях. Договор приобретал силу закона для тех, кто их заключил. Подробно говорится о договорах купли-продажи, найма, товарищества, займа, хранения, поручения, поручительства. Договору найма рабочих посвящено всего две статьи. Указывалось, что хозяину верят в отношении его утверждения о размере жалованья, об оплате труда.

Гражданский кодекс 1804 г. с изменениями действует во Франции до сих пор. Он сыграл огромную роль и за пределами страны. Влияние и даже прямое заимствование кодекса было очень значительным: он был введен в ряде стран Европы, покоренных Наполеоном, а также повлиял на гражданское право Румынии, Греции, Польши и многих латиноамериканских стран.

15. Конституцигнное развитие Германии в ХIХ в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: