Летний семестр 7 страница

Спирмен полагал, что фактор g -это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии". Проанализировав тесты, которые наиболее ярко представляли общий фактор интеллекта, Спирмен пришел к выводу, что уровень умственной энергии обнаруживает себя в способности выявлять связи и соотношения как между элементами собственных знаний, так и между элементами содержания тестовой задачи.

Действительно, последующие исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору g обычно имеют следующие тесты: "Прогрессивные матрицы" Равена, обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур, вербальные аналогии (задачи на установление сходства двух понятий, а также задачи на установление связи между двумя понятиями с последующим поиском третьего понятия, которое будет воспроизводить эту связь), угадывание содержания представленных в визуально неопределенной форме картинок, классификация фигур, понимание текста и т.п.

В свою очередь, минимальную нагрузку по этому фактору имеют такие тесты, как узнавание слов и чисел, вычеркивание определенных букв, скорость сложения чисел, заучивание и т.п. Дж. Томпсон на этом основании сделал вывод о том, что задачи, характеризующие общий интеллект, - это "...задачи на выявление связей, которые требуют выхода за пределы усвоенных навыков, предполагают детализацию опыта и возможность сознательного умственного манипулирования элементами проблемной ситуации" (Thompson, 1984, р. 468).

Таким образом, Спирмену удалось разграничить уровневые свойства интеллекта (показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций) и его комбинаторные свойства (показатели способности выявлять связи, имплицитно заданные в том или ином содержании). Иными словами, впервые была поставлена проблема репродуктивных и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности.

Единственное, что нарушало убедительность теоретических воззрений Спирмена, - это факт существования высоких корреляций между определенными, сходными по содержанию тестами. Данное обстоятельство вынуждало к признанию наличия парциальных когнитивных механизмов (иначе говоря, различающихся между собой способностей), что, безусловно, никак не совмещалось с идеей универсального единства всех видов интеллектуальной деятельности.

В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна возможность существования общего интеллекта отвергалась. Прокоррелировав результаты выполнения испытуемыми 60 разных тестов, предназначенных для выявления самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун получил более 10 групповых факторов, 7 из которых были им идентифицированы и названы "первичными умственными способностями":

S - "пространственный" (способность мысленно оперировать пространственными отношениями);

Р - "восприятие" (способность детализировать зрительные образы);

N - "вычислительный" (способность выполнять основные арифметические действия);

V - "вербальное понимание" (способность раскрывать значение слов);

F - "беглость речи" (способность быстро подобрать слово по заданному критерию);

М - "память" (способность запоминать и воспроизводить информацию);

R - "логическое рассуждение" (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур).

Соответственно был сделан вывод о том, что для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный IQ-показатель, но, скорее, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны в терминах профиля уровня развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. Поэтому данная теория получила название "многофакторной теории интеллекта" (Thurstone, 1938).

Однако достаточно быстро выяснилось, что представление о существовании некоторого множества самостоятельных интеллектуальных способностей не может быть принято безоговорочно. Так, было отмечено, что между тестами, использованными

Терстоуном, как правило, наблюдаются положительные корреляции. Этот факт вынуждал вернуться к идее общего когнитивного "знаменателя" большинства тестовых результатов. Кроме того, проведение факторного анализа 2-го порядка (то есть факторизация корреляций всех возможных пар факторов) показало возможность объединения "первичных умственных способностей" в более обобщенный фактор, аналогичный спирменовскому фактору g (Brody E., Brody N., 1976).

Таким образом, поскольку результаты исследований Терстоуна не исключали возможности существования общего фактора, точно так же и результаты Спирмена - существования групповых факторов, то получалось, что и двухфакторная, и многофакторная теории интеллекта - это фактически одна теория, имеющая дело с описанием одного и того же феномена с подчеркиванием в нем либо общего (Спирмен), либо специфического (Терстоун).

Тем не менее дальнейшее развитие представлений о природе интеллекта в тестологическом его понимании было связано с обоснованием, с одной стороны, "целостности" интеллекта и, с другой стороны, - его "множественности".

Первая линия (признание общего интеллекта) представлена работами Р. Кеттелла, Ф. Вернона, Л. Хамфрэйса и др. Так, Кеттелл, используя большой набор тестов и процедуру факторного анализа (технику наклонной ротации), получил некоторое количество первичных факторов. Эти данные он взял как основу для факторного анализа 2-го порядка. В итоге он смог описать 5 вторичных факторов. Два из них характеризовали спирменовский g -фактор, но уже разделенный на два компонента: gc -"кристаллизованный интеллект", представленный тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов и т.п., и фактор gf - "текучий интеллект", представленный тестами на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции и т.д. Кроме этих базовых интеллектуальных способностей, Кеттелл идентифицировал три дополнительных фактора: gv - "визуализация" (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), gm -"память" (способность сохранять и воспроизводить информацию) и gs -"скорость" (способность поддерживать высокий темп реагирования) (Cattell, 1971).

По мнению Кеттелла, кристаллизованный интеллект - это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы, его основная функция - быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Вместо одного (общего) интеллекта появилось, таким образом, уже два интеллекта с радикально разными механизмами.

Впоследствии выяснилось, что разделение общего интеллекта на два типа умственных способностей - кристаллизованные и текучие - носит достаточно условный характер. Во-первых, по данным самого Кеттелла, факторы gc и gf коррелировали между собой на уровне r = 0,40-0,50, причем в оба эти фактора примерно с одинаковым весом входили одни и те же тесты, характеризующие способность к установлению семантических связей (тест аналогий и тест формальных суждений). Во-вторых, Л. Хамфрейс, реинтерпретировав данные Кеттелла, получил единый "интеллектуально-образовательный фактор", одновременно включающий и gc, и gf (Humphreys, 1967).

Итак, Кеттелл выделил две стороны в работе интеллекта: одна из них обусловливается влияниями окружающей среды, другая - особенностями строения и функционирования

головного мозга. Тем не менее факт взаимозависимости gc и gf (кстати, характерно, что эти два измерения наиболее высоко коррелируют у лиц, имеющих сходный образовательный и культурный уровень) вновь поднял вопрос о природе некоторого общего механизма, в той или иной мере проникающего во все виды интеллектуальной деятельности и предопределяющего наличный уровень как gc, так и gf,. Иными словами, исследования Кеттелла, начавшись с утверждения о существовании спирменовского общего фактора интеллекта, фактически доказали сложность его устройства. Однако полученные результаты вынуждали снова вернуться к идее общего интеллекта - уже в иной, не-спирменовской интерпретации.

Аналогичная линия в трактовке интеллекта, связанная с подчеркиванием единого основания интеллектуальной деятельности, характерна для исследований Дж. Равена. Работая над проблемой источников умственной отсталости и используя при этом интеллектуальную шкалу Стэнфорд-Бине, Равен отметил громоздкость последней и сложность интерпретации полученных результатов. Будучи учеником Спирмена, он придерживался той точки зрения, что умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию).

Пытаясь найти способ измерения продуктивных возможностей интеллекта, Равен создал особый тест, ориентированный на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур ("тест прогрессивных матриц") (Raven J.С., 1960). Неоднократно отмечалось, что тест Равена является одним из наиболее "чистых" измерений g. Кроме того, диагностируемые с помощью матриц Равена продуктивные свойства интеллекта гораздо лучше предсказывают интеллектуальные достижения человека по сравнению с репродуктивными свойствами, диагностируемыми вербальными тестами типа теста запаса слов (Raven J., 1985). Впоследствии успешность выполнения теста "Прогрессивные матрицы" стала интерпретироваться как показатель способности к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний (Raven J., 1989).

Таким образом, на этом этапе в рамках тестологической парадигмы был сделан существенный шаг в развитии представлений о природе интеллекта, обусловленный пониманием того обстоятельства, что интеллект не может быть сведен к степени выраженности определенных познавательных функций либо к совокупности усвоенных знаний. Интеллект определяется как продуктивная способность, обеспечивающая возможность выявления связей и отношений в заданных тестовых ситуациях.

Дальнейшее углубление идеи целостности человеческого интеллекта характеризуется разработкой иерархических теорий интеллекта. Так, Ф. Верной на основе факторного анализа получил фактор g, включающий порядка 52% всех интеллектуальных функций. Этот фактор распадается на два основных групповых фактора: V: ED (вербально-цифровой-образовательный) и К: М (механико-пространственно-практический). Данные факторы, в свою очередь, включают так называемые второстепенные групповые факторы, характеризующие частные интеллектуальные способности. Последние также разделяются на некоторое множество специфических факторов, представляющих каждую отдельную тестовую методику и образующих самый нижний, четвертый уровень этой интеллектуальной иерархии (Vernon, 1965).

В более сложной форме представление об иерархическом строении различных проявлений интеллектуальной деятельности было развито в радиально-уровневой теории интеллекта Л. Гуттмана. По мнению этого автора, тесты могут различаться как по степени сложности относительно одной и той же способности (например, в рамках способности оперировать цифрами разные тесты могут различаться по уровню трудности их исполнения), так и по типу сложности относительно одной и той же способности (например, задания на выявление закономерности могут быть представленными на разных типах материала в виде цифр, понятий, оценок поведения других людей и т.д.). В первом случае можно говорить о "простом порядке сложности" ("вертикальный" принцип организации тестовых заданий), во втором - о "круговом порядке сложности" ("горизонтальный" принцип организации тестовых заданий) (Guttman, 1955).

Главным теоретическим результатом вышеперечисленных исследований явилось признание существования "общего интеллекта", то есть некоторого единого основания, с большим или меньшим удельным весом представленного в разных видах интеллектуальной деятельности. В свою очередь, ценность положения об иерархической организации интеллектуальных функций заключалась в выделении высших и низших уровней интеллектуальной активности, а также в идее наличия управляющих влияний в системе интеллектуальных компонентов разной степени общности.

Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включала 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра - 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов. В данном случае мы сталкиваемся с фактической подменой понятий: измерение "общего интеллекта" (general intelligence) превратилось в измерение "интеллекта в среднем" (intelligence in general) (Tuddenham, 1962).

Вторая линия в развитии тестологических исследований была связана с дальнейшей разработкой идеи Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей. Яркий пример такого подхода - структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда (Гилфорд, 1965). В отличие от теории Терстоуна, в которой факторный анализ служил средством выявления "первичных способностей", в теории Гилфорда факторный анализ выступал как средство доказательства предварительно сконструированной теоретической модели интеллекта, постулирующей существование 120 узкоспециализированных независимых способностей. В частности, при построении "структурной модели интеллекта" Гилфорд исходил из трех основных критериев, позволяющих описать и конкретизировать три аспекта интеллектуальной деятельности.

  1. Тип выполняемой умственной операции:
  • 1) познание - опознание и понимание предъявленного материала (например, узнать предмет по неопределенному силуэту);
  • 2) конвергентная продуктивность - поиск в одном направлении при получении одного-единственного правильного ответа (обобщить одним словом несколько понятий);
  • 3) дивергентная продуктивность - поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов (назвать все возможные способы использования знакомого предмета);
  • 4) оценка - суждение о правильности (логичности) заданной ситуации (найти фактическое либо логическое несоответствие в картинке);
  • 5) память - запоминание и воспроизведение информации (запомнить и назвать ряд цифр).
  1. Содержание интеллектуальной деятельности:
  • 1) конкретное (реальные предметы или их изображения);
  • 2) символическое (буквы, знаки, цифры);
  • 3) семантическое (значение слов);
  • 4) поведенческое (поступки другого человека и самого себя).
  1. Разновидности конечного продукта:
  • 1) единицы объектов (вписать недостающие буквы в слова);
  • 2) классы объектов (рассортировать предметы на группы);
  • 3) отношения (установить связи между объектами);
  • 4) системы (выявить правило организации множества объектов);
  • 5) трансформации (изменить и преобразовать заданный материал);
  • 6) импликации (предвидеть результат в рамках ситуации "что будет, если...").

Таким образом, с одной стороны, если быть теоретически последовательным, то, согласно Гилфорду, для уверенного определения уровня интеллектуального развития конкретного человека во всей полноте его интеллектуальных способностей необходимо использовать 120 тестов (5 Ч 4 Ч 6). С другой стороны, если быть последовательным с позиции здравого смысла, то такая затея заведомо бесперспективна. Заметим, что в этой и ей подобных ситуациях поневоле вспоминаешь старый и до сих пор безответный вопрос о мере сбалансированности соображений высокой теории и соображений здравого смысла как одном из критериев истинности научного знания.

Гилфорд, как известно, стоял на позиции принципиального отрицания реальности общего фактора интеллекта, ссылаясь, в частности, на низкие корреляции между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Однако дальнейшая проверка структурной модели показала следующее. Во-первых, при контроле надежности использованных Гилфордом тестов до 98 % всех тестовых показателей положительно коррелируют между собой на разных уровнях значимости (Brody E., Brody N., 1976). Во-вторых, показатели так называемых независимых измерений фактически объединяются в более общие интегративные факторы, например, практически идентичными оказались операции "познание" и "конвергентная продуктивность" на символическом материале (буквы, цифры, слова) (Bachelor P., Bachelor В., 1989). Заметим, что впоследствии сам Гилфорд пришел к выводу, что при оценке определенных способностей необходимо апеллировать к интегральным показателям: в частности, для измерения возможностей семантической памяти надо учитывать все разновидности

конечных "продуктов", а для измерения эффективности семантических процессов - все типы "операций" и "продуктов".

Дж. Кэррол, применив для обработки своих тестовых данных факторный анализ и опираясь при интерпретации полученных результатов на идеи когнитивной психологии (в частности, на положение о решающем значении процесса переработки информации), получил 24 фактора интеллекта: мысленное оперирование образами, вербальная беглость, силлогистические умозаключения, чувствительность к противоречию и т.д. (Carroll, 1976).

Р. Мейли, попытавшись соотнести идеи и методы тестологического исследования (в частности, "структурную модель интеллекта" Дж. Гилфорда) с теоретическими позициями гештальт-психологии (в частности, положением о ключевой роли процесса структурирования образа ситуации), выделил и интерпретировал 4 фактора интеллекта: сложность (способность дифференцировать и связывать элементы тестовой ситуации), пластичность (способность быстро и гибко перестраивать образы), глобальность (способность из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ), беглость (способность к быстрому порождению множества разнообразных идей относительно исходной ситуации) (Meili, 1981).

Более поздние варианты тестологических теорий интеллекта не привнесли, судя по всему, каких-либо принципиальных изменений в систему исходных тестологических установок. Так, А. Ягер в рамках своей "берлинской модели структуры интеллекта", построенной на основе обследования 545 студентов высшей школы с использованием 191 теста, постулировал два измерения интеллектуальной деятельности: операции (в том числе скорость, память, креативность и сложные процессы переработки информации) и содержание (в том числе вербальное, цифровое, образно-наглядное). Общий интеллект, по его мнению, есть продукт пересечения всех типов операций и всех типов содержаний (Jager, 1984).

В дальнейшем представление о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашло своеобразную реализацию вне рамок тестологии в теории "множества интеллектов" Г. Гарднера, который описал несколько независимых типов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный (Gardner, 1983).

Как можно видеть, во всех тестологических теориях интеллекта (двухфакторной, многофакторной, иерархической, кубической, радиально-уровневой) в различном виде варьирует представление о так называемых факторах интеллекта в диапазоне от 1 до 120.

В итоге, на наивный, но тем не менее вполне законный вопрос: "Сколько же на самом деле существует интеллектов?" - тестология так и не смогла дать однозначный ответ. Кроме того, как дамоклов меч, в течение многих десятилетий над всеми этими теориями висел еще один вопрос: являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа "первичных умственных способностей" либо это всего лишь форма классификации используемых тестовых заданий?

Дискуссии, длившиеся многие десятки лет и связанные с попыткой утвердить определенное понимание природы интеллекта, в конечном счете привели к парадоксальному результату. Сторонники идеи общего интеллекта в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность вынужденно убеждались, что общий интеллект - не более чем формально-статистическая абстракция по отношению

к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности. В свою очередь, представители идеи интеллекта как коллекции способностей также вынужденно приходили к выводу о наличии влияния некоторого общего начала, представленного в различных видах интеллектуального исполнения.

Круг, таким образом, замыкался. По-видимому, именно острота положения дел в тестологических исследованиях интеллекта подвела А. Дженсена, идеолога тестологии и горячего сторонника использования интеллектуальных тестов, к следующему пессимистическому утверждению: "...бессмысленно обсуждать вопрос, на который нет ответа, - вопрос о том, что в действительности представляет собой интеллект" (Jensen, 1969, р. 5-6). Не странно ли: тестологические теории, построенные на объективных методах измерения интеллекта, привели тестологию к признанию того, что изучение интеллекта как психической реальности невозможно.

Современная тестология, по-прежнему основываясь на измерительном подходе в исследовании интеллекта, пошла по пути ограничения содержания понятия "интеллект" с тем, чтобы избежать указанных выше сложностей и сделать интерпретацию результатов тестирования более корректной. В частности, Г. Айзенк разграничил понятия "биологический интеллект", "социальный интеллект" и "психометрический интеллект" (Айзенк, 1995). Психометрический интеллект - это психическое свойство, измеряемое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно уровень психометрического интеллекта соотносится с успешностью выполнения интеллектуальных тестов типа Прогрессивных матриц Равена, шкалы Векслера, DAT (Дифференциального теста способностей) и т.п.

Ряд исследований психометрического интеллекта, выполненных под руководством В.Н. Дружинина, позволил уточнить его структуру. Были проанализированы соотношения между вербальным (смысловым), пространственным и числовым (знаково-символическим) факторами в структуре психометрического интеллекта, что дало основание предположить существование иерархической очередности формирования этих факторов в онтогенезе: первой ступенью является вербальный интеллект, связанный с усвоением языка, затем на его основе складывается пространственный интеллект и, наконец, последним по времени формирования появляется формальный (или знаково-символический) интеллект. При этом в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта выступает "поведенческий" интеллект (Дружинин, 1999).

На основе обобщения результатов тестологических исследований В.Н. Дружининым была разработана модель "интеллектуального диапазона", в рамках которой удалось соотнести такие важные для измерительного подхода явления, как уровень психометрического интеллекта, индивидуальная продуктивность субъекта в той или иной сфере деятельности (творческой, учебной, профессиональной), "нижний" и "верхний" пороги индивидуальных интеллектуальных достижений (Дружинин, 1998).

Подведем некоторые итоги. В рамках традиционных тестологических представлений вопрос о природе интеллекта остается открытым. Если интеллект обнаруживает себя исключительно в тестовой ситуации, то идентичен ли этот тип интеллектуального поведения интеллектуальным возможностям человека за пределами тестовой ситуации в условиях его реальной жизнедеятельности? Если интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта, то, что именно измеряет конкретный тест (например, тест Векслера или тест Равена)? Общий фактор интеллекта? Частные интеллектуальные

способности? Ситуативную форму интеллектуальной активности? Социо-экономический статус семьи тестируемого?

Компромисс компромиссу рознь. Компромиссы по типу "эффекта страуса" бессмысленны, ибо, засунув голову в песок, наивно надеяться на спасение от преследователей. Изучать психометрический интеллект и вести дискуссии по полученным результатам можно еще очень долго, испытывая при этом некоторое чувство гордости за то, что занимаешься объективным научным исследованием (хотя, с другой стороны, как можно гордиться тем, что ты изучаешь то, не зная, что?). Однако понятие психометрического интеллекта, на мой взгляд, только обострило противоречия, характерные для тестологических теорий интеллекта. Об этих противоречиях и пойдет речь в следующем разделе.

Специальность: для студентов 1 курса всех факультетов

Язык обучения: русский; Семестр 1-2

Группы – ТМО- 12 +МС-12 +НГД-12+ СТР-12+ХТОВ-12+ХТНВ-12+ПСМ-12+ССМ-12+ВМ-12+РХ-12+ВС-12+ТППЖ-12+БЭК-12+БУА-12+БФ-12

Преподаватели, ответственные за разработку тестов – старший преподаватель Хайдаров.Е.Е.,Рамазанова Г.Е

Уровень Вопрос Тема А)   В) С) D) Е)
    В наскальном искусстве эпохи бронзы излюбленным сюжетом был образ:   Двугорбого верблюда-бактриана Солнца Неба Ритуальных танцев Сцен охоты
    Титул «шаньюй» носил правитель племени:   Гуннов   Канглов Усуней Саков Тюрков  
    Назовите культуру поздней бронзы:   Бегазы-Дандыбаевская Федоровская Алакульская Кельтеминарская Нуринская
    Крупнейшим скоплением наскальных рисунков эпохи андроновцев является урочище:   Тамгалы   Ушбулак   Арыстанды   Батпак   Токалы
    Персидский царь, погибший в войне с саками:   Кир   Ксеркс   Дарий III   Дарий I   Дарий II  
    В Греции в составе персидской армии воевали:   Саки   Усуни Гунны   Кангюи Сарматы
    Древний город эпохи бронзы:     Аркаим   Яссы   Отрар Испиджаб Сайрам
    Историческая общность «отцовский род» относится к эпохе:   Бронзового века Раннего палеолита Среднего палеолита Позднего палеолита Неолита
    Орнамент, характерный для керамических изделий эпохи неолита?   Геометрический Растительный Точечный Животный Горизонтальный
    Какой вид захоронения характерен для поздней бронзы?   Погребение в согнутом виде Трупосожжение Мумифицирование Сожжение вместе с мавзолеем Погребение в вытянутом положении
    Отгонное-это скотоводство:   Полукочевое Домашнее Кочевое Оседлое Пастушеское
    Что считают прототипом юрты?     Круглое жилище андроновцев Пещера Шалаш Сибирский чум Шатер
    Когда начали изготавливать керамику?   В неолите В мезолите В среднем палеолите В позднем палеолите В раннем палеолите
    Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии?   Андроновская Бегазы-Дандыбаевская Тамгалинская Федоровская Алексеевская
    С кем вели войны саки в 6 веке до нашей эры?   Персами Греками Гуннами Аланами Монголами
    К какому стилю относятся изделия и предметы, найденные в сакских курганах?   Звериному стилю Китайскому стилю Персидскому стилю Согдийскому стилю Птичьему стилю
    Как назывался правитель усуней?   Гуньмо Шадтутук Каган Эльтебер Хан
    «Золотой человек» из сакского кургана был открыт в:   В 1969 году В 1968 году В 1967 году В 1966 году В 1965 году
    Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев:   Авеста Шахнаме Рамаяна Руника «Книга сказаний»
    Кого называли носящие «остроконечные шапки»?   Саки-тиграхауда Саки-хаомоварга Саки-парадарья Массагеты Даи
    Как называли саков иранские источники?   «Туры с быстрыми конями» «Могучие мужи» Куманы Половцы Скифы
    Как звали сакского пастуха, совершившего подвиг в войне с персами?   Ширак Амага Рустам Камбиз Фадлан
    Племена саков-парадарайя расселялись на территории   Приаралья и низовьях Сырдарьи Тянь-Шаня Семиречья Южного Казахстана Западного Казахстана
    Города Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками   Саков Усуней Сарматов Гуннов Канглов
    По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против   Китая Рима Греции Карфагена Египта
    Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был:   Южный Казахстан Северный Казахстан Западный Казахстан Центральный Казахстан Северо-восточный Казахстан
    Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись его близкие родственники, носившие титул:   Темники Нойоны Тысячники Десантники Сотники
    Где проживали сарматы?   в Западном Казахстане в Северном Казахстане в Южном Казахстане в Восточном Казахстане На Тянь-Шане
    Сколько племен насчитывалось у гуннов?            
    Передвижение гуннов положило начало:   Великому переселению народов Великим Географическим открытиям Реформации Неолитической революции Первому общественному разделению труда
    На каком языке говорили племена гуннов:   На древнетюркском На арабском На греческом На иранском На кыпчакском
    Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя:     Модэ   Чжи Чжи Атиллы Германа Ксеркса
    Племена эпохи железа, у которых общественная роль женщины была выше, чем в других кочевых племенах населявших Казахстан:   Сарматы Гунны Скифы Саки Усуни
    Реконструкцию обликов древних жителей Жетысу по их останкам сделал ученый-антрополог:     Герасимов Андрианов Алпысбаев Акишев Маргулан
    Регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось:     Во II в. до н.э. в I в. до н.э. в I в. н.э. во II в. н.э. в III в. н.э.
    В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играли:     Женщины Мужчины Старейшины рода Военачальники Войны
    О сарматах оставили письменные свидетельства:   Древнегреческие историки Древнеримские историки Китайские историки Персидские историки Монгольские историки
    К падению Римской империи привело нашествие:   Гуннов Усуней Канглов Саков Сарматов
    В период зависимости от Жужанского каганата тюрки платили им дань:   Железом Медью Оловом Серебром Золотом
    Организатором борьбы тюрков против жужаней и основателем тюркской государственности является:   Бумын - каган Истеми каган Мукань каган Тобджабгу Узбек каган
    На какой территории Казахстана постоянно проживали кимаки?   На северо-востоке На западе На юге На востоке На севере
    В государстве Караханидов появился термин «Икта», который означает:   Право на сбор налогов Объявление войны Городской глава Правитель государства Посол государства
    Причины распада Тюргешского каганата?   Арабо-китайские нашествия Завоевания кипчаков Нашествие огузов Народные восстания Неудачные походы
    В качестве государственной религии караханиды приняли:   Ислам Буддизм Конфуцианство Христианство Манихейство
    Родоначальником племени тюргешей был:   Уч-элик каган Мукан каган   Сулук каган   Бильге каган   Есен буга  
    Назовите столицу Огузов?   Янгикент Сайрам Туркестан Баласагун Отрар
    Определите тип государства в Казахстане в 6-10 веках?   Раннефеодальное Первобытнообщинное Родоплеменное Классовое Централизованное
    В каких источниках впервые в 542 году упоминается этноним «тюрк»?   Китайских Арабских Греческих Персидских Монгольских
    Кто из правителей тюргешей возглавил борьбу против арабов?   Сулук Уч-элик-каган Сакал Мукан-каган Ток-джабгу
    У какого города в 751 году произошла битва между арабами и китайцами?   у города Атлаха у города Отрара у города Бухара у города Суяб у города Фергана
    В Западнотюркском каганате существовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди:   Для прохождения военной службы Для уплаты налогов Для охраны границ государства Для сбора налогов с населения Для учебы
    Династия Саманидов объявила войну карлукам с целью распространения:   Ислама Буддизма Христианства Синтоизма Иудаизма
    Каким письмом были написаны тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина?   Руническим Согдийским Арабским Клинописью Уйгурским
    Для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном продукцию   Животноводства Зерна Ювелирные изделия Предметы вооружения Посуду и инвентарь
    В союзе с каким государством Огузы в 965 году разбили Хазарский каганат, а в 985 году Волжскую Булгарию?   с Киевской Русью с Монголией с Китаем с Тюргешским каганатом с Карлукским каганатом
    У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, с которых не взимались налоги, назывались:   Вакф Мильк Икта Зякет Ушур
    В составе какого государства были кипчаки в 8-11 веках?   Кимаков Карлуков Тюргешей Огузов Караханидов
    Правом наследия власти обладали не только мужчины, но и женщины в государстве:   Каракитаев   Карлуков Огузов Кимаков Тюргешей
    Кто автор поэмы «Кутадгу билик»?   Ю. Баласагуни А. Яссауи М. Кашгари Аль-Фараби Коркут
    Где находится мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи?   в Туркестане в Отраре в Таразе в Мерке в Сыгнаке
    До вторжения в Казахстан Чингисхан покорил:   Якутов, киргизов, уйгур, Северный Китай Иран и Пакистан Турцию и Кавказ Россию и Китай Китай и Индию
    Вторжение монголов на территорию Казахстана началось в:   1219 году   1218 году     1217 году     1216 году     1215 году  
    В 1312 году ислам был объявлен государственной религией:   В Золотой Орде   В Тюркском каганате В Тюргешском каганате В государстве Караханидов В Казахском ханстве
    Причина ослабления Ак Орды   Походы Тимура   Походы калмыков Борьба с Могулистаном Борьба с Ногайской Ордой Борьба с Золотой Ордой.  
    Оборону города Отрар против монголов возглавил   Гайир-хан   Кадыр-хан   Караджа-хан.   Шах-Малик   Хорезмшах Мухаммад  
    Шайбанид Абулхаир был избран ханом в:   1428 году   1424 году   1418 году   1432 году     1440 году
    Последний хан Ак Орды:   Барак Узбек Касым Джанибек Абылай
    Столицей государства Тамерлана в Средней Азии был город:   Самарканд   Хива Ташкент Ургенч Бухара
    Обособление Ногайской Орды началось при:   Едыге Джанибеке Нур-ад-Дине Мамае Тохамыше
    Эмир Тимур умер в 1405 году на пути в Китай в городе:   Отрар Сыгнак   Баласагун   Тараз Сайрам  
    Земли с населением, которые Чингисхан разделил между сыновьями, назывались:   Инджу Зякет Сойургал Ушур Харадж
    Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью разбить   Джунгар Калмыков Монголов Киргизов Уйгуров
    С 1428 по 1468 гг. на территории от Урала на западе до Балхаша на востоке правил   Абулхаир Есен Буга Каир хан Касым хан Жанибек
    Основателями Казахского ханства являются:   Джанибек и Гирей Джучи и Чагатай.   Тимур и Шайбан Абулхаир хан и Есен-Буга Бурундук и Касым
    Казахское ханство в начальный период образования занимало территорию:   Долины Чу и Таласа От Иртыша до Урала Междуречья Волги и Урала Семиречье и Восточный Туркестан Междуречье Сырдарьи и Амударьи  
    При Касым хане границы Казахского ханства на северо-западе расширились до:   бассейна реки Урал   Алтая Тарбагатая Крыма Маньчжурии
    В годы правления Есима Бухарский хан, расторгнув договор начал новые походы, начавшаяся казахско-бухарская война длилась     20 лет 25 лет 30 лет 35 лет 40 лет
    Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства в результате успешной внешней политики:     Есима Касыма Тауке Таукеля Есторе
    Посольские контакты Казахского ханства с Московским государством начались при хане:   Касыме Хакк-Назаре   Бурундуке Жангире   Есиме  
    Население Казахского ханства достигло 1 млн. человек в годы правления:   Хана Касыма Хана Тауке   Хана Хайдара   Хана Есима   Хана Бурундука
    В первой половине XVI в., в результате кризиса и распада Ногайской Орды, часть племен откочевывают:   в Казахское ханство в Могулистан в ханство Абулхаира в Сибирское ханство в Астраханское ханство
    Правитель Казахского ханства Тауекел умер в 1598 г. от ран полученных при осаде города     Бухары   Ташкента Туркестана Акмечети Самарканда
    Восстановлением и расширением территории Казахского ханства в 1538-1580 гг. занимался сын Касыма     Хакназар Таукель Абулхаир Шигай Мамай
    Кто был ханом казахов в 1680-1718 годах?   Тауке хан Касым хан Жангир хан Абулхаир хан Назар хан
    Кто из ханов возглавил казахское войско в Орбулакской битве?   Жангир-хан Шигай хан Тауке хан Абылай-хан Есим-хан
    В казахском обществе претендовать на ханский титул могли   Султаны Атабеки Аксакалы Военачальники Батыры
    Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил   Хан Султан Бии Батыры Беки
    Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель:   Арыстанбаб Махмуд Кашгари Мухаммад Хайдар Бакыргани Кадыргали Жалаири  
    Свод норм обычного права хана Тауке:   «Жеты Жаргы»   Адат   Пять установлений   Степные законы Законы Казахского ханства
    Раскройте значение термина «жуз»?   Историко-хозяйственный регион Отдельное государство Отдельный народ Территория племен, говоривших на разных языках в пределах одного государства Территория племен, занимавшихся различными видами хозяйства в пределах одного государства
    Какие племена входили в Младший жуз?   Каракесек, адай Кыпчаки, аргыны Найманы, адай Уйсуни, албаны Керей, жалаиры
    Из какого сословия избирались казахские ханы в 16-17 веках?   Султанов Ходжей Биев Баев Имамов
    Укажите религиозный центр Казахского ханства?   Туркестан Сауран Сыгнак Отрар Сузак
    Как назывался налог в виде голов скота в пользу хана или султана?   Зякет Ушур Сойургал Хажар Кушир
    От несения повинностей в пользу хана в 15-17 веках освобождались:   Султаны Ходжи Баи Бии Аксакалы
    В целях предотвращения кровосмешения и рождения неполноценных детей по «Жеты-Жаргы» не разрешалось вступать в брак родственникам:   До седьмого поколения До шестого поколения До пятого поколения До четвертого поколения До третьего поколения
    Кочевники-скотоводы верили, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы?   Зенги баба Шопан ата Камбар ата Ойсыл ата Жер-ана
    Что означало, когда в народе говорили: «если появится Сириус, то вода станет холодной»?   Нельзя купаться Нельзя поить скот Нельзя поливать растения Нельзя перегонять скот Нельзя убираться
    Как скотоводы определяли стороны света?   Глядя на солнце Глядя на Луну Глядя на звезды По компасу По «Большой медведице»
    Какой подарок матери невесты делал жених?   Сут акы Тарту Калым Каде Тоймал
    Как назывался свадебный головной убор невесты?   Саукеле Кимешек Кундик Желек Жаулык
    За кражу скота и имущества вора по «Жеті Жарғы» наказывали:   Били плетьми Казнили Закидывали камнями Сажали в яму Приговаривали к повешению
    Кто платил ушур, харадж?   Земледельцы и ремесленники Ремесленники и скотоводы Кочевники Торговцы и ремесленники Скотоводы и земледельцы
    Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки:   У русских У китайцев У монголов У узбеков У киргизов
    Агрессивная политика Джунгарского ханства представляла собой реальную угрозу не только для казахов, но и для   России. Китая Ирана Монголии Японии
    В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них   Артиллерии Пушек Минометов Гранат Взрывчаток
    Первый курултай трех казахских жузов с целью создания единого ополчения против джунгар состоялся   в районе Каракумов в районе Ордабасы в районе Алаколя в районе Заилийского Алатау в Туркестане
    В 1710 г. по решению первого курултая трех жузов единое ополчение казахов против джунгар возглавил:   Богенбай батыр Раимбек батыр Кобланды батыр Наурызбай батыр Монке батыр
    В “Годы Великого бедствия” (1723-1727 гг.) особенно пострадала территория   Жетысу Южного Казахстана Западного Казахстана Центрального Казахстана Северного Казахстана
    В 1725 г. джунгарами были завоеваны города Казахского ханства:   Туркестан, Ташкент Ташкент, Акмечеть Туркестан, Акмечеть Акмечеть, Сауран Сауран, Туркестан
    В районе горы Ордабасы казахское войско было организовано и рассредоточено   По принципу принадлежности к жузам По принципу принадлежности к родам По принципу принадлежности к аулам По территориальному признаку По наличию оружия
    Кто возглавил объединенные силы ополчения трех казахских жузов в период джунгарской агрессии:   Абулхаир хан Абулмамбет Жанибек тархан Жолбарыс хан Семеке хан
    10 июля 1749 года в Младшем жузе на верность России присягал:   Нуралы хан Батыр Барак Семеке Ералы
    Начало присоединения Казахстана к России?            
    Кто принимал присягу у казахов на верность России?   Тевкелев Игельстром Годунов Татищев Чебуков
    Когда начинаются «Годы Великого бедствия»?   с 1723 года с 1726 года с 1727 года с 1731 года с 1735 года
    Какую песню сложил народ о «Годах Великого бедствия»?   Елим-ай Бозторгай Караторгай Асак-киик Ак жайык
    Кто из казахских батыров, прославился в борьбе с джунгарами?   Богенбай Сырым Раимбек Амангельды Исатай
    Сражение казахского ополчения с джунгарами в долине р. Аягуз состоялось:   в 1718 году в 1717 году в 1716 году в 1715 году в 1714 году
    В каком году произошло одно из крупных сражений на берегу р. Буланты, получившей название «Калмак Кырылган»?   в 1726 году в 1725 году в 1724 году в 1723 году в 1722 году
    О чем шла речь на встрече представителей трех жузов в ставке Тауке-хана в 1710 году?   Об организации единого казахского ополчения для отпора джунгарам О введении новых налогов О выборе хана Об организации набега на Джунгарию О заключении мирного договора
    Из какого рода был выходцем Раимбек батыр?   Албан Шекты Жалаир Адай Каракесек
    Кто из джунгарских правителей проявлял особую жестокость на казахских землях?   Цеван-Рабдан Галдан Бошокту Батур хунтайджи Лама Доржи Даваци
    По своим разрушительным последствиям «Годы Великого бедствия» сравнимы с:   Монгольским нашествием Кокандским нашествием Хивинским нашествием Бухарским нашествием Башкирским нападением
    В 1761 году Джунгария была превращена:   в наместничество Синь-Цзянь в провинцию Китая Передано казахам для кочевок Передано России Сохранено как независимое государство
    Когда Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство?   19 февраля 1731 года 19 февраля 1730 года 19 февраля 1729 года 19 февраля 1728 года 19 февраля 1727 года
    Вдохновителями национально-освободительной войны против агрессии джунгар были:   Толе би, Казыбек би, Айтеке би Шорман би, Мусса би Болат хан Жолбарыс хан Нуралы султан
    Укреплению позиции России в Казахстане в 30-е годы ХVШ в. способствовало строительство военных крепостей:   На реке Яик На берегу Урала В Прииртышье В Южном Казахстане В Западном Казахстане
    Правительство, создавая крепости на правобережье Иртыша, запретило казахам приближаться к русским укреплениям на расстояние     50 верст 40 верст 30 верст 20 верст 10 верст
    Когда был основан город Оренбург, сыгравший огромную роль в развитии русско-казахских отношений?   в 1735 в 1734 в 1733 в 1732 в 1731
    Когда была основана Семипалатинская крепость?   1718 год 1717 год 1716 год 1715 год 1714 год
    Дата окончательного присоединения Казахстана к России?   60-е годы 19 века 90-е годы 19 века 60-е годы 20 века 90-е годы 20 века 1731 год
    В чем была причина ослабления единства трех казахских жузов в первой четверти 18 века?   Смерть Тауке хана Смерть Болат хана Смерть Тауекель хана Смерть Есим хана Смерть Батыр хана
    Султан Абулхаир стал главным властелином Младшего жуза:   с 1723 года с 1725 года с 1726 года с 1727 года с 1729 года
    После смерти Абулхаира в 1748 г. ханом Младшего и части Среднего жузов был избран:   Нуралы Ералы Шигай Тауке Таукель
    В 1756-1757 гг. на территорию Казахстана вторглись   Китайские войска Русские войска Иранские войска Японские войска Монгольские войска
    Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте   15 лет 14 лет 13 лет 12 лет 11 лет
    Большое влияние на Аблая оказывал его советник, знаменитый акын   Бухар-жырау Умбет жырау Доспамбет Шалкииз Монке
    Кто был преемником Абылая?   Уали Касым Чингиз Шигай Нуралы
    Какому государству в 1756 году присягнул Абылай?   Китаю Россие Коканду Хиве Бухаре
    Одним из руководителей повстанческих отрядов в крестьянской войне под предводительством Пугачева принимал участие казахский батыр:     С.Датулы К.Касымов И.Тайманов Есет батыр А.Иманов  
    Сколько лет продолжалось восстание под руководством С.Датова?   14 лет 13 лет 12 лет 11 лет 10 лет
    Какого хана убили повстанцы С.Датова?   Есим хана Ералы хана Нуралы хана Жангир хана Каратай хана
    Главный результат восстания под руководством С.Датова?   Казахам разрешалось переходить на правый берег Урала для кочевания Усилилась колонизация края Казахи потеряли навсегда право кочевать между Уралом и Волгой Началось строительство военных линий Обострились отношения с Кокандом
    Кто был избран ханом Младшего жуза в результате восстания под руководством С. Датова?   Айшуак Есим Нуралы Барак Ералы
    Какую территорию охватило восстание 1783-1797 годах?   Младшего жуза Всего Казахстана Среднего жуза Старшего жуза Жетысу
    Восстание К.Касымова развернулось в казахской степи в годы правления:   Николая 1 Екатерина 2 Павел 1 Анны Иоанновны Александр 2
    Когда Кенесары Касымов были избран ханом?   в 1841 году в 1842 году в 1843 году в 1844 году в 1845 году
    Какой характер носило восстание под руководством К.Касымова?   Антиколониальный Антинародный Антифеодальный Антиправительственный Антикокандский
    В какой части Казахстана существовала Букеевская Орда?   Между Волгой и Уралом Северной Восточной Мангыстау Семиречье
    Кому были адресованы следующие слова Махамбета: «Ты коварный волк, а не хан! Ядовитая ты змея»?   Жангир хану Абулхаир хану Абылай хану Бокей хану Нуралы
    В 1797 г. по предложению О.А.Игельстрома на ханский трон Младшего жуза возводится лояльно настроенный к России, престарелый султан:   Айшуак Абулхаир Есим Тауке Таукель
    «Выбрать такого хана», который бы уважал голос народа, требовал   Сырым Датулы К.Касымов И.Тайманов Есет батыр А.Иманов  
    Внутренняя орда была обра

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow