Возрождение, маньеризм и барокко

Лимбургские братья (братья Лимбург).

Линий складок и напоминает о творчестве Шлютера

J


ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО191

184. Лимбургские братья (братья Лимбург) «Октябрь», из «Роскошного часослова герцога Беррийского» 1413-1416 г., 22,5 х 13,7 см. Музей Конде. Шантийи, Франция


192 • ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО




185. Джентиле да Фабриано, «Поклонение волхвов». 1423 г. Масло, дерево, 3 х

Уффици, Флоренция


вопоставлены, хотя художник и предпринимаем вялую попытку убедить нас, что пейзаж прости рается вокруг здания. По сравнению с работами Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини простран ство, изображенное Бродерламом, во многих отно шениях поражает своей наивностью — постройки выглядят похожими на кукольный домик, а детали пейзажа не соответствуют масштабу людских фигур. И все же оно дает гораздо большее ощу


щение глубины, чем это было в любой из пред шествовавших работ северной готики. Причина кроется в искусной моделировке форм. Они темны и мягко округлены, бархатные тени создают чувство свето-воздушной среды, более чем компенсирующее любые просчеты по части масштаба и перспективы. Та же мягкая живость — отличительный признак стиля интернациональной готики — присутствует в просторных, свободно ниспа


ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — 193


дающих одеждах со струящимся узором изогнутых

и Гиберти (см. илл. 169, 172).

Эти створки служат примером еще одной осо бенности интернационального стиля — «реализма деталей», того самого реализма, с которым мы впервые повстречались в готической скульптуре (см. илл. 175). Мы обнаруживаем его в старательно переданных цветах и листьях, в восхитительном ослике (нарисованном явно с натуры) и в просто ватом Иосифе, который выглядит и ведет себя как обычный крестьянин и тем оттеняет утонченную, аристократичную красоту Богородицы. Такая концентрация внимания на тщательно выписанных деталях делает работу Бродерлама похожей скорее на увеличенную миниатюру, хотя створки имеют высоту 136,5 см.

Тот факт, что к северу от Альп книжная иллюс трация оставалась ведущей формой живописи не смотря на возросшее значение живописных панно, может быть подтвержден миниатюрами из книги

«Les Tres Riches Heures du Due de Berry»

(«Роскошный часослов герцога Беррийского»). Она была написана для брата французского короля, человека с не слишком хорошим характером, но щедрого покровителя искусства. Миниатюры его действительно роскошно иллюстрированного часос лова относятся ко времени наивысшего расцвета интернационального стиля. Они выполнены Полем из Лимбурга и его двумя братьями — фламандцами, переселившимися во Францию в XV в., как Шлютер и Бродерлам. Должно быть, они также посетили Италию, так как в их работах имеются многочисленные мотивы и целые композиции, за имствованные у великих тосканских мастеров.

Наиболее примечательны страницы Часослова, отведенные для календаря. На них с большим искусством показана жизнь людей и природы в каждый из месяцев. Такие циклы в течение долгого времени были очень характерны для средневекового искусства; первоначально они состояли из двенадцати изображенных отдельно фигур людей, каждый из которых занимался соответствующей тому или иному месяцу сезонной работой. Однако


братья на основе этих элементов создали целую панораму сельской жизни.

На илл. 184 показан сев озимых в октябре. Ландшафт и замок гармонично соединяются в глубоком, полном воздуха пространстве. День ясный, солнечный, и мы видим на пашне тени от людских фигур — впервые со времен античности. Нас восхищает богатство реалистически переданных деталей, таких как пугало на среднем плане или следы сеятеля на свежевспаханном поле. Сеятель особенно примечателен. Его поношенная одежда и грустный вид сами говорят за себя. Он задуман как в высшей степени выразительный образ, возбуждающий сочувствие к горестному уделу крестьянина, противопоставленному жизни аристократии, символом которой служит велико лепный замок на другом берегу реки. (Этот замок представляет собой Лувр времен готики, наиболее роскошную постройку той эпохи; см. стр. 283—284.)

Джентиле да Фабриано. От панно Бродерлама остается всего шаг до алтаря в стиле ин тернациональной готики работы великого италь янского художника Джентиле да Фабриано (ок. 1370—1427), на котором мы видим трех волхвов и сопровождающих их людей (илл. 185). Одеяния персонажей столь же красочны и свободны, а складки ткани мягко закруглены, как это было принято в северном стиле. Спускающаяся с далеких холмов праздничная и веселая процессия едва не захлестывает размещенное художником в левом углу святое семейство. Восхищают хорошо видные нам животные, в число которых входят и не встречавшиеся прежде: верблюды, обезьяны, а также леопарды, применявшиеся на охоте. (Этих зверей охотно приобретали представители высшей знати, многие из которых содержали частные зо опарки.) Восточный характер окружения волхвов усиливается монголоидной внешностью некоторых спутников. Но, конечно, не по этим экзотическим деталям видно, что это работа итальянского мастера, а по тем ощутимой весомости материальных объектов и пониманию их физических свойств, что отличают ее от произведений художников, принадлежавших к северной разновидности интер национального стиля.


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА II ЧАСТИ

  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИЯ, ЛИТЕРАТУРА РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТОЧНЫХ НАУК, РЕМЕСЕЛ
  Мухаммед (570-632) Захват мусульманами восточноевропейских и африканских провинций Византии 642-732 Захват Испании мусульманами 711-18; разгром мусульман в битие при Туре 732 Основание мусульманского государства в Испании 756 Исидора Севильская,составитель энциклопелдии (ум.бзб) Коран 652 Британский эпос «Беовульф» нач.УШ в. Дискусия об иконостасе 726-843 Начало производства бумаги в Китае и на Ближнем Востоке Изобретение стремени в Восточной Европе i
  Карл Великий (правл.768-814) с коронован Папой Римским Императором Римской Империи Альфред Великий (правл.871-99?), англо-саксонский король Англии Каролингское возрождение латинской классики Первая печатная книга, Китай 8б8 Периый упоминающийся церковный орган (Ахен 822) Появление упряжи в Западной Европе
  Коронование Оттона 1 Войска Оттона II (прав.973-83) разгромлены мусульманами в южной Италии Основание монашеского ордена Клюни 910 Принятие Русью православия 990 Первые опыты применения водяных мельнг
  Вторжение Норманнов в Италию 1016 Победа Вильгельма Завоевателя над Гарольдом в битве при Гастингсе 1066 Начало реконкисты — отвоевания Испании у мусульман 1085 Захват Иерусалима крестоносцами Первого крестового похода (1095-99) Сформирована Коллегия Кардиналов для избрания Папы Римского 1059 Основание Цистерианского ордена 1098 «Песнь о Роланде" французский эпос 1098 Плавание Лейфа Эриксона к берегам Северной Америки 1002
  Генрих II основал династию Плантагенетов. Англия 1154 Фридрих Барбаросса (прав.1155-90) присваивает титул «Священного Римского императора» и пытается завоевать Италию Университеты (Болонья, Париж, Оксфорд) -факультеты права, медицины, теологии Пьер Абеляр, французский философ (1079-П42) Расцвет литературы на родном языке во Франции (эпос, басни); эпоха трубадуров Начало производства бумаги в Европе мусульманами из Испании Начало использования компаса в навигации Первая ветряная мельница в Европе 1180
  Захват Константинополя в Четвертом крестовом походе (1202-4) Латинская империя в Константинополе 1204-1261 Ограничение власти английских королей (магна карта) 1215 Людовик IX (прав.1226-70), король Франции Филипп IV (прав.1285-1314), король Франции Основание Доминиканского ордена св.Домиником (1170-1221). Начало инквизиции Св.Франциск Ассизксий(ум.122б) Св.Фома Аквинский, итальянский филовоф-схоласт (ум.1274) Данте Алигьери, итальянский поэт (1265-1321) Путешествие Макрко Поло в Индию и Китай (1275-93) В Европе введена арабская (оригин.индийская) система цифр Первое использование вращающегося колеса вместо ветерена в Европе 1298
  Авиньонское пленение пап 1309-76 Столетняя война между Англией и Францией, нач.1337 «Черная смерть" в Европе 1347-50 Вызов церкви Джона Виклифа (ум.1384)-перевод Библии на англ.яз. Петрарка, первый гуманист (1304-1374) «Кентерберийские рассказы" Чосера 1387 «Декамерон" Боккаччо 1387 Начало серийного производства бумаги в Италии и Германии Производство пороха; первое использование пушки Первые пушечные ядра в Европе
  Великий раскол папства (с 1378), закончился в 1417. Папа возвращается в Рим Ян Гус, чешский реформатор, сожен как еретик в 1415. Жанна Д'Арк сожжена за «ересь и колдовство» в 1431 Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1446-50

Чримечание. Номера черно-белых иллюстраций даны курсивом, юмера цветных иллюстраций выделены жирным шрифтом.

АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ  
  Погребение в ладье Саттон Ху (117) «Распятие» (орнамент с книжной обложки?) (120)    
(ворцовая капелла Карла Великого, Ахен 121) 1лан Сен-Галленского монастыря, (122) Погребение в Осеберге (181) Оклад Евангелия из Линдау (125) Евангелие Карла Великого (123)Евангелие Архиепископа Реймского Эббо (124)  
  Крест из Кельнского собора (126)    
обор св.Михаила в Гильдесгейме (127, 128) комплекс Пизанского собора (138). аптистерий со Флоренции (139) (ерковь Сент-Этьен (135) (ерковь Сен-Сернен в Тулузе (131, 132,133) обор в Дареме (136) Бронзовые двери епископа Бернварда, Гильдесгейм (129) Апостол. Церковь Сен-Сернен, Тулуза (140) Евангелие Оттона III (130)Мозаика Дафне (115) Гобелен Бойе (146)  
обор Сен-Дени, Париж (149) обор Нотр-Дам (150-54) 1артрский собор (155) еймский собор (156) Южный портал церкви Сен-Пьер, Муассак (141) Купель церкви Сен-Бартоломи, Льеж (143) «Страшный суд» (тимпан). Собор в Отене (142) Западный портал Шартрского собора (163,164) Клостернойбургский алтарь (148) Роспись свода главного нефа церкви в Сан-Савен-сюр-Гартан (147) Евангелие аббата Ведрикуса (145)  
>лорентийский собор (162) Западный портал Реймского собора (166) «Распятие» на отделяющей хоры перегородеке, Наумбургский собор (167) Кафедра (Николо Пизини), Пиза (170) Витраж Буржского собора (173) Псалтири Людовика Святого (174) Икона «Мадонна с младенцем» (116)  
лостерский собор (159) «Пьета", Бонн (168) Кафедра Пизанского собора, Джованни Пизано (172) «Колодец Моисея" Клауса Шлютера, Дижон (169) Фрески Джотто в Капелла дель Арена, Падуя (176, 177) Алтарный образ Сиенского собора в Маэсте (175) Фреска «Хорошее управление». Палаццо Публике, Сиена, Амброджо Лоренцетти (180)Путь на Голгофу" Симона Мартини (178)«Рождество Богородицы", триптих Пьетро Лоренцетти (Сиена) (179)«Успение Богородицы" чешского мастера (182) Части алтаря (Дижон) (183)  
  Рельеф дверец баптистерия, Флоренция, Гиберти (172) Роскошный часослов герцога Беррийского", братья Лимбург (184)«Поклонение волхвов", алтарная часть (Джентиле да Фабриано (185)  

Часть третья


Рассматривая переходный период от античнос ти к средневековью, мы говорили о том, что переломным моментом, обозначившим «водораз дел» между этими двумя эпохами, явилось возни кновение ислама. Однако не было столь же зна чительного события, которое отделяло бы Средние века от Возрождения. Конечно, на долю XV и XVI веков выпали глубокий духовный кризис Рефор мации и Контрреформации, падение Константино поля и завоевание турками юго-восточной Европы, заокеанские экспедиции, открывшие страны Нового Света, Африки и Азии, что повлекло за собой соперничество двух крупнейших колониальных дер


жав — Испании и Англии. Но ни одно из этих важных событий не положило начало новой эпохе. В то время, когда они происходили, Возрождение уже получило полное развитие. Даже если не обращать внимания на тех немногочисленных уче ных, которые упорно отрицают сам факт сущест вования эпохи Возрождения, мы, тем не менее, сталкиваемся с огромным разнообразием взглядов на это явление. По-видимому, большинство иссле дователей сходятся только в одном — Возрождение началось тогда, когда люди осознали, что они уже не живут в средневековье.


Из этого утверждения следует неоспоримый факт — впервые в истории новая эпоха воспри нималась особенно и ей было дано название. Сред невековый человек не думал о том, что он живет в период, отличающийся от античности; прошлое выражалось для него простыми аббревиатурами «до н. э.» и «н. э.»: «эра закона» (т. е. Ветхого завета) и «эра Господней милости» (т. е. после Рождества Христова). С его точки зрения, история делается не на земле, а на небесах. В эпоху Возрождения, напротив, прошлое разделялось не в соответствии с божественным намерением спасения души, а на основании достижений людей. В античности теперь видели эпоху, когда цивилизация достигла кульминационной точки развития всех своих творческих сил, эпоху, конец которой был внезапно положен вторжением варваров, разрушивших Римскую империю. В течение последовавшего за этим тысячелетнего периода «тьмы» («невежества») было создано немногое, но в конце концов, на смену этой «промежуточной эпохе», или средневековью, пришло возрождение всех тех искусств и наук, которые процветали во времена античности. А потому новую эпоху вполне можно было назвать «возрождением» или «ренессансом» (итал. rinascita от лат. renascere — «возрождаться»; франц. rena­issance).

Подобный революционный взгляд на историю еще в 1330-х гг. выразил в своих трудах итальян ский поэт Франческо Петрарка. Он был первым из великих, кто сформулировал основную идею эпохи Возрождения. Петрарка считал, что в новую эпоху должно произойти «возрождение классики», а именно: восстановление латинского и греческого языков в их былой чистоте и обращение к под линным текстам античных авторов. В последующие два столетия эта идея возрождения античности охватила почти весь культурный пласт, включая изобразительное искусство, которому было суждено сыграть чрезвычайно важную роль в становлении эпохи Возрождения. О причинах этого мы будем говорить позднее.

Тот факт, что идея новой исторической ори ентации принадлежит одному человеку, очень ярко характеризует новую эпоху. Индивидуализм — новый подход к осознанию своей личности — по зволил Петрарке заявить, вопреки устоявшемуся мнению, что «эпоха веры» была на самом деле периодом «тьмы» («невежества»), в то время как «отсталые язычники» времен античности по про свещенности не имели себе равных в истории. Подобное стремление подвергать сомнению укоре нившиеся убеждения и обычаи стало характерной чертой эпохи Возрождения. Гуманизм, по мнению


Петрарки, означает убежденность в том, что так называемые «гуманитарные науки» более важны, нежели изучение Священного писания; т. е. изу чение языков, литературы, истории и философии должно происходить не в религиозных, а в светских рамках.

Не нужно полагать, что Петрарка и его пре емники хотели в полной мере возродить антич ность. Существование «тысячелетия тьмы» («неве жества»), разделявшего их и древних, заставляло признать (в отличие от средневековых классиков), что греко-римский мир безвозвратно ушел в про шлое. Его былую славу можно воскресить только мысленно, созерцая его с ностальгическим восхи щением через преграду «веков тьмы» («невежест ва»), открывая для себя величие достижений древ них в искусстве и философии и решаясь бросить им вызов в духовной сфере.

Сколь ни велико было пристрастие гуманистов к античной философии, они не стали неоязычни ками, а пошли на примирение наследия древних философов с идеями христианства. В искусстве эпохи Возрождения задача мастеров заключалась не в копировании античных образцов, а в том, чтобы создать произведения равные им и даже, по возможности, их превосходящие. На деле это означало, что авторитет подобных образцов был далеко не безграничным. Писатели стремились к точности выражения и красноречию Цицерона, но не обязательно на латинском языке. Архитекторы продолжали строить церкви для отправления хри стианских ритуалов, не копируя при этом языческие храмы; они проектировали свои сооружения «в духе античности», используя архитектурные приемы, которые заимствовали в процессе изучения памятников античной архитектуры.

Художники эпохи Возрождения оказались в положении ученика чародея, когда тот, пытаясь подражать учителю, вдруг проявил невиданную магическую силу. Но поскольку их учитель умер, художникам приходилось самим справляться с этой неведомой им силой, и, в конце концов, они становились мастерами. Этот процесс вынужденного роста сопровождался кризисами и внутренним на пряжением. Наверное, жить в эпоху Возрождения было не очень удобно, но зато захватывающе интересно. Теперь мы видим, что это внутреннее напряжение вызвало поток невиданной творческой энергии. Как ни парадоксально, но желание воз вратиться к классическому прошлому, основанное на неприятии средневековья, принесло новой эпохе не возрождение античности, а рождение современ ной культуры.



ATLANTIC OCEAN



THE RENAISSAM SITES AND CITIES LATE GOTHIC, RENAISSANCI MANNERIST, BAROQUE

RUSSIA


«ПОЗДНЕГОТИЧЕСКАЯ»

ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

И ГРАФИКА


ВОЗРОЖДЕНИЕ И

«ПОЗДНЕЕОТИЧЕСКАЯ»

ЖИВОПИСЬ

Переключая внимание с характеристики эпохи Возрождения в целом на изобразительное искусство Возрождения, мы сталкиваемся со многими вопро сами. Когда началось Возрождение? Возникло ли оно, подобно готическому искусству, в каком-то одном центре или же одновременно в нескольких местах? Нужно ли воспринимать его как единый новый стиль или как новое «ренессансное» миро воззрение, которое могло найти отражение в не скольких стилях? Когда это движение получило развитие? Что касается архитектуры и скульптуры, то современные ученые разделяют традиционное мнение, впервые высказанное более пяти столетий тому назад, что в этих видах искусства Возрождение началось вскоре после 1400 г. Относительно живописи существует даже более раннее суждение о том, что здесь новая эпоха началась с Джотто. Мы не можем с уверенностью принять это утверждение, т. к. тогда придется предположить, что живопись Возрождения появилась около 1300 г., на целое поколение раньше Петрарки. К тому же, как мы смогли убедиться, и сам Джотто не отказывался от прошлого.

Ренессансное искусство зародилось через столетие после Джотто в ходе второй революции, начавшейся одновременно и независимо во Флоренции и Нидерландах в 1420 г. Оба эти события объединяла общая цель — завоевание видимого мира, но во всем остальном они резко отличались. Флорентийская, или южная, революция была более последовательной и в конечном счете оказалась более основательной, т. к. охватывала живопись, скульптуру и архитектуру. Это движение получило название Раннего Возрождения. Однако, по отно шению к новому стилю, возникшему в Нидерлан дах, этот термин не всегда применяется. В дей­ствительности, у нас нет подходящего названия для


определения северной революции, т. к. историки искусства до сих пор не имеют четкого представления о ее размахе и значении в контексте всего ренессансного движения в целом.

«Поздняя готика»

Ставший уже привычным термин «поздняя готика» мы здесь заключаем в кавычки, чтобы подчеркнуть его неопределенность. С его помощью вряд ли можно должным образом охарактеризовать специфическую северную живопись XV в., но для его применения есть некоторое оправдание. К при меру, он указывает на то, что создатели нового стиля, в отличие от своих итальянских современ ников, не отрицали интернациональную готику. Более того, они приняли ее за отправную точку своего искусства, а потому разрыв с прошлым произошел в северных европейских странах не столь резко, как в Италии. К тому же, художест венная культура, в рамках которой они развивали свое искусство, была явно «позднеготической». Не нужно забывать и о том, что архитектура XV в., существовавшая за пределами Италии, имела креп кие корни в готической традиции. Вызывает удив ление, как удалось художникам создать в такой обстановке поистине постсредневековый стиль? И не разумнее было бы рассматривать их творчество, несмотря на его огромную важность, как завер шающую фазу готической живописи? В конце кон цов, на протяжении XV в. искусство итальянского Возрождения не оказывало существенного влияния на страны, расположенные севернее Альп.

И если мы все-таки проводим параллель между северо-европейскими художниками и мастерами Раннего Возрождения, то лишь потому, что великие нидерландские (фламандские) мастера, работы ко торых мы собираемся рассматривать, оказывали влияние далеко за пределами их родных мест. В Италии ими восхищались так же, как и ведущими


«ПОЗДНЕГОТИЧЕСКАЯ» ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА — 201


итальянскими художниками того времени, а ярко выраженный реализм их полотен оказал заметное воздействие на живопись Раннего Возрождения. Сами же итальянские мастера видела в точном копировании натуры «возврат к античности». «По зднеготическую» живопись они со всей определен ностью воспринимали как постсредневековую.

Нидерландская живопись

Флемальский мастер. Первая и, по-видимому, решающая стадия революционного переворота в живописи Фландрии представлена творчеством художника, имя которого остается для нас неиз вестным. Мы называем его Флемальским мастером (по найденным во Флемале фрагментам большого алтарного образа), хотя его, вероятно, отождеств ляли с Робером Кампеном — выдающимся нидер ландским живописцем из Турне, творческий путь которого можно проследить по документам, начиная с 1406 г. и до самой его смерти в 1444 г. Среди его лучших работ — «Алтарь Мероде» (триптих «Благовещение») (илл. 186), исполненный, должно быть, вскоре после 1425 г. Сравнивая его с одной из франко-фламандских картин, написанных в стиле интернациональной готики (см. илл. 183), мы видим в нем не только продолжение той же традиции, но и новую живописную трактовку.

Здесь впервые у нас возникает ощущение, что мы находимся внутри пространственного мира кар тины, который обладает всеми основными свойст вами повседневной действительности — безгранич ной глубиной, стабильностью, целостностью и за вершенностью. Художники интернациональной го тики даже в самых своих смелых работах не стремились достичь подобной логичности постро ения композиции, а потому изображенная ими действительность не отличалась достоверностью. В их произведениях было что-то от волшебной сказки: здесь масштаб и взаиморасположение предметов могли произвольно изменяться, а действительность и вымысел соединялись в гармоничное целое. В отличие от этих художников Флемальский мастер осмелился изображать в своих работах правду и только правду. Безусловно, это давалось ему не легко. Кажется, что в его произведениях предметы, трактованные с чрезмерным вниманием к передаче перспективы, теснятся в занимаемом пространстве. Однако художник с удивительной настойчивостью выписывает их мельчайшие детали, стремясь к максимальной конкретности: каждый предмет над елен только ему присущими формой, размером, цветом, материалом, фактурой, степенью упругости


и способностью отражать свет. Художник даже передает различие между рассеянным освещением, дающим мягкие тени, и прямо направленным све том, струящимся из двух круглых окон, в резуль тате чего образуются две тени, резко очерченные в верхней части центрального панно триптиха, и два отражения на медном сосуде и подсвечнике.

«Алтарь Мероде» (триптих «Благовещение») резко переносит нас из аристократического мира интернациональной готики в дом фламандского бюргера. Флемальский мастер не был придворным живописцем. В своих работах он стремился угож дать вкусам состоятельных горожан, представите лями которых являются два донатора, изображен ные коленопреклоненными перед дверями комнаты Девы Марии. Это самая ранняя из написанных на дереве сцен Благовещения, которая происходит в интерьере дома с подробным изображением обста новки (сравн. илл. 179)— В то же время в этом произведении впервые отдается дань уважения простому плотнику Иосифу, которого художник показывает за работой в правой части триптиха.

Этот смелый отход от традиции поставил перед мастером задачу, с которой еще не сталкивались живописцы: каким образом можно перенести мис тические события из их символического окружения в повседневную обстановку, чтобы они не казались банальными или нелепыми? Ему удалось разрешить эту задачу с помощью метода, известного как «скрытый символизм». Суть его заключается в том, что почти любая деталь картины может обладать символическим значением. Так, например, цветы на левой створке и центральном панно триптиха ассоциируются с Девой Марией: розы указывают на ее любовь, фиалки — на ее смиренность, а лилии — на целомудрие. Начищенный котелок и полотенце — не просто предметы домашнего оби хода, а символы, напоминающие о том, что Дева Мария — «чистейший сосуд» и «источник живой воды».

Покровители художника должны были хорошо понимать значение этих устоявшихся символов. Совершенно очевидно, что в триптихе присутствует все богатство средневековой символики, но она оказалась настолько тесно вплетенной в мир по вседневности, что нам порой бывает трудно опре делить, нуждается ли та или иная деталь в сим волическом толковании. Возможно, наиболее инте ресным символом такого рода является стоящая около вазы с лилиями свеча. Она только что погасла, о чем можно судить по светящемуся фитилю и вьющемуся дымку. Но почему же она была зажжена средь бела дня и почему погасло пламя? Может быть, свет этой частицы матери


202 • «ПОЗДНЕГОТИЧЕСКАЯ» ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА




186. Флемальский мастер (Робер Кампен?). Алтарь Мероде (триптих «Благовещение»). Ок. 1425—1430 г.

Дерево, масло. 64,1 х 63,2 см (центральная часть); 64,5 х 27,6 см (левая и правая створки). Музей

Метрополитен, Нью-Йорк (коллекция Клойстеров, 1956)


ального мира не выдержал божественного сияния от присутствия Всевышнего? А может быть, именно пламя свечи представляет собой божественный свет, угасший, чтобы показать, что Бог превратился в человека, что в Христе «Слово стало плотию»? Также загадочны два предмета, похожие на ма ленькие коробочки — один на верстаке Иосифа, а другой — на карнизе за раскрытым окном. Считается, что это — мышеловки и предназначены они для передачи некоего теологического послания. Согласно Блаженному Августину, Богу пришлось появиться на Земле в человеческом обличье, чтобы обмануть сатану: «Крест Христов был мышеловкой для сатаны».

Погасшая свеча и мышеловка — необычные символы. В изобразительное искусство их ввел Флемальский мастер. По всей вероятности, он либо был человеком необыкновенной эрудиции, либо общался с теологами и другими учеными, у которых почерпнул сведения о символике обыденных предметов. Он не просто продолжил символическую традицию средневекового искусства в рамках но вого реалистического направления, но своим твор чеством расширил и обогатил ее.

Интересно знать, почему он одновременно пре следовал в своих работах две совершенно проти воположные, на наш взгляд цели — реализм и символизм? Очевидно, они были для него взаимо зависимы и не вступали в противоречие. Художник считал, что, изображая повседневную действитель


ность, нужно максимально ее «одухотворять». Это глубоко почтительное отношение к материальному миру, являющемуся отображением божественных истин, облегчает нам понимание того, почему мель чайшим и почти неприметным деталям триптиха мастер уделил такое же пристальное внимание, как и главным персонажам; все здесь, по крайней мере в скрытой форме, символично, а потому заслуживает самого тщательного изучения. Скрытый символизм в работах Флемальского мастера и его последователей не был лишь только внешним приемом, наложенным на новую реалистическую основу, а являлся неотъемлемой частью всего твор ческого процесса. Их итальянские современники, должно быть, хорошо это чувствовали, т. к. по достоинству оценивали и удивительный реализм, и «благочестие» фламандских мастеров.

Сравнивая «Алтарь Мероде» (триптих «Благо вещение») с какой-нибудь более ранней работой, также исполненной на дереве (см. илл. 183), мы заметим, что помимо всех прочих различий про изведение Флемальского мастера выделяется свое образной тональностью. На смену яркости красок,

187. Хуберт и/или Ян ван Эйк. Распятие. Страшный суд. Ок. 1420—1425 г. Холст, масло (переведены с

дерева). 56,5 х 19,7 см (каждая). Музей Метрополитен, Нью-Йорк (фонд Флетчера, 1933)


«ПОЗДНЕГОТИЧЕСКАЯ» ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА • 203


204«ПОЗДНЕГОТИЧЕСКАЯ» ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА


переливающихся наподобие драгоценных камней, и обилию позолоты пришла более мягкая и тонко нюансированная колористическая гамма. В при глушенной палитре зеленых и голубых или корич невато-серых тонов по-новому проявляется изыс канность цвета, шире становится диапазон оттен ков, а переходы между ними тоньше. Все эти эффекты являются неотъемлемой частью манеры Флемальского мастера. Художнику удалось их до стичь благодаря использованию техники масляной живописи, к которой он обратился одним из первых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: