Учебный модуль 1. 12 страница

6. модели нормы и патологии в различных культурах. Этнопсихиатрия. Изучение форм народной терапии;

7. изменённые состояния сознания: проблема классификации и функции в современном и традиционном обществах;

8. культура и биология. Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур;

9. личность и экономическое развитие. Психологические основы различных типов экономики. Проблема адаптации личности к изменениям.

[править]Исследования народной медицины

  Этот раздел должен быть полностью переписан. На странице обсуждения могут быть пояснения.  

Основная статья: Медицинская антропология

Основной источник: [2], Глава 5 «НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Одна из широко встречающихся в научной литературе классификаций медицины состоит в выделении трёх её видов: народной, традиционной и современной. Народная и традиционная не имеют принципиальных отличий друг от друга, за исключением способа передачи накопленных знаний. В народной медицине знания передаются устно, в традиционной – письменно. Народная медицина распространена в традиционных обществах (индейцы бассейна Амазонки, индейцы, живущие на плоскогорьях Анд, бушмены Калахари и др.). К традиционной медицине относятся системы китайской, тибетской, арабской медицины и др., которым, помимо письменной фиксации знаний, свойственно ещё и наличие специальных школ, учебных пособий и т. д.

Специалисты в области психологической антропологии отмечают, что стереотип восприятия народной медицины как бесполезного занятия невежественных людей постепенно разрушается. Они указывают на то, что за свою многотысячелетнюю историю народная медицина накопила огромный арсенал фармакологических и иных способов воздействия на человека. К примеру, суммарное количество лекарственных растений, используемых в народной медицине многих стран, превышает 10 тысяч. Народная медицина представляет собой сложнейшую систему терапии, учитывающую возраст и пол больного, природные условия, место проживания, время года, фазы Луны. Она комплексно использует самые разнообразные средства: фармакологию и массаж, психо- и физиотерапию, диетологию.

Свидетельства высокого мастерства народных целителей были обнаружены в эпипалеолитическом могильнике Тафоральт в Северной Африке. Там был найден череп со следамитрепанации, произведённой 12 тысяч лет назад. Аналогичный череп был обнаружен в мезолитическом могильнике Васильевка III на Украине. Удачные, как правило, операции по трепанации черепа при помощи примитивных инструментов широко применялись и в XIX веке среди различных племён Африки и Полинезии (целесообразность подобных операций для лечения, например, головной боли — как они практиковались, всё же сомнительна). Н. Н. Миклухо-Маклай описал необычные и сложные операции, связанные с половой жизнью и регуляцией рождаемости, например, удаление матки и введение инородных предметов в детородный член. Хорошей иллюстрацией к возможностям народной медицины в области хирургии является описание английским врачом-миссионером успешной операции кесарева сечения, произведённой аборигеном в Уганде в 1878 году.

Народная медицина стала предметом исследования учёных-антропологов с конца XIX века. Широкомасштабное межкультурное изучение этой области деятельности человека началось в 30-х годах XX века в рамках психологической антропологии, первоначально называвшейся «культура и личность». В 60-х годах в рамках психологической антропологии выделиласьмедицинская антропология, специализирующаяся на исследованиях систем народной медицины.

В самом начале исследований перед учёными стояли важнейшие вопросы, связанные с особенностями поведения в традиционных культурах в сравнении с принятыми нормами на Западе, в современных обществах. Европейские и американские антропологи первоначально под влиянием фрейдизма относили к психопатологии многочисленные стереотипы поведения, не укладывающиеся в рамки нормы по европейским представлениям. Согласно подобным представлениям, народные целители, особенно шаманистского типа, считались концентрированным воплощением психопатологий, свойственных данной этнокультурной общности. В ходе дальнейших исследований произошёл отказ от столь категоричных оценок поведения людей в традиционных обществах, а народная медицина была реабилитирована.

В процессе последующих исследований экзотических стереотипов поведения, развернувшихся в различных регионах Африки, Южной и Центральной Америки, Австралии и Океании в 60—70-х годах XX века учёные с большим пониманием отнеслись к традициям и ценностям других культур. В результате более углублённого изучения организма человека было выявлено разнообразие в течении внутренних процессов, связанных с природными условиями проживания, генетическими факторами, особенностями пищи и т. д. Разносторонние научные исследования, проведённые в современных и традиционных обществах, показали различия в протекании как соматических, так и невротических болезней у представителей этих обществ.

Лечение в народной медицине представляет собой системные наставления больному: приём лекарственных средств, физиотерапия, специфические двигательные упражнения. Как правило, полная система средств народной медицины имеет своей вершиной некоторую форму психотерапии, групповой или индивидуальной. Именно в психотерапии народные целители добились высоких результатов благодаря многовековому отбору её вариантов, внушение — это фундаментальная основа народной медицины.

В настоящее время психологическая антропология изучает народную медицину как органическую часть жизни этнокультурной общности, активно участвующую в охране здоровья и связанную с системой ценностей и религиозных верований данного общества. В соответствии с таким подходом, народные целители рассматриваются как специфический социальный слой в развивающихся странах, представители которого выступают не только врачевателями, но и хранителями знаний, накопленных за многие века в традиционной культуре.

[править]Норма и патология

Основной источник: [2], Глава 5 «НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Межкультурный сравнительный анализ нормы и патологии в стереотипах поведения человека в традиционном и современном обществах стал важнейшим направлением исследований в современной науке. Этот аспект изучения личности в условиях различных культур рассматривается в рамках этнопсихиатрии (транскультурной психиатрии). Учёные, работающие в данной области, решают сложнейшие вопросы: где, при каких социальных, культурных, экологических условиях уровень заболевания психическими расстройствами ниже: в индустриальных странах или в бесписьменных культурах? Существуют ли различия между преобладающими типами душевных и эмоциональных расстройств в разных культурах? Одна из самых больших трудностей при решении этих вопросов состоит в том, что представители современной западной медицины при определении и объяснении различных патологий не всегда имеют полное представление о нормальном функционировании человека в единстве его биологии, специфики организма, психологии, зависимости поведения от культурного и природного окружения.

Вопрос о патологичности тех или иных культур возник в начале 20-х годов ХХ века, когда этнопсихологи начали проводить длительные полевые исследования в различных частях земного шара. Часть учёных, попав в необычные природные условия и пугающее культурное окружение, значительно отличающееся от индустриально-цивилизованного образа жизни, объявила ряд традиционных обществ патологичными, а представителей этих обществ – недоразвитыми, «ненормальными» и т. д. В своих «диагнозах» они исходили из представления о том, что все люди должны жить только так, как живут в Европе или в США. Кроме того, в своих определениях «патологичности» они руководствовались критериями, разработанными на основе наблюдения над европейскими пациентами, и считали, что комплекс симптомов, позволяющий отнести индивида к разряду психических больных, является единым для всех людей на Земле. Однако с развитием антропологических исследований выяснилось, что таких «патологических» обществ на планете слишком много, и этнопсихологи предложили относительный, а не единый критерий нормы.

Исследования, проведённые учёными в современных и в традиционных обществах, наглядно показали вариабельность психопатологии и её зависимость от этнокультурной принадлежности. На основании полученных в этих исследованиях результатов антропологи подвергли критике некоторые постулаты современной психиатрии[9]. В первую очередь это касается вопроса о том, кого следует считать страдающим психическим заболеванием. Решение данного вопроса зависит от выбранного критерия патологии как основы сравнения. Из-за неопределённости общетеоретических установок психиатров на Западе они часто преувеличивают уровень распространённости психических заболеваний.

Наибольшие разногласия по этому поводу вызвал комплекс заболеваний, известный под названием «шизофрения». Согласно данным Национального института психического здоровья за 1972 год, в США 0,5 млн человек было госпитализировано в связи с этой болезнью, «более 1,75 млн гуляло по улицам, а около 60 млн американцев на грани заболевания шизофренией»[10]. Американский антрополог Дж. Б. Крейн по этому поводу написал, что часть психиатров «рассматривает весь мир как палату психиатрической клиники, а жителей Земли как своих пациентов»[9]. Многие антропологи полагают, что шизофрения – это болезнь цивилизации, которая практически не встречается в традиционных обществах. В наиболее категоричной форме эту точку зрения выразил основатель этнопсихоанализа Жорж Деверё, который назвал шизофрению «этническим психозом западного мира»[9].

С другой стороны, исследования Джейн М. Мэрфи (Jane M. Murphy) показывают, что в различных обществах, совершенно различных культурно, возникают и маркируются как ненормальные очень похожие типы поведения, из чего она заключает, что полная культурная релятивизация психиатрических заболеваний преувеличивает реальные проблемы определения нормы и патологии в психиатрии.[11] Данный подход, по мнению Марка-Аделяра Тремблея (Marc-Adélard Tremblay), сейчас разделяется большинством антропологов и психиатров США.[12]

С развитием этнопсихологических исследований учёными постепенно был выработан общетеоретический подход к оценке самых экзотических форм поведения, встречающихся в разных культурах. Основная его идея состоит в том, что норма и патология являются не абстрактно-клиническими понятиями, а конкретно-ситуационными, что «нормальное» поведение человека не есть качество, абсолютное и единое для всех времён и народов, а представляет собой функцию от определённой конкретно-исторической, этнокультурной и экологической ситуации. В большинстве работ психологических антропологов проблема «нормы и патологии» рассматривается как многообразие нормы, различных «образов жизни», значительно отличающихся друг от друга[9]. Если ортодоксальные фрейдисты зачастую сводили межкультурный этнопсихологический анализ к поискам особенностей психопатологии по принципу «все ненормальны, но каждый по-своему», то большинство этнопсихологов руководствуется принципом «представители различных культур нормальны, но каждый по-своему». При этом оба подхода представлены в этнопсихологии и по сей день[9].

[править]Изменённые состояния сознания и психотерапия

Основная статья: Изменённое состояние сознания

Изучение форм психотерапии, принятых в так называемых «примитивных» обществах, и тщательный анализ знаний, аккумулированных в народной медицине, дали мощный толчок исследованиям в 60—80-x годах XX века ранее неизвестных науке особенностей людей. Психотерапия – это та область, в которой благодаря многовековому отбору её форм и приёмов проведения народным целителям удалось добиться высоких результатов[2]. Кроме того, психотерапия выполняет в рамках народной медицины ряд существенных дополнительных функций. Психотерапевтические приёмы нацелены не только на лечение больных людей, но и на профилактику заболеваний невротического характера в регулярно проводимых ритуалах, в которых участвуют все взрослые члены общности. Ещё одна фундаментальная функция психотерапии в форме ритуала — целенаправленное формирование определённых черт характера индивида в соответствии с потребностями конкретного общества, его идеологией, экономикой, экологией.

Огромную роль в народной медицине играет профилактика психопатологий в массовых и регулярных ритуалах, в которых достигаются экстатические состояния (в том числе с применением наркотиков и галлюциногенов). Именно эти ритуалы в своё время шокировали европейцев и были приняты ими за массовый психоз. А. Белик отмечает, что изменённые состояния сознания (ИСС) служат одним из проявлений этнопсихологического разнообразия культур, наличие которого в том или ином виде естественно и характерно для большинства обществ. Напротив, отсутствие ИСС в обществе есть признак патологии[13].

Общее определение ИСС сформулировано одним из основателей трансперсональной психологии Чарльзом Тартом в 1969 году: «Изменённые состояния для данного индивида состоят в том, что он отчётливо ощущает качественные изменения в образцах (формах) психического функционирования, причём он чувствует не только количественные изменения, но также и то, что некоторое качество или качества его психических процессов – другие»[14]. К ИСС относятся религиозный и сексуальный экстаз, ритуальный транс, сон в активной фазе, когда мы видим сны, состояния просветления, достигаемые в восточных культурах, ощущения человека в минуту смертельной опасности, а также комплекс ощущений, названный А. Маслоу «пиковые переживания». Кроме того, к ним относятся различные виды состояний, связанных с экстремальной профессиональной деятельностью (дрессировщики, спортсмены, спасатели и т. п.)[13]. Некоторые виды ИСС могут рассматриваться в качестве медиаторов между психологией и этнопсихологией, с одной стороны, и функционированием внутренних биологических систем организма, с другой стороны. Поэтому ИСС представляют собой не просто комплекс экзотических феноменов, а важнейшую сторону жизнедеятельности человека, сопутствующую ему на протяжении всей истории и у всех народов. Понимание этого факта этнопсихологи считают необходимым не только для анализа особенностей культур и осмысления разнообразных стереотипов поведения, существующих в них, но также и для поведения любого человека в повседневных ситуациях[13].

В психологической антропологии выделяются следующие основные функции, которые ИСС выполняют в современном и традиционном обществах[13]:

§ наиболее фундаментальная функция ИСС – достижение психобиологической синхронизации, которая обеспечивает нормальное ритмичное функционирование организма и комфортное самочувствие человека;

§ психотерапевтическая функция, способствующая снятию напряжения в этнокультурных общностях. Наличие экстатических ритуалов снижает уровень конфликтности внутри общности и между общностями;

§ ритуалы с экстатической составляющей повышают уровень коммуникабельности и взаимопонимания в различных видах обществ;

§ коллективные ритуалы с ИСС часто служат своеобразной «вакцинацией» против психических заболеваний, а также способствуют сплочённости и психологической стабильности в этнокультурной общности.

§ групповые ритуалы с ИСС оказывают сильный терапевтический эффект и могут способствовать лечению ряда болезней наряду с другими формами воздействия.

Проблема культурно–исторической обусловленности ИСС в рамках психологической антропологии была глубоко разработана рядом учёных, одним из крупнейших среди которых в научной литературе признана американский антрополог Эрика Бургиньон[2][15]. В российской психологии и этнопсихологии в качестве методологической основы исследования ИСС наряду с западными разработками также используются подходы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева[16][17].

В предыдущей статье из серии “Биография Стива Джобса”, мы рассказывали Вам о начале жизненного пути Стива Джобса до момента основания совместно со Стивом Возняком компании Apple. За этот период друзья и коллеги успели пережить радости и разочарования, получить первый опыт торговли произведенными устройствами и разработать игровую платформу для автоматов Atari.

Стив Джобс даже успел съездить в увлекательное путешествие в Индию, которое изменило и окончательно сформировало его мировоззрение.

Вернемся в 1976 год. Недавно основанная компания Apple начала свою деятельность. Стартовый капитал, небольшой на тот момент фирмы, составлял $1 000. Деньги были внесены равными частями Джобсом и Возняком. Первый для взноса продал старый минивен Фольксваген, а второй – инженерный калькулятор HP. В ближайшие планы соучредителей входила продажа микросхем для сборки ПК. При затратах в $25 Возняк за считанные часы мог спаять такое устройство. Джобс собирался продавать готовую продукцию вдвое дороже. Благодаря посетителям “Клуба любителей компьютеров”, членами которого являлись оба Стива, у Apple появился первый крупный заказ. Хозяин магазина Byte Shops, который продавал компьютеры, заказал 25 системных блоков в сборе, основой для которых служил первый чип Apple. За каждый экземпляр было обещано по $500. Джобс с радостью принял такое предложение, правда, для покупки такого количества комплектующих пришлось брать кредит. В установленный срок в гараже, а именно там и творили свои первые шедевры Apple, было собрано 25 компьютеров получивших название “Apple I“.
Уже к осени 1976 года доход Возника в Apple стал равен его зарплате в Hewlett-Packard, но ему все еще удавалось совмещать два вида деятельности. Джобс не хотел стоять на месте и поторапливал Возняка с разработкой новой модели компьютеров. Большая сложность заключалась в отсутствии структурированного языка программирования для ПК. Из-за этого процесс программирования сводился к многократному вводу одного и того-же кода для типовых операций. Помощь Apple пришла абсолютно неожиданно. Два энтузиаста Билл Гейтс и Пол Аллен (которые создали Microsoft годом ранее) разработали версию языка программирования Basic для компьютеров Apple. Благодаря ему, Возняк значительно продвинулся в своей работе, и к 1977 году компания выпускает легендарныйApple II. Таким образом, Microsoft оказала существенную поддержку и большой толчек в развитии Apple.


Успех надо было развивать и Джобс обратился за помощью к рекламным агентствам. Первыми, кто начал сотрудничество с Apple было агентство Regis McKenna. Стив в течении 3 месяцев добивался встречи с его руководителем, чтобы лично обсудить условия договора. Посли подписания контракта рекламщики не придумали ничего лучше, чем разместить рекламу Apple в журнале Playboy, ведь на тот момент большинство потенциальных покупателей ПК были мужчины. Для привлечения крупных инвестиций в компанию Джобс начал вести переговоры с Доном Валентайном (крупным бизнесменом и финансовым аналитиком). После упорных переговоров Валентайн выдвинул ряд требований к организации Apple и согласился инвестировать $100 000 при условии их выполнения. Когда все условия были выполнены, Валентайн стал владеть 30% акций Apple.

Компьютер Apple II – 1977 год

В 1977 году Apple принимает участие в выставке West Coast Computer Fair с Apple II. После отличной презентации своего компьютера прямо от посетителей выставки Джобс получил около 300 заказов. Стив начал чувствовать отдачу от вложенных усилий и ощущать свою важность в компании. Однако на личном фронте у Джобса все шло не так гладко. Отношения Крисанн были разорваны, после того, как она сказала Стиву, что беременна от него. Также разошлись пути Джобса и его друга Дэноа Коттке, с которым они путешествовали в Индию.Стив стал уделять все время Apple, в результате чего, он начал выстраивать хитроумные логистические цепочки и постигать азы маркетинга. В результате этого удалось добиться более выгодных условий с поставщиками комплектующих. Позже Джобс впервые в компьютерной индустрии решил применить апгрейд. До этого момента никто не предлагал пользователям замену или доустановку комплектующих, а в Apple пошли на это. Чтобы получить лояльность пользователей компьютеров Apple I им были приложены пакеты модификации. В результате этого они за небольшую плату смогли улучшить свои ПК и получить альтернативу Apple II. Годом позже в линейке яблочных компьютеров появился, Джобс активно продвигал это устройство и оно позволило компании закрепиться в сегменте домашних компьютеров.

Apple II Plus

В 1980 году Apple III не удалось повторить успех своего предшественника. Это можно считать первой крупной неудачей Джобса. Именно он руководил разработкой модели и на первый план ставил внешний дизайн устройства. Другим инженерам просто не было предоставлено право голоса, им пришлось буквально впихивать в созданную Джобсом коробку все необходимые комплектующие. В результате чего Apple III получил ряд конструктивных проблем, у модели был большой процент брака и поломок. К счастью, конкуренция в те годы была далека от современной, и пользователи с легкостью простили такой огрех Apple. К тому времени в средних школах начали изучать программирование на Basic и обойтись без яблочных компьютеров уже не могли.

Не смотря на ряд проблем, к этому моменту Стив Джобс стал миллионером. Ему было лишь 24, а компания начала приносить большую прибыль. Многие инвесторы начинают покупать акции Apple, а сам Джобс на время уединяется в своем ново загородном доме недалеко от Лос-Альтос. Позже Стив признался, что, как только увидел сумму с шестью нулями на своих счетах купил дом, автомобиль Мерседес и мотоцикл БМВ.


Продолжение следует.

С. Кондратьев «Английская революция XVII в.» (Отрывки в сокращении)
В 1603 г., отходя в мир иной, королева Елизавета Тюдор (прав.1558-1603), поставившая Англию вровень с другими европейскими державами, завещала корону своему ближайшему родственнику Якову VI Стюарту, королю Шотландии (1567-1625), сыну когда-то казненной её Марии Стюарт.
Новый монарх, который будет править в Англии под именем Якова (Джеймса) I (1603-1625), стал, таким образом, держателем трех корон – Шотландии, Ирландии и Англии. Политический порядок и управление на всей территории Британии были далеки от единообразия. Наиболее унифицированным и управляемым королевством была Англия. После разрушительной войны Роз второй половины XV в. Тюдоры положили немало сил, чтобы упрочить контроль над страной. Они сделали королевскую власть источником благ и благодеяний, только служа которой можно было изменить свой социальный статус.
На вершине социальной и политической пирамиды находился монарх. Тюдоры и ранние Стюарты воспринимали власть как Божий дар, позволяющий им вести подданных по заведомо верному пути. Монархи не с кем не хотели делить свой суверенитет и решительно пресекали попытки порассуждать о его границах. Божественное происхождение королевской власти никем не оспаривалось. В теории он мог обкладывать подданных налогами, прощать преступников, единолично решать вопросы войны и мира, регулировать торговлю, закрывать и открывать порты, натурализовывать иностранцев, узаконивать бастардов, давать различные хартии, привилегии и титулы, назначать должностных лиц. Его суверенное слово становилось законом, принимая по согласию с парламентом форму статута.
Странным образом представление о безграничности королевской власти в головах подданных и самих монархов уживалось с практическими, реально существующими и, что ещё удивительнее, декларируемыми ограничениями. Во время коронации государь приносил присягу «исполнять законы и обычаи страны» и подтверждал все ранее дарованные привилегии. В провинциальных графствах главными проводниками решений короны были шерифы, королевские наместники (лорды-лейтенанты) и мировые судьи.
Кроме ординарных органов при Елизавете Тюдор и ранних Стюартах в провинциях постоянно работали экстраординарные комиссии, призванные ограничить торговлю зерном, противодействовать пиратству, бороться и бедностью и т.д. Королевская власть, таким образом, в достаточной мере контролировал страну, этот контроль не мог быть всеобъемлющим. Английские города сохраняли самоуправление. Продолжали избираться сельские констебли. Да и шерифов и мировых судей корона назначала из числа наиболее влиятельных и авторитетных провинциальных семей. Порядок в стране базировался на консенсусе и сотрудничестве короны с элитами провинций и на традиционном почтительном уважении к суверенной власти монарха.
В предреволюционной Англии отношения Стюартов с Парламентом часто не складывались. При Карле I (сыне Якова I Стюарта, прав. 1625-1649) явственно обозначилась тенденция к закрытости двора и круга лиц, с которым он вырабатывал важные решения. Не удивительно, что, когда представители элит, не имевшие возможности влиять на политику монарха, становились депутатами парламента, они использовали его трибуну для резкой критики королевской политики и должностных лиц короны. Парламентарии желали «лечить раны королевства», поэтому каждый парламент начинал свою деятельность с формирования перечня жалоб и обид, которые затем в виде ремонстраций и петиций, таких как, например, «Апология палаты общин» (1604), направлял королевской власти. Члены Парламента обладали привилегиями свободы слова и свободы от ареста, поэтому, несмотря на протесты правительства, депутаты постоянно обсуждали проблемы государства, выступая в защиту «древних вольностей», осуждая злоупотребления и четко определяя границы королевских прерогатив. Однако не следует преувеличивать значения этих славословий и характеризовать депутатскую риторику как «оппозиционные» действия. Но, если критикам удавалось заменить критикуемых, то они почти всегда тут же предавались возмущавшему их раньше лихоимству.
Монарх собирал парламент, когда нуждался в нем. И если законодатели сильно отклонялись от предложенной им повестки, король нередко приглашал представителей палат в Уайтхолл (королевский дворец), где пространно и раздраженно напоминал депутатам об их «обязанностях» и «ответственностях». Монарх мог наложить на законопроект свое «вето», но уже в предреволюционное время редко прибегал к этому праву.
ПАРЛАМЕНТ
Среди влиятельных и авторитетных органов Англии парламент был самым влиятельным и авторитетным. Авторитет парламента основывался на том, что в сознании англичан две его палаты представляли всех подданных королевства. Корректируя тюдоровскую концепцию суверенной власти, отдельные авторы писали о принадлежности суверенитета королю совместно с парламентом, или, точнее, «королю в парламенте».
В течение веков укреплялась законодательная роль парламента и росло его значение в качестве представителя интересов нации. Однако до революции институционализация парламента ещё не завершилась. Одному королю принадлежало право созыва и роспуска парламента. Никакой периодичности в парламентских сессиях не существовало. Решения парламента утверждались королем. До революции парламент не раз критиковал политику короны и ее должностных лиц, но он не был оппозиционен королевской власти.
Корона видела в палате общин, прежде всего, инструмент, дающий ей право собирать налоги, что повышало статус нижней палаты. Сбор налогов считался в Англииэкстраординарной мерой, к которому следовало прибегать, только при наличии угрозы безопасности королевства. В ответ на частые обращения королевской власти за финансовой поддержкой парламент посягал на те сферы, которые относились к королевской прерогативе. В 1620-хгг.общины все чаще и чаще стали обсуждать злоупотребления должностных лиц и требовать их импичмента.
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Существенное беспокойство власти доставляла непростая религиозная ситуация в трех королевсктвах. Страстная непримиримость в убеждениях, готовность стоять на своем, нетерпимость к религиозному инакомыслию, ксенофобия являлись главными угрозами политической стабильности.
После того как Тюдоры провели Реформацию в Англии, а король стал главой англиканской церкви, церковь стала важнейшей частью управления и инструментом поддержания политического и социального порядка. Англиканская церковь сделалась кальвинистской по догматике. Но Англиканская церковь сохранила епископат, некоторые ритуалы и облачения, за что её порицали сторонники дальнейшего продвижения дела Реформации, ПУРИТАНЕ. Все епископы, архиепископы и значительная часть приходского духовенства назначалась королем, в силу этого они проводили в жизнь установки, полусченные от короны.Серьезное беспокойство доставляли пуритане. У пуритан долгое время не было доктринальный расхождений с официальной церковью. Но они не были согласны с тем, что духовная сфера подчинена светской и король является главой церкви. Они выражали недовольство ее устройством. Пуритане добивались, чтоб духовенство во время службы не носило богато украшанных риз и одежд. Главным способом духовного просвещения начеления они считали не молитвенник и службу, а совместное или индивидульное чтение Священного Писания и проповедь. Пуритане не принимали иерархически выстроенную официальную церковь во главе с королем, епископами и прелатами и полагали, что светская власть должна быть отделена от церковной.
Одна группа пуритан (пресвитариане) по примеру кальвинистской Женевы добивалась того, чтобы церковная организация строилась на принципах выборности общинами светских старейшин и пасторов (пресвитеров).
Другое направление представляли конгреционисты, или индепенденты, отвергающие любой официально установленный религиозный порядок. Пресвитериане хотели преобразовать существующую церковь изнутри, а индепенденты сознательно выводили себя за её пределы. Они пропагандировали широкую веротерпимость и свободу совести. Любое государственное управление в церковной сфере индепенденты расценивали как деспотизм. В начале XVII в. индепенденские конгрегации, спасаясь отрелигиозного преследования, организовали широкий отъезд своих сторонников в Америку.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Яков I придерживался мирной внешней политики. В 1604 г. он заключил мирный договор с Мадридом, закончив почти двадцатилетнюю войну. Договор дал возможность купцам торговать в испании, не боюсь преследований инквизиции. Однако рынки испанских колоний в Америке, о которых англичане давно мечтали, продолжали оставаться для них закрытыми. В дальнейшщем король во что бы то ни стало стремился удержать Англию от втягивания в конфликт. В то время как большинство его протестантских подданных надеялись, что Англия будет продолжать политику Елизаветы и бороться с Конрреформацией, король полагал, что назревающий в Европе конфликт между государствами Протестантской унии и Католической лиги (30-летняя война) должен быть разрешен с помощью переговоров. За несколько месяцев до смерти под давлением общества, сына и фаворита Якав I был вынужден начать войну. В том же году Карл женился на французской принцесссе Генриетте Марии. Для большинства англичан французская католичка была ничем не лучше испанской (на которой собирали женить наследника ранее). Брачный договор предполагал разрешение католической мессы в личной часовне королевы и послабления в отношении католиков. В пораженной ксенофобией стране это вызвало новые страхи и подозрения.
КАРЛ I
Карл I Стюарт (1625-1649) последовательно разделял идею о божественном характере монархической власти. Всякое несогласие он воспринимал как покушение на королевкое величие. Он упорно стоял на своем и гнул свою линию, когда в это не было большой необходимости. Но после длительного упорства мог вдруг проявить слабость.
В 1629 г. собралась последняя сессия предреволюционного времени, которая потребовала от короля прекратить сбор некоторых традиционных пошлин, не согласованных с парламентом. Парламентарии бурно обсуждали состояние религии в стране, которой, как им казалось, угрожают проповеди близких королю священников и церковные назначения. Депутаты заявили, что именно парламенту принадлежит «полная власть» определять религию. Они подготовили ремонстрацию. Карл Стюарт был вынужден распустить парламент, не получив субсидии. Четырнадцать самых красноречивых и сроптивых членов парламентаподверглись тюремному заключению.
Следующие одинадцать лет Карл I обходился без парламента. За это время возникшие в первые годы правления трещины между ним и обществом превратились в непреодолимые рвы. Лишившись возможности получать финансовую помощь от подданных, Карл не мог продолжать войну. Мир с Испанией был встречен как поражение протестантского дела и шокоровал даже нескольких приближенных монарха. Длительное беспарламентское правление Карла, сомнительные способы получения денег от подданных давали современникам повод подозревать короля в авторитаризме или даже деспотизме.
Распоряжения Карла относительно Шотландии вызвали там широкое недовольство аристократии и дворянства. Он нуждался в увеличении финансовых поступлений и распорядился вернуть все земельные пожалования короне и церкви, которые были сделаны от имени шотландских королей с 1540 г. В 1636 г. Карл послал рекомендацию шотландским епископам руководствоваться в богослужении англиканским молитвенником. Были изданы каноны для шотландской церкви. Желание Карла ввести церковное единообразие в пределах всего острова подтолкнуло пресвитерианских священников и старейшин к объединению. Пробудилось национальное чувство, которому, как казалось, угрожают английские порядки. Летом и осенью 1637 г. в Эдинбурге прошли первые народные волнения, сопровождаемые насилием против епископов. Шотландский Тайный совет советовал королю приостановить действие молитвенника,но Карл осталмся непреклонен. Он повелел Тайному совету покинуть Эдинбург, ввести молитвенник и наказать мятежников. 19 февраля 1638 г.королевская прокломация была оглашена… на улицы высыпали толпы протестующих. В марте 1639 г. ковенантеры (сторонники нацтионального Ковенанта в Шотландии – соглашения об объединении для защиты религии) захватили несколько крепостей, среди которых оказался Эдинбургский замок. К маю 1639 г. королевская армия была сосредоточена у границ Шотландии, но она имела слабую мотивацию. Армия шотландцев была лучше подготовлена.
В сентябре 1639 г. в Лондон прибыл отозванный королем из Ирландии Страффорд (лорд-наместник Ирландии). На одном из заседаний комитета он впервые высказал мысль о необходимости для продолжения войны созвать английский парламент. Депутатов созвали, чтобы они дали денег для продолжения войны. Этот парламент за непродолжительность работы (около двух недель) получил название «Короткого». В начале мая Карл не дождавшись субсидий распустил Парламент и продолжил войну.
ВОПРОСЫ:
1. Как вы оцениваете политику первых Стюартов (Якова I и Карла I)? Какие видите в ней положительные и отрицательные моменты? Как эта политика сказаласьна развитии обшества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: