Учебный модуль 1. 2 страница

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного дела на территории России. Но в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В V-IV вв. до н.э. в городах Причерноморья уже существовали таможенные порядки. Знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто - сбор за провоз товаров через заставы. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова " мытник " или " мытчик " - сборщик пошлин.

Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI века.

Сильное влияние на развитие таможенного дела, приведшее к значительному усложнению (разветвлению, дифференциации) таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели. От тюркского слова " тамга " (знак, клеймо, тавро) произошел глагол " тамжить " – т.е. взыскивать пошлину - "тамгу". Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником (таможенником). В обиход вошли словосочетания " таможенный голова " (старший таможенник), " таможенная грамота " (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями откупным таможенникам ". Существовало большое число пошлин в удельное время, которые условно можно разделить на 4 группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные.

I. Торговые пошлины:
1) явка - пошлина за предъявленный в таможне товар (по прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или «явленного»). Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт - сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее, восмничее, восменичее) - фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась как и "померное" с "предметов меримых". От померного отличалась тем, что взималось с рубля, в то время как померное - с меры. "Часто с одного и того же предмета бралось осмничее и помер";
4) гостиное - пошлина с привозных товаров; взималась "с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, за рубль, или по штукам товара";
5) порядное - фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное - фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно - сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) - сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или на наложение таможенных знаков;
9) головщина - пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее - пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая - с продавца. После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное - "пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох... и с известной меры, а не с рубля". Размер померной пошлины колебался от полденьги до 2-х денег. Ее взыскивали только с продавца; "с купца никогда помера не брали".
II. Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное - основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже - с цены товара. До 1654 г. "мыты" содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное - разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) подужное - сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое - сбор с количества саней в обозе;
5) побережное - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами, или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов и их размеров.
6) головщина - подать с души, головы; плата за человека на возу, лодье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки - налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи - разновидность головшины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз - налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее - плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка - пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.
12) перевоз - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и др. нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича - Бориса Годунова издало указ 1596 г., "который вместе с мытами, присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины".
III. Пошлины за обслуживание
1) амбарное (анбарное) - плата за наем амбара.
2) гостиное - плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов "долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбары были дороже, и наоборот". Ее взимание производилось "гостиными дворниками", находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.
3) полавочное - пошлина за право торговли или за наем лавок.
4) свальное - плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара.
5) подъемная и рукознобная пошлины - за поднятие товара и его установу на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.
6) померное - сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.
7) весовое, весчее - плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком
8) контарное - пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).
9) припуск - "пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров".
IV. Штрафы
1) промыта - а) уклонение от уплаты мыта (промытитися - уклониться от уплаты мыта: "Который гость где промытится, мыто проедет, не заплативши, тот товар свои тратит"); б) пеня за неплатеж мыта: "А кто промытится, ино с воза промыты по штидесят, а заповеди шестьдесят одина, колько бы возов ни было". Уложением 1649 г. размер промыты был установлен в 5 рублей с человека; промытившийся также подлежал наказанию кнутом;
2) промыт - пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины: "А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт", взимался обыкновенно с воза или судна;
3) заповедь - пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади: "А кто продаст лошадь, или кто купит, а не явит таможником и у пятенщиков не пятнит, ино с того заповеди и пропятенья два рубля: рубль наместнику, а рубль таможником"; штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе; штраф за продажу померного товара", напр., зерна, без меры; штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшийся как с купца, так и с продавца; пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). "Величина заповеди, - писал Д.Толстой, - была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой - лицам, заведывавшим таможенным сбором". Иногда вся заповедь принадлежала государю;
4) протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне: "А кто протамжит своего товару на рубль... с него прота-можья тридцать алтын без гривны". По мнению Д.Толстого, размер этого штрафа составлял: с товара на два рубля или более - два рубля, а "с товара на рубль и менее - заповедь в тридцать алтын без гривны";
5) протамга - пеня за неявку товара в таможне: "А кто не явя таможником сложит товар свои с воза и из судна, и он то протамжил,... ино с него протамги два рубля".

Всего взималось до 40 различного рода и наименования пошлин. Важнейшими из них были тамга, явка, осмничее и некоторые другие, имевшие ярко выраженных фискальных характер. Размер тамги колебался от 1/4 до 7% с цены (обычно 3/4 - 2% или 1,5 - 4 деньги с рубля). Местные жители либо совсем не платили этой пошлины, которая взималась с цены товара при совершении торговой сделки, либо платили ее при продаже привезенного товара или увоза купленного на местном рынке в меньшем размере (в 2 раза и более), чем иногородние.

С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел русские города устанавливали связи с западными соседями. Сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить существенные льготы в торговле с государствами северной Европы.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. В ряде случаев от таможенных пошлин освобождались монастыри и лица духовного звания. Они получали от князей жалованные ("тарханные") грамоты (от татар. tarkhan - человек вольный, свободный от податей; "А имати та пошлина со всяких людей, опричь тарханщиков"). Тарханные грамоты выдавались также жителям новых городов, отдельных местностей или тем, кто этого заслужил перед княжеской властью. Это положение закреплялось в правовых актах того времени.

В духовных грамотах - завещаниях московских великих князей - в XIV веке и у Ивана Калиты и у Дмитрия Донского тамга передавалась наряду с другими ценностями по наследству. Столетиями таможенники целовали крест, позже принимали присягу на верность государю, пополняли государственную казну, рисковали жизнью для отвращения потаенного привоза товаров, т.е. боролись с контрабандой.

К концу XV в. усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, укреплявшее Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван I V стремились в фискальных целях «упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Так, Иван IV, реорганизуя местный аппарат, заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком.

Сбор пошлин таможенных и проездных (на мостах и перевозах) и разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами и операциями, винными, хлебными, соляными, рыбными и др., торговля казенными товарами и их сбор (или покупка), сортировка, распределение и продажа - все это требовало огромного штата служащих и рабочих. Тяглые посадские общества во главе с "гостями", которые составляли как бы "главный финансовый штаб" царя были обязаны поставлять правительству кадры бесплатных работников - голов, целовальников, сторожей, извозчиков и т.д.... Эти службы не только отвлекали посадских людей от их торгов и промыслов, но еще угрожали им разорительными штрафами и конфискациями в случае, если бы их "оплошкою и нерадением" учинился в государевых сборах недобор...".

Таким образом, начиная с сер. XVI в., правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения людей из высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, материальная способность его возместить причиненный им казне ущерб. "Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, - писал В.О.Ключевский, -... производившиеся... даже против воли тех, кого т.о. возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии".

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мытов, а вторую половину передавать в казну.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а ряд других товаров правительство объявило заповедными, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

В середине XVII в. в таможенной политике государства произошли серьезные изменения. Во-первых, 25 октября 1653 г. ( ныне - день рождения таможенной службы) царем Алексеем Михайловичем был подписан указ " О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров ", положивший начало таможенной реформе. Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают его в качестве первого русского таможенного тарифа, хотя слово «тариф» в то время в русском языке еще не употреблялось[1].

Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли - 10% от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить следующие пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Сохранялись сборы на гостиных дворах и при перевозах через большие реки.

На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена Уставная грамота, запрещавшаявзимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.

По инициативе выдающегося реформатора Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина, боярина и воеводы, известного дипломата 22 апреля 1667 г. был подготовлен и издан «Новоторговый устав» царя Алексея Михайловича (иное наименование - Новоуказные торговые статьи 7175 г Новоторговый устав включал в себя постановления относительно ввоза товаров, размеров внешних и внутренних сборов, относительно устройства таможен, таможенных обязанностей и пр., а поэтому часто его рассматривают и как первый таможенный тариф, и как первый таможенный устав русского государства. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего его благосостояние, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, т.е. устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности[2].

По отношению к внешней торговле по Новоторговому уставу была допущена почти полная свобода. Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России. В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Пошлины стали взиматься монетами, золотом и ефимками [3]. Устав ужесточил порядок ввоза иностранных товаров: пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове и только оптом с целью развития инициативы русских скупщиков. Под угрозой конфискации товара им запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В исключительных случаях при наличии специальной жалованной грамоты о торгах иностранным купцам разрешалось приезжать с товарами к Москве.

В Новоторговом уставе были зафиксированы понятия, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

♦ устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы;
♦ купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;
♦ определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);
♦ вводился контроль за перемещением товаров;
♦ определялось право таможенной головы, и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось, главным образом, внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить " всякую полную расправу в торговых делах " (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы " великого государя казне в заборах порухи не было " (ст. 1 Устава).

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

К концу XVII в. можно говорить о создании в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы.

Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. осуществлялся в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (ей предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.
Таможнями тогда управляли таможенные головы и их помощники целовальники, которых называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и присягали служить верно. Им в процедуре таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении.
Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции за собственный счет. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались с них взыскивали недочет с прибыли. В случае серьезных злоупотреблений головы подвергались суровому наказанию – битью кнутом, а то и “ смертной казнью без всякой пощады ”.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, открывший путь русским товарам в Европу. Одним из первых таможенных мероприятий Петра I стал Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Активизировалось развитие внешней торговли: немалую роль в этом сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.

Железо, парусина, шелковые ткани, позумент, ленты, иглы, скипидар, воск, сухие кожи, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50%; шерстяные ткани, железное оружие - 25%. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина - от 4 до 10%; на хирургические инструменты, очки пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%й пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для росс. фабрик (пряжа шерстяная и льняная), по ним применялась запретительная пошлина.

Новизна тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами. Остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений и объяснений. Это сильно затрудняло деятельность таможенных чиновников в случае применения тарифа в отношении тех товаров, которые не были поименованы в росписи.

Постепенно совершенствовалась и организация таможенного дела в России. Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они с 1700 г. назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (нем. – «досмотрщик»), при которых по прежнему состояли целовальники. Они стали получать годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов в 1712 г. введена вновь. Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. В это время Петербург был местом сбыта контрабандных товаров. Поэтому Петр I в 1724 г. поручил Коммерц-коллегии "...иметь таможенные яхты-служители для всяких отправлений купеческих дел".

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 г. проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход[4]. Их ходатайство было удовлетворено.

В 1731 г. принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. Указ 1746 г. установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности пушечного выстрела.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров (в середине XVIII в. число различных таможенных сборов приблизилось к 17). Процедура осмотра товаров и записи в книгах были весьма сложными. Все это серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х гг. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. проведена крупная таможенная реформа.

Манифестом от 20 декабря 1753 г. с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, увеличили в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. (Российское законодательство X-XX вв. Т. 5. М., 1987- С. 159-166.)

В результате реформирования таможенного дела в 1755 г. принимается новый таможенный устав[5], а в 1757 г. - новый таможенный тариф. Согласно новому тарифу пошлина должна была взиматься до продажи товара. Иностранным и российским купцам предоставлялась отсрочка по ее уплате сроком на один год. Товар, ввезенный в Россию и оформленный по закону, мог вывозиться для продажи в третьи страны беспошлинно. Таким образом, регламентация внутренней и внешней торговли в уставе укрепляла позиции нарождающегося купечества.

Совершенствовалась организация таможенного дела в России внутренние таможенные границы были ликвидированы, и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Сократившаяся после 1731 г. в связи с понижением пошлин контрабанда вновь стала расширяться. В 1754 г. учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из т/объездчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: