Конфуцианство. Конфуций подарил миру великое учение о гуманности и священном долге, который учил людей в любых ситуациях следовать ритуалу – универсальным правилам и нормам

Конфуций подарил миру великое учение о гуманности и священном долге, который учил людей в любых ситуациях следовать ритуалу – универсальным правилам и нормам жизни. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ мышления. До сих пор конфуцианство служит источником, питающим китайскую культуру и во многом определяющим лик китайской нации. По конфуцианским принципам живёт не только Китай, но и восточные страны: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур.

Конфуций жил в 551–479 до н. э., его имя в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Учитель Кун). В древних книгах его называют порой просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом Наставнике, ставшем нравственным идеалом сотен миллионов людей. Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь юй» (V в. до н. э.), название которой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни.

Принято считать, что Конфуций является основателем конфуцианства. Это не совсем так. Из уст самого мудреца исходило в основном учение о духовном и житейском облике человека; он говорил о необходимости соблюдать ритуалы и нормы поведения, быть справедливым и человеколюбивым, чтить старших и заботиться о младших. Однако на протяжении веков трактовка конфуцианства не раз изменялась, порой придавая учению самые причудливые черты. В конце концов конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и о взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор.

Можно ли назвать конфуцианство религией? В споре по поводу того, является конфуцианство религией или просто этической философией, обе стороны окажутся правы. Конфуцианство выражает особый восточный тип религиозного сознания, хотя Конфуций не знает понятия «Бог», а Небо, обожествляемое в Древнем Китае, для Учителя лишь критерий истины, с которым надо вечно себя сверять, а не объект поклонения. Но с привычной европейской точки зрения конфуцианство нельзя в полном смысле слова назвать религией. В традиционном Китае даже не было такого слова. Многие основные направления китайской философской мысли объединялись одним понятием – цзяо,что в переводе означает «духовное учение».

Биография Конфуция

На Востоке история рождения мудреца всегда обставлена весьма необычно, и сегодня трудно в древних историях отличить миф от истины.

Шулян Хэ, будущий отец Конфуция, имел за плечами славную биографию мужественного воина. Но, увы, мужество и преданность старого воина не получили достойного воздаяния от правителя: ни наград, ни высоких званий, ни земельных пожалований он не имел. Оставалась единственная надежда на продолжение рода, однако и здесь его ждало разочарование: жена рожала только дочерей. Да разве может столь достойный муж уйти из жизни, не оставив наследника, разве может терпеть тайные перешёптывания соседей за спиной, посмеивающихся над его бессилием дать жизнь именно сыну? А может быть, дело совсем не в нём, а в жене, у которой рождались только девочки? В Древнем Китае дочерей часто рассматривали как обузу, ведь их надо выдать замуж, обеспечить немалым приданным, да и помощи от них в семье гораздо меньше, чем от сына.

И вот старый Шулян Хэ в возрасте 63 лет решил взять наложницу, которая, наконец, родила ему сына. Но и здесь неудача – сын оказался хромым. Шулян Хэ в отчаянии стал искать новую спутницу жизни, и внезапно юная девушка из знатного рода Янь согласилась связать свою жизнь со старым воином. Эта женщина и подарила миру в 551 г. до н. э. великого мудреца – Конфуция. При рождении он получил имя Чжун Ни. Конфуцию ещё не исполнилось и 17 лет, как умерла его мать.

Конфуцию была предначертана необычная судьба: на его голове было несколько бугорков, а посредине – вмятина. Знаменательное совпадение – именно такая форма головы, по легендам, была у знаменитого мудреца и правителя древности Фуси, который создал первые иероглифы, научил людей считать и писать, объяснил им правила счёта, показал, как ловить рыбу и ставить силки на зверей, как готовить пищу на огне. Именно Фуси якобы подарил людям первые медицинские рецепты и метод иглоукалывания. Одним словом, он принёс в мир то, что называется культурой. Не означало ли это сходство, что Конфуцию суждено дать людям какое-то новое осмысление культуры и человека в ней? История показала, что так и случилось: Конфуций заложил фундамент культуры не только Китая, но и стран всего Дальнего Востока. Он не только учил людей наслаждаться ароматами древней традиции, но и наполнял восточный мир свежим дыханием. Конфуций предложил людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а всё остальное (и государство в том числе) постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой и экономикой, а состоянием души человека.

Последний год жизни Конфуций посвящает только беседам с учениками. Однажды мудрец, не говоря ни слова, вошёл в свой дом и лёг в постель. Шесть дней пролежал он, не вставая, а на седьмой день мир потерял Великого Учителя. Умер Конфуций, когда ему было 73.

Ритуал

Понятие «ритуал» весьма сложно и многогранно, и Конфуций признавал, что «нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все следовали». Тем не менее есть определённые нормы поведения, которых способен придерживаться каждый человек. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, ставшее мощной социальной и политической доктриной.

Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, утверждая, что «вся Поднебесная – одна семья». Здесь так же, как в семье, должны царить сыновняя почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот в свою очередь обязан проявлять отеческую заботу, справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям». Главным же стержнем Конфуций считал человеколюбие.

Понятие жэнь означает «человеколюбие», «гуманность», «добродетель» и «справедливость». Именно эти чувства должны царить между людьми в мире гармонии, именно так должен относиться правитель к подданным, а отец – к своим детям. Именно гуманность и естьто благое качество, которое отличает благородного мужа. Интересно, что во многих высказываниях Конфуций использовал понятие «жэнь» в разных значениях: и «человек», и «человеколюбие», из-за чего фразы Учителя приобретали ещё большую глубину, например: «Человек – а не гуманен» (т. е. «а не человек»). Человеколюбие отнюдь не качество для себя, для удовлетворения собственного тщеславия, а для служения людям. Человеколюбие превращалось для Конфуция в мистический идеал, практически недоступный обычному человеку, но тем не менее вечно присутствующий как цель в жизни благородного мужа. Чтобы достигнуть человеколюбия, нужен нравственный подвиг, который может потребовать от благородного мужа даже жертвования собой. Жертвы – но не унижения.

Культурное в природном

Критерий присутствия культуры в человеке – это знание меры. Человеку должно быть свойственно осознание меры, или, как однажды назвал это сам Конфуций, «золотой середины». Выявление культуры в себе – это вечное учение, образование. Процесс обучения для Конфуция составляет часть Ритуала. Более того, между учителем и учеником нет особой разницы, и лучшим наставником оказывается именно тот, кто лучше всех учится сам.

Конфуций постоянно говорит о необходимости учения – сюэ. Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, «выявление человеческого в человеке». Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя всё равно не найдешь того, чем обладала «высокая древность», поэтому следует целенаправленно обучаться.

Чему же следует учиться? Сам учитель говорил: «Я не отношусь к тем, кто родился со знаниями. Я люблю древность и благодаря этому, проявив понятливость, приобрел их». По мнению Конфуция, учиться надо лишь одному – древности, точнее, тому порядку, который существовал когда-то у предков, чтобы воспроизвести его в сегодняшней жизни. Именно учиться, а не изучать. Ведь изучение предусматривает определённый метод, сложную теорию, проверку этой теории практикой. Для конфуцианцев такое «изучение» древности неприемлемо, человек должен своим сердцем, своим сознанием прикоснуться к знаниям древних мудрецов. Это было чисто мистическое проникновение.

Гармоничная жизнь может быть уделом каждого человека. Для этого, как учил Конфуций, не обязательно принимать пилюли бессмертия, практиковать сложные медитации. Надо просто до конца проявить человеческое в самом себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: