double arrow

Учебный модуль 1. 3 страница

Либерализация таможенной политики во II-й пол. XVIII в. способствовала росту рыночных отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий. Быстро рос объем внешней торговли России.

Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II (1762-796г.г.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.) но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (физиократия – свободная торговля-фритредерство), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства. Екатерина II при всех своих колебаниях была противницей государственного вмешательства в сферы экономических отношений, после вступления на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба, узкого холста, соломы и др. Новые экономические методы использовала Екатерина II, приказв Сенату пересмотреть тариф 1757 г. и определив, что тариф должен пересматриваться каждые пять лет[6]. Императрица отказалась от ограничений эпохи Петра I и создала наиболее благоприятные условия для развития русского предпринимательства.

Внутренняя структура тарифа отличалась новизной. Товары делились не только по тарифной сетке, но и на условные группы. К первой группе относились товары, не производившиеся в России либо производившиеся в малом количестве. Эта категория облагалась низкой пошлиной либо не облагалась пошлиной вообще. Вторая группа товаров - материалы, ввозимые в Россию для заводов и фабрик, а также товары, не производившиеся в России. Среди них были и те, что выпускались местными фабриками и заводами и имели неплохое качество. Данная группа товаров облагалась самой высокой ставкой таможенной пошлины.

Именно екатерининский тариф становится прообразом современной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей свод ставок таможенных пошлин с дифференциацией реестра товаров, перемещаемых через границу. Принцип периодического пересмотра тарифа используется и в наши дни.

В августе 1762 г. Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Для надзора над ними учредили Главную надтаможенными сборами канцелярию, а с 1789 года он был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. В ноябре 1796 г. была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии и таможни переподчинили ей. Министр-коммерции стал главным начальником всех т/учреждений России.

Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде " особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров ". Она состояла из таможенных надзирателей - по 1-му на каждые 10 верст. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они их преследовали до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.

В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав Министерства финансов.

В период 1790-1822 гг. сильное воздействие на таможенную систему оказали политические отношения России с европейскими державами. Русское правительство было вынуждено вести свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. В связи с Французской буржуазной революцией Россия договаривается с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем Манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию (и вывоз из нее) каких бы то ни было товаров.

Присоединение России к континентальной блокаде Англии (1807 г.) не одобрялось русскими помещиками и купцами, которые не могли экспортировать в Англию хлеб и другие сельхозпродукты и получать оттуда дешевые товары. Идя им навстречу, правительство в декабре 1810 г. разрешило вход в русские порты судов с английским товаром. В то же время в 1811 г. утвержден таможенный тариф, облагавший французские товары высокой пошлиной.

После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 г. частично отменила запреты. В 1819 г. принят один из самых либеральных в истории страны таможенный тариф. Однако о свободе торговли говорить было преждевременно, и в 1822 г. ошибка была исправлена.

В 1819 г. кроме тарифа принят первый Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В уставе впервые введено понятие «контрабанда»: не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных объявлениях и грузовых документах.

В 1822 г. введен таможенный тариф ярко выраженного запретительного характера. Продолжавшаяся 20 лет вслед за этим жесткая протекционистская таможенная политика способствовала развитию промышленного производства в России и защите его от недобросовестной конкуренции со стороны аналогичных отраслей иностранной промышленности.

В 50-х гг. XIX в. во всем мире распространились фритредерские тенденции во внешней торговле, которые получили свое развитие и в России: таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли.

Систему таможенных учреждений середины XIX в. можно представить по второму Таможенному уставу 1857 г. В нем впервые были определены права и обязанности таможенных чиновников. Таможни и т/заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией.

В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - 1 класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние - 2 класса (Евпаторийская и др.) и малые - 3 класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые имели передовые филиалы и посты (заставы). Напр., в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Кроме таможен и застав создавались переходныетаможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт - Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав "для отвращения" тайного провоза учреждалась пограничная стража.

По Уставу 1857 г. начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, " не служившие по таможенной части ", поскольку " таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных " (ст. 68).

В Уставе подчеркнута самостоятельность и автономность таможенных учреждений. Таможенные чиновники не должны требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника в служебное преступление.

Устав 1857 г. регламентировал некоторые вопросы этики таможенной службы.

Интересно такое предписание: «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопристойно, таможенным чиновникам предписывается под строжайшей ответственностью обходиться взаимно вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления, под опасением взысканий» (ст. 274).

За неисполнение таможенных предписаний устанавливался денежный штраф от 10 до 25 руб. серебром в пользу казны, а за сопротивление насилием - наказание по закону, за оскорбление или обиду словом или делом - ответственность по Уложению о наказаниях.

В 1857 г. к ввозу в Россию запрещались и задерживались при их обнаружении российские кредитные билеты и монеты, иностранные игральные карты, тайно провозимые книги, порох, табак, крепкие спиртные напитки.

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов обусловили ряд финансовых реформ.

В 1860 г. учрежден Государственный банк, в 1862 г. единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 г. подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли преобразован в Департамент таможенных сборов. Для выравнивания баланса в 1876 г. решено: таможенные пошлины, раньше поступавшие в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. В 1885 г. последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 г. - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. Эти и другие меры сделали торговый баланс страны активным.
По тамож. тарифу 1891 г. не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень и др. Все остальное подлежало оплате пошлинами: на бумажные ткани пошлина увеличилась в 2 р., на керосин - в 3 р., на рельсы - в 4,5 раза, а на чугун - в 10 раз.

В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там была основана таможенная флотилия.

Вслед за тарифом 1891 г, издан третий Таможенный устав 1892 г., развивший законодательство о контрабанде. Взыскания за его нарушение стали едиными для европейской и азиатской торговли. Это свидетельствовало о выравнивании условий торговли в европейской России и Сибири. Устав 1892 г. ввел таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в 3 морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах. На сухопутной границе России (западной) в дополнение к пограничной и таможенной создана корчемная стража, состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы, транспорт и личное имущество для пресечения контрабанды.

Кстати, глубокий анализ вопросов таможенного и тарифного регулирования был сделан выдающимся русским ученым Д.И.Менделеевым в труде «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в связи с ее общим т/тарифом» (СПб., 1892). Он отмечал, что пошлины менее 30% стоимости товара являются фискальными, а свыше 30% - охранительными (протекционистскими), и делал вывод: лучше тогда, когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет ослаблен до фритредерства. Рассматривая специальную сторону протекционизма в таможенном деле, как необходимого условия жизни народов, он отмечал: «голод - есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости. Деньги - суть промышленного, а не земледельческого периода...», «люди голодают только в странах земледельческих» (С.702)

Переход в конце XIX в. от фритредерства к протекционизму сказался на отношениях России с развитыми европейскими странами и с ее соседями.

Чтобы побудить Германию к скорейшему заключению торгового договора, русское правительство издало в 1893 г. закон о двойном таможенном тарифе. Товары стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита русских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто "уважал" русские товары. Итогом длившейся полгода русско-германской таможенной войны стало заключение в 1894 г. десятилетнего торгового договора, по которому Россия обязалась преобразовать ряд мелких пограничных таможен в первоклассные.

К началу XX века таможенная служба была сформировавшейся структурой в ведении Министерства финансов Российской империи. Таможенная политика, осуществляемая посредством тарифного регулирования, определялась общей государственной политикой в сфере торговли и промышленности. Большое внимание ей уделяли выдающиеся российские государственные деятели С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов, П.А.Столыпин.

Руководство таможенным делом осуществлял Департамент таможенных сборов Министерства финансов. При нем было Особое присутствие по применению тарифа к товарам и штат таможенных ревизоров. Департаменту подчинялись ♦ таможенные округа, которые организовывали и контролировали работу находящихся на их территории ♦ таможен и ♦ постов.

Главные складочные таможни - Московская Варшавская, Санкт-Петербургская, Харьковская и другие не входили в ведение таможенных округов и подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов, т.е. были таможнями центрального подчинения.

В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали 2 место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками.

Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах - более 200 млн руб. в год.

Четвертый Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из ♦ Департамента таможенных сборов,окружных иучастковых таможенных управлений,таможен,застав,постов ипунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором ♦ управляющего и состояли из ♦ таможенных и канцелярских чиновников, а также из ♦ вольнонаемных досмотрщиков и служителей. (Современный состав таможенных органов - сотрудники, госслужащие и работники).

После депрессии 1900-1909 гг. Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 гг.). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений.

Пятый Таможенный устав 1910 г. законодательно предоставил таможенным органам право розыска контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы, а также предусматривались наградные суммы при задержании контрабанды - до 70% от ее стоимости. Выделялись средства и на агентурную работу. В таможнях составляли алфавиты контрабандистов, с указанием: где, когда и в который раз задержаны "тайнопровозители". На основании этих данных Департамент таможенных сборов публиковал общие списки, которые вместе с фотографиями контрабандистов рассылались в соответствующие структуры с целью выявления контрабанды.

Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д. Это связано с тем, что в начале века в связи с общим увеличением объема внешней торговли в России увеличивается и незаконный ввоз и вывоз товаров. Для провоза контрабанды все чаще используются фальшивые документы на грузы, переправки больших партии товара в тайниках поездов и пароходов.

Развитие в начале века науки и техники, появление большого числа новых товаров требовало повышения уровня квалификации таможенников. Для этого составлялись толковые иллюстрированные тарифы, где было дано описание товара и рисунки, напр., электротоваров, фототехники, станков и др. В таможнях существовали лаборатории, где производилась квалифицированная экспертиза товаров.

Все это способствовало тому, что сумма таможенных доходов за 6 лет перед I мировой войной возросла более чем вдвое (в 1893-1897 гг. она ежегодно составляла 174 млн. руб., а в 1913 г. - 370 млн руб.). Содержание Департамента таможенных сборов и всей системы т/органов обходилось государству в 8% от общей суммы таможенных доходов. [7]

В мае 1912 г. была утверждена последняя реорганизация т/службы в царской России.

На рубеже веков в России было 237 т/органов, а к 1916 году их количество возросло до 425.

С началом I мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, т.к. на 75% европейской границы России велись военные действия.

В послереволюционной России процесс становления и развития таможенного дела и законодательства в нем носил сложный и противоречивый характер.

Новая власть, пришедшая к управлению страной после Октябрьского революции, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала таможенно-тарифное регулирование и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом.

Документом, изменившим сложившуюся веками таможенную деятельность, стало подписанное В.И.Лениным в декабре 1917 г. постановление Совнаркома «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». С этого момента инструментом внешней торговли стали не таможенные пошлины, а разрешительная система государства, определяющая целесообразность ввоза и вывоза определенных товаров. В этот период руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р.Менжинского фактически взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, образованный в сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих.

В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в Декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Изменились и упростились основные функции таможенной службы. Основной упор делался на ♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и♦ борьбу с контрабандой. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. В годы военного коммунизма и Гражданской войны роль таможни оказалась столь незначительной, что под сомнение ставилась необходимость ее существования. Рассматривался даже проект превращения здания Московской таможни в народные бани.

Но в начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Декретом СНК от 29 мая 1918 г. " О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений " обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Таможенные учреждения управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного (ГТУ) контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП). Последний позднее Декретом СНК от 11 июня 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.

Переход в начале 1920-х гг. к НЭПу способствовал возвращению в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций, что повысило роль таможенной службы, практически "реанимировало" таможенные органы. Это обусловило интенсивное структурное развитие таможенной системы.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет " О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров ", который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили:

♦ составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров;
♦ вопросы применения тарифа;
♦ дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.

9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили 1-й таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 г. – 1-й советский тариф по вывозной торговле.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней торговли составлял перечень таможенных округов по согласованию с Наркоматом финансов. Начальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни 1, 2, 3 разрядов и таможенные посты.

С 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав (а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ) законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 1920-х гг.

Согласно ст. 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ. Он осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав а) ГТУ, состоящий при НКВТ б) Таможенно-тарифный комитет и через в) иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик.

а) ГТУ разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления: ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами.

б) ТТК был совещательно-координационным органом. Главные его задачи - не исполнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной политики. ТТК не имел права издавать нормативные акты. Все его решения утверждались в СНК. Однако ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержали ссылки на его решения.

В 1925 г. согласно плана реорганизации т/аппарата на местах было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни 1 разряда учреждались при ж/д станциях и в портах с большим грузооборотом; 2 - в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; 3 - на грунтовых дорогах.

Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ.

Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни 1 и 2 разрядов. Таможни 3 разряда имели право на указанные действия лишь в том случае, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. Одновременно постепенно упрощалась система таможенных органов.

Так, ТК 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных тамож. инспекторских управлений.

На рубеже 1920-30-х гг. в СССР все отчетливее становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов.

Внешнеторговая политика опять стала основываться на принципе государственной монополии. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Поэтому роль ТТК значительно снизилась. Таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 гг. упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы. В связи с этим сократилось число т/служащих.

Напр., аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, сокращен в 6-8 раз. (Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3-4. С. 11)

Данное положение, сложившееся де-факто во 2-й половине 1930-х гг. просуществовало до 1960-х годов, получив юридическое закрепление в новом ТК от 5 мая 1964 г.

По сравнению с ТК 1928 г. он был меньше по объему (120 статей, сгруппированных в 3 раздела). Управлению таможенным делом посвящался первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей.

Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1). Среди функций таможенных учреждений выделялись

♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли,
♦ совершение таможенных операций, ♦ борьба с контрабандой.

Ко времени принятия ТК 1964 г. изменения претерпела структура самого ГТУ.

Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни, т/посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производились Министерством внешней торговли (МВТ). Принятые после 1964 г, нормативные акты по таможенному делу с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 1980-х гг.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы. Его особенности связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого времени началась перестройка системы управления таможенным делом, т.к. впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: