Направления буддизма и их особенности

Словарь

Буддизм

Литература к теме

План семинарского занятия

Сикхизм

Сикхизм оформился в Пенджабе, на территории, находящейся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, которая постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям. Основы сикхизма были заложены гуру Нанаком (1469–1539). Его последователи стали называть себя сикхами – «учениками».

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугами или проступками, совершёнными в жизни. Есть такие положения и в буддизме, и в индуизме, но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её, т. е. получить полное духовное освобождение, а значит, максимально приблизиться к Богу, вполне возможно для каждого сикха. Постижение Бога – вот основная цель и стремление каждого последователя сикхизма. А полное постижение – это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, прерывающее цепи рождений. Бог в сердце человека – это главное. Так учил Нанак.

Вызовом индуизму стала важнейшая идея Нанака – равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. Но у сикхов также появились касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в индуизме.

Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет почти 17 млн человек. Это четвёртая по величине после индуистов, мусульман и христиан религиозная группа страны (2 % населения).

1. Индуизм (варно-кастовая система в Индии; дхарма, сансара, карма, мокша).

2. Джайнизм.

3. Сикхизм.

Подумаем…

1. Что представляет собой варно-кастовая система?

2. Объясните, что такое тримурти в индуизме.

3. Объясните значение следующих понятий: дхарма, сансара, реинкарнация, карма, мокша, йога.

4. Почему танец так важен в индуизме?

5. Объясните символику индуизма.

6. В чём отличие индуизма, джайнизма и сикхизма?

1. Древняя Индия: страна чудес [Текст] / пер. с англ. И. Опимах. – М.: Терра, 1997. – 168 с. – (Энцикл. «Исчезнувшие цивилизации»).

2. Религии мира [Текст]. Ч. 1. Традиционные верования. Религии Ирана. Иудаизм. Религии Индии. Религии Китая и Японии / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Т. Каширина [и др.] – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. – 492 с.

3. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

Дацан – ламаистский храм, монастырь.

Дзэн-буддизм – направление японского буддизма, получившее распространение в этой стране в XII–XIII вв. «Дзэн» – самоуглубление, медитация, сосредоточение.

Ламаизм (от тибетского «лама», букв. высочайший) – направление в буддизме. Сложился в VII–XIV вв. в Тибете, в конце XVI в. распространился среди монголов, а в XVII в. проник на территорию России, где нашёл последователей среди бурят, калмыков, тувинцев. Особая роль в ламаизме принадлежит ламам – буддийским монахам в Тибете, Монголии. Без лам верующий не может достичь нирваны.

Махаяна – направление в буддизме, допускающее, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана.

Нирвана (букв. «прекращение существования, угасание, затухание») – одна из базовых категорий индийской религиозно-философской мысли, обозначающей состояние, приобретаемое в результате освобождения; конечную благую цель всякого бытия, а также высший уровень бытия в противоположность сансаре. Термин появился в буддизме. В различных вариантах буддийского учения были разработаны различные концепции нирваны. В раннем буддизме нирвана есть состояние просветления, обретаемое после смерти эгоцентрической личности. Считалось, что это состояние неописуемо, что его можно определить только как отсутствие страданий, отсутствие желаний, отсутствие иллюзий и т. д. Такая нирвана достигается ещё при жизни тела в момент просветления. Именно её достиг Сиддхартха Гаутама под деревом бодхи, когда стал Буддой. После физической смерти тела Будда достиг полной нирваны, называемой махапаринирваной.

Типитака или Трипитака (букв. «три корзины»)– свод буддийских канонических текстов.

Хинаяна – направление в буддизме, «узкий путь спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями.

6.1. Буддизм – первая мировая религия

На рубеже VI–V вв. до н. э. в Индии распространяется новая религия – буддизм, ставшая первой мировой религией, имеющей около 250 млн приверженцев в Азии – в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме, Китае, Корее, Японии и Тибете. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последнее время буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В конце XIX – начале XX века буддизм стал распространяться в США и странах Европы. Общую численность буддистов в мире определить сложно, по приблизительным подсчётам их около 700 млн человек.

Основоположником учения считается Сиддхартха Гаутама,или Будда, реальная историческая личность (623–544 гг. до н. э.). Верующие почитают Будду как Просветлённого. Его учение указывает путь к достижению нирваны – идеального состояния блаженства, которое не может быть определено ни как бытие, ни как небытие и которое несёт с собой освобождение от перемен, желаний и страданий человеческой жизни. На санскрите слово «нирвана» означает «угасание». Нирвана – это сверхбытие, обитель духовного начала, состояние вечного покоя. Если сансара – это мир изменений, то нирвана – успокоившееся бытие, в глубине своей не знающее никаких различий и никакого движения. Нирвана высшая цель, которая должна манить к себе тех, кто принял учение Будды, и достичь её может только тот, кто выполняет религиозные и нравственные предписания.

Сиддхартха родился в царской семье маленького полузависимого государства Магадха, находящегося у подножия непальских Гималаев. Само зачатие Сиддхартхи было необыкновенным. Его мать Майя забеременела после того, как увидела во сне, что ей в бок вошёл белый слон. Это была специфическая индийская форма непорочного зачатия. Рождение ребёнка сопровождалось землетрясением и многочисленными чудесами.

Вскоре после его рождения было сделано предсказание. Прорицатель предупреждал, что страдания, которые в будущем увидит юный принц, превратят его, скорее, в великого учителя, а не в великого императора. Вот почему отец Сиддхартхи воспитывал сына, полностью ограждая его от внешнего мира со всеми присущими ему болезнями и несчастьями. Но однажды, уже будучи женатым, молодой принц случайно покинул свой благополучный дом и увидел беспомощного старика, затем больного, покрытого язвами, и мёртвое тело. Это привело его к мысли о неизбежности прихода старости, болезней и смерти и что это удел всех людей. Четвёртый вид страдания – жизнь нищего странника – Сиддхартха должен был пережить сам. Необходимым условием для выполнения его духовной миссии, его предназначения стал уход от мирской жизни.

Оставив жену, сына и существование, полное роскоши и безмятежности, Сиддхартха начал свой поиск Просветления. Отказавшись от богатства и власти, он становится нищенствующим отшельником. Шесть лет в состоянии полного самоотречения бродил он по долине Ганга. Наконец он направился в государство Магадха. Там Сиддхартха, сидя под кроной дерева бодхи 49 дней в позе лотоса, был осенён «истинным знанием». Теперь Сиддхартха зовется Буддой – Просветлённым. 40 лет проповедовал Будда своё учение. Умер он в возрасте 80 лет, в день своего рождения.

Важную роль в становлении буддизма сыграл правитель Индии Ашока. Время его правления (273–232 гг. до н. э.) считается «золотым веком» в истории буддизма. Объявив себя покровителем этой религии, Ашока приказал собрать специальный собор для наведения порядка внутри буддизма. Собор состоялся в 253 г. до н. э. На этом соборе были унифицированы основные правила буддизма и принято решение пропагандировать его за пределами Индии. Группы монахов отправились во многие страны Востока. Миссионерская деятельность при Ашоке положила начало становлению буддизма как мировой религии. К XIII в. буддизм в Индии практически исчезает, вытесняемый индуизмом. Однако к этому времени буддизм уже распространился в обширных регионах Азии, оказывая постоянное влияние на все стороны духовной культуры данных территорий.

Основы вероучения «классического» буддизма изложены в каноническом сборнике Типитака (или Трипитака). История его появления такова. Будда своё учение письменно не излагал. Несколько столетий оно передавалось устно, лишь в 241 г. до н. э. основы учения были записаны учениками Будды на пальмовых листках и собраны в корзинах.

Типитака состоит из 29 томов. Общий объём – почти 10 тыс. страниц. Это значительно превышает объём Библии. Весь канон делится на три части. Первая часть – «корзина уставов» – правила монашеской жизни (227 правил для монахов и 332 – для монахинь). Вторая часть – «корзина поучений» – источник знаний об обычаях, народных традициях, направлениях религиозной мысли. Третья часть – «корзина толкований учения» – теологическое толкование основных учений буддизма. Текст этой корзины появился после раскола буддизма, хотя формироваться начал ещё до него. Текст сохранился только в китайских и тибетских переводах.

6.2. Четыре «Великие истины» Будды

Первая истина провозглашает всякое бытие, любую форму жизни страданием. Страдание – обязательный, непреодолимый и главный атрибут земной жизни. Рождение есть страдание, соприкосновение с неприятностями – страдание, разлука с приятным – страдание, необладание желаемым – страдание. Другими словами, бытие – это состояние бесконечного беспокойства, общей напряжённости, неудовлетворённости.

Вторая истина раскрывает причину страдания. Она состоит в том, что как сами бесконечные перерождения, так и заполняющие их страдания являются результатом желаний, жажды бытия, привязанности к жизни, интересом к ней, жаждой наслаждения, власти и т. п.

Третья истина указывает пути избавления от страданий. Только подавление желаний, преодоление жажды бытия путём полного уничтожения в себе желаний истребляет страдание.

Четвёртая истина говорит о восьмеричном пути, ведущем к спасению и прекращению страданий. Это путь, который избегая двух крайностей – чувственного сладострастия и самоистязания, ведёт к освобождению от страданий. «Восьмеричным» он называется потому, что состоит из восьми добродетелей, которыми должен обладать праведный буддист.

Восьмеричный путь:

1. Праведные воззрения,основанные на «благородных истинах», открытых Буддой.

2. Правильные устремления – готовность к подвигу во имя истины. Для этого необходимо отказаться от дурных намерений и вражды к другим людям.

3. Правильная речь – это контроль человека над своими словами, что, в свою очередь, предполагает воздержание ото лжи, от клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

4. Праведное поведение – предполагает отказ от уничтожения всего живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела.

5. Праведная жизнь – отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путём, и потому надо трудиться в соответствии с добрыми намерениями, вести достойную жизнь.

6. Праведное усилие – это постоянное стремление поддерживать нормальный прогресс путём устранения вредных привычек и внедрения полезных, гуманных идей. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен постоянно заполняться идеями добра.

7. Праведная память –следует всегда помнить, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь преисполнена скорби. Помня это, верующий не будет сожалеть об утрате всего тленного и не будет зависим от всего окружающего, что поможет ему освободиться от этой зависимости и сосредоточиться на истине, ведущей к спасению.

8. Правильное самоуглубление – это конечная ступень самосовершенствования мысли.

Таким образом, следуя восьмеричным путём, верующий достигает просветления, становится святым и погружается в нирвану, где прекращается цепь перерождений и смерть уже не ведёт к новому рождению, а освобождает от всего: от всех желаний, а с ними и от страданий, от возвращения к любой форме индивидуального существования. Это путь погружения в мистическое безразличие. Человек рвёт цепи, связывающие его с миром. Достигнув таинственного внутреннего просветления, он ещё в земной жизни перестаёт быть личностью и, в конце концов, достигает цели – состояния Будды и погружения в нирвану.

Специфичность буддизма

В этом учении совершенно отсутствует идея верховного божества. Здесь нет так называемого творца мира, существующего во времени вечно и бесконечно. Буддизм признаёт существование множества богов. В системе вероучения буддизма отсутствует полная власть Бога. В буддизме авторитет Будды основан не на силе и власти, а на разуме, поскольку он познал высшую истину. Поэтому он говорит от имени разума, а не от имени власти и силы. Он не требует к себе безоговорочной покорности, а ведёт к очищению, просветлению. Главное в учении Будды – не ориентация человека на Бога, а ориентация человека на его совершенствование. Спасение человека зависит от него самого, от его поведения и самореализации. Нирвана в буддизме – это не состояние покорности человека внешней силе, а результат развития его высших способностей, которыми он наделён.

Буддийский образ жизни кратко сформулирован так: «Не делать зла. Творить добро. Очищать свой ум». В буддизме существует понятие «трёх ядов», отрицательных проявлений человеческой природы, которым люди должны противостоять, – это жадность, ненависть, невежество. Благодаря развитию личной нравственности и мудрости, а также отказу от ложных идей в душе человека угасает огонь жадности, ненависти и невежества.

Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек независимо от своего социального происхождения и касты. Сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев.

Ступа – эмблема буддизма

Ступа – самая главная эмблема буддизма. Это сооружение имело необычную архитектурную форму, основанную на древних индийских похоронных ритуалах, в соответствии с которыми мёртвых хоронили под курганами – земляными или каменными. Некоторые ступы имеют систему стен, как бы образующих ступицу, спицы и обод колеса, у других внутренние стены расположены в форме свастики. Колесо символизирует солнце, бесконечность времени и буддийский закон (карму); свастика означает вселенский танец вокруг божественного центра и, кроме того, защищает людей от демонов. Ступа стала совершенным и законченным буддистским символом нирваны – освобождения души от тягот этого мира и обретения спасения. Будда сам предписал своим последователям возвести ступу над его останками. Когда Будда умер, его прах был разделён на восемь частей, которые были захоронены в различных областях Индии.

Ступа считается реликвией, хранилищем святых останков Будды, его учеников и других последователей. Важнейшей телесной реликвией буддисты признают волосы Будды, его зубы, а также предметы, которыми пользовался Будда. Со временем возникло поклонение статуям и изображениям Будды. В раннем буддизме вместо самого Будды изображали многочисленные символы – колесо, лань, льва, священное дерево. Изображения Будды как человека появились лишь в начале нашей эры. Наиболее распространённой является скульптура Будды в позе лотоса.

Богослужение осуществляется буддистами в храмах и исключительно духовенством, без мирян. Миряне молятся дома перед домашними алтарями. Буддийская церковь имеет довольно большое количество служителей культа – монахов, которые живут в многочисленных монастырях. Их существование обеспечивается милостыней. Питаться им разрешается дважды в день. Монахи отказываются от брака, собственности. Они должны брить голову, лицо, даже брови, носить одежду желтого цвета – свободную безрукавку, которая переходит в широкую юбку, и покрывало на левом плече, оставляя правое плечо оголённым.

В I в. н. э. буддизм распался на два течения: хинаяну (букв. «малая колесница», или южный буддизм) и махаяну (букв. «большая колесница», или северный буддизм).

Хинаянаоставалась «узким путём спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями.

Махаянадопускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана, если соблюдать упрощённый этический кодекс поведения, который сводится к выполнению пяти заповедей.

1. Воздержание от убийства.

2. Воздержание от воровства.

3. Воздержание от прелюбодеяния.

4. Воздержание ото лжи.

5. Воздержание от возбуждающих напитков.

В махаяне учение буддизма было приспособлено к менее утончённому восприятию, стало более понятным, и именно в этой форме буддизм проникал в разные страны (Непал, Тибет, Китай, Монголия, Вьетнам, Корея, Япония).

Ламаизм (тибетский буддизм)

К концу VIII в. буддизм стал государственной религией Тибета. В XVI в. ламаизм проник на территорию Монголии, а в XVII в. получил признание в Бурятии, Калмыкии, Туве. Всеобщий глава ламаистского духовенства носит титул далай-ламы (букв. море лама, т. е. лама, великий, как море). Далай-лама – живой бог. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения. После смерти далай-ламы отыскивают младенца, в которого воплотилась его божественная сущность. Младенец помещается в монастырь, где получает соответствующее воспитание. До достижения новым далай-ламой совершеннолетия его функции выполняются регентом. Далай-лама имеет внешние отличия: золотую печать, даруемую императором, жёлтые носилки, жёлтый зонт, символизирующий солнечный круг, опахало из перьев хвоста павлина.

До 1959 г. резиденция далай-ламы находилась в столице Тибета – Лхасе. В настоящее время глава ламаизма проживает в Индии. Центр ламаизма в России – Иволгинский дацан в Бурятии, недалеко от Улан-Удэ. Ламаизм предполагает спасение верующего с помощью наставника – ламы. Без помощи ламы рядовой верующий не может самостоятельно овладеть религиозным учением, найти путь к спасению.

В ламаизме большое значение получила обрядовая сторона. Одной из ведущих форм обряда является молитва, которая должна произноситься на тибетском языке. Кроме того, ламаисты используют элементы магии, шаманства, заклинаний. В ламаизме развита медицина, основанная на физическом и психическом воздействии на больного в сочетании с использованием различных трав.

Дзен-буддизм

Это одно из важнейших течений махаистского буддизма. Китайское «чань», японское «дзен» – медитация. Дзен-буддизм учит, что идеал, к которому должен стремиться верующий, – не нирвана, а особое просветление. Это конечная стадия религиозной жизни. В традиционном буддизме просветление – это лишь подготовительная стадия к нирване, одна из многих на пути к абсолютному покою. Просветление несёт человеку внутреннее освобождение от власти обстоятельств и будит творческую интуицию. Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему миру, ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является целью его существования. Не признаёт крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы.

В конце XII в. учение школы «чань» («дзен») стало проникать в Японию. В тот период реальная власть в стране перешла от родовой аристократии к воинам-самураям. Дзен-буддизм с его проповедью самодисциплины в повседневной жизни отвечал запросам самурайского духа. Процветание дзэн в Японии начинается с XIV–XV вв. На основе дзэн культивируется чайная церемония, формируется садово-парковое искусство. Дзэн даёт толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует разработке таких боевых искусств, как каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука. В настоящее время приверженцев дзен-буддизма в Японии свыше 10 млн человек, дзэн приобрёл популярность и на Западе.

Единой буддийской церкви в современном мире нет. Существуют многочисленные религиозные организации национального характера. В Таиланде, например, буддийскую церковь возглавляет король. Есть также и международные организации буддистов. Первой большой организацией стало всемирное братство буддистов, созданное в 1950-е гг. в Коломбо. В 1969 г. буддийские верующие Азии создали Азиатскую буддийскую конференцию. Эти организации ставят целью решение насущных проблем современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: