Россия — Украина: история взаимоотношений

Список литературы.

Заключение.

Глава 3. Этно-конфессиональный фактор.

Глава 2. Природно-климатический фактор.

Глава 1: Геополитический фактор. Суть и его роль в развитии России.

Додаткова література

Основна література

Література до курсу

  1. Античность как тип культуры. – М., 1988.
  2. Возникновение и развитие земледелия. – М., 1967.
  3. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т - М., 1998.
  4. Город на традиционном Востоке. – М., 1988.
  5. История Востока: в 6-ти т. – М., 1995-2006
  6. Крижанівський О.П. Історія стародавнього Сходу. - К. 1998.
  7. Малерб М. Религии человечества. – М., - СПб.,1997.
  8. Массон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.
  9. Павленко Ю.В. Історія світової цивілізації: Соціокультурний розвиток людства: Навчальний посібник. - Київ, 1999.
  10. Религии в истории народов мира. – М., 1985.
  11. Религиозные традиции мира: В 2-х т. – М., 1996.
  12. Религии Древнего Востока. – М., 1995.
  13. Рубель М.І. Історія середньовічного Сходу. - Київ, 2000.
  14. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. - М., 1998.
  15. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. – М., 1990.
  16. Цивилизационные исследования. – М., 1996.
  17. Цивилизация в современном мире. – М., 1983
  18. Цивилизация и исторический процесс. – М., 1983
  19. Цивилизация. Культура. Личность. – М., 1999.
  20. Цивилизация: теория, история и современность. – М., 1989.
  21. Шейко В.М. Культура. Цивілізація. Глобалізація: в 2-х т. – Харків, 2001.
  22. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М., 1984.

1. Антонова А. История Индии. - М., 1979.

2. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. - М., 1990.

3. Бонгард-Левин Г.М. Индийская цивилизация. - М., 1993.

4. Блок М. Апология истории. - М., 1986.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: ХV-ХVІІІ вв.: в 3 т. - М., 1988-1992.

6. Бешем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

7. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности М. 1985.

8. Брагина Е. Индия: время экономических реформ // Мировая экономика и международные отношения. - №8. - 1998.

9. Бутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. - М., 1979.

10. Восток: рубеж 80-х годов. - М., 1983.

11. Восток в новое время: Экономика. Государственный строй – М., 1991.

12. Вайнтруб И.В. Священне лики цивилизаций. - Київ., 2001.

13. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.- С.-П., 2001.

14. Васильев Л.С. Курс лекций по средневековому Востоку (Ближний, Средний, Дальний Восток и Юго-Восточная Азия). – М., 1987.

15. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М., 1977.

16. Васильев Л.С. Культурно-религиозные традиции стран Востока. – М., 1976.

17. Васильев Л.С. Древний Китай. - М., 1995.

18. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.

19. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайськой цивилизации.-М., 1976.

20. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайськой мысли. - М., 1989.

21. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М., 1986.

22. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993

23. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. - М., 1989.

24. Гельбрас В. Реформы в КНР: проблемы оценки итогов // Мировая экономика и международные отношения. - №7. - 1995.

25. Гельбрас В. Куда идет Китай? // Мировая экономика и международные отношения. - №4. -1998.

26. Дилигенский Г. Глобализация в человеческом измерении // Мировая экономика и международные отношения. - № 7. – 2002. - С. 4-16.

27. Дубинский А.М. Лавров Н.М. Пробуждение Азии. - М., 1958.

28. Движение неприсоединения в документах и материалах. - М., 1975.

29. Древние цивилизации. Под. Ред. Г.М.Бончард-Левина – М. 1989.

30. Дьяконов И.М. Пути истории. - М., 1994.

31. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

32. Ерофеев Н.А. Английский колониализм в сер. ХІХ века. Очерки. - М., 1982.

33. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории ХІV –ХІХ. - М., 1991.

34. Зиновьев А.А. Запад: феномен западнизма. - М., 1995.

35. История всемирной литературы. - М., 1983.

36. Загорский А. Гражданское общество в Японии // Мировая экономика и международные отношения. - №6. - 1996.

37. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран 1516-1574. - М., 1984.

38. Иванова И.И. Турецко-арабские отношения и их место в системе международных связей на Ближнем Востоке 1945-1983. - М., 1985.

39. История стран Азии и Африки в средние века в 2-х частях М. 1987.

40. Идеология национально-освободительного движения в странах

зарубежного Востока. - М., 1984.

41. История Вьетнама в Новейшее время. 1917-1995. - М., 1970.

42. История восточных культур. - М., 1976.

43. История Вьетнама. - М., 1983.

44. История и культура древней Индии. Тексты. - М., 1990.

45. История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Под. ред.

С.В.Волкова в 2-х ч.- М., 1986.

46. Искусство древнего Востока // Малая история искусств. - М., 1976.

47. Ислам: Исторические очерки. - М., 1991.

48. История Древнего Мира. Древний Восток. - М., 1999.

49. История древнего Востока. Под. Ред. В.И.Кузищина. - М., 1988.

50. История древнего мира. Под. Ред. И.М.Дьяконова, И.С.Свинцицкой,

В.Д.Нероновой. – М., 1989.

51. История Индии в Средние Века. – М., 1968.

52. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М., 1974.

53. История Кореи /пер. с кор. Ким Дю Бона и др. - М., 1960.

54. История Кореи с древнейших времен до наших дней. - М., 1974.

55. Итс. Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая.- М., 1961.

56. Климович Л.И. Книга о Коране его происхождении и мифологии. - М., 1988.

57. Крымский А.Е. История мусульманства. - М., 2003.

58. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М., 1988.

59. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

60. Культурное наследие Востока. - Л., 1985.

61. Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М., 1992.

62. Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и

международные отношения. - №2,3. - 1998.

63. Леонтьева Е. Япония: сложные задачи // Мировая экономика и

международные отношения. - №8. - 1998.

64. Литература древнего Востока. - М., 1971.

65. Литература древнего Востока. Тексты. – М., 1984.

66. Массон В.М. Первые цивилизации. - М., 1989.

67. Медведев Е.М. Очерки истории Индии до ХІІІ в. - М., 1990.

68. Малявин В.В. Китай в ХVІ-ХVІІ вв. Традиция и культура. - М., 1995.

69. Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. - М., 1991.

70. Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927-1949). - М., 1977.

71. Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - № 6. - С. 29-37.

72. Новая история стран зарубежной Азии и Африки. - Л., 1971.

73. Непомнин О.Е. Социально-економическая история Китая. 1984-1914. - М.,1980.

74. Новая история Индии. - М., 1961.

75. Новейшая история Индии.- М., 1959.

76. Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки. - Л., 1963.

77. Новейшая история Китая. 1917-1970. - М., 1972.

78. Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985. - М., 1988.

79. Османская империя: государственная власть и социально-политические

80. структуры. - М., 1990.

81. Ользенбург С.Ф. Культура Индии. - М., 1991.

82. Рашковский Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока ХІХ-ХХ вв. - М., 1990.

83. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М.,1982.

84. Рашковский Е., Хорос В. Мировые цивилизации и современность // Мировая экономика и международные отношения. - № 12. – 2001. С. 33-41; № 1. – 2002. - С. 14-19.

85. Роль региональных “центров силы” в Азии. - М. 1987.

86. Рол Д. Генезис цивилизации: откуда мы произошли. - М., 2005.

87. Розалиев Ю.Н. Новая и Новейшая история стран Азии и Африки. - М., 1987.

88. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. - М., 1975.

89. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М., 1987.

90. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

91. Современная Азия. Под ред. Б.Г.Гафурова. - М., 1977

92. Сунь Ятсен. Избранное произведение. - М., 1987

93. Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен:

94. жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. - М., 1986.

95. Тойнбі А.Дж. Дослідження історії: у 2 т. - Київ, 1995.

96. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. - М., С-Пб., 1995.

97. Типы общественных отношений на Востоке в средние века. - М., 1982

98. Ульяновский Р.О. Современные проблемы Азии и Африки: политика,

99. экономика. - М., 1978.

100. Философия истории. Антология.- М., 1995.

101. Циганов Ю. Республика Корея и Китай в интеграционных процессах

102. мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения.- №5. - 1995.

103. Циганов Ю. Экономические реформы в КНР и модернизация НОАК // Мировая экономика и международные отношения. - №12 - 1998.

104. Шишков Ю. Эволюция мирового сообщества поляризация или возрастание гомогенности? // Мировая экономика и международные отношения. - №9. - 1998.

105. Шпенглер О. Закат Европы.- М., 1993.

106. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984.

107. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что же такое геополитика и геополитические факторы в целом. Геополитика – это наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Геополитические факторы – это географическое положение страны, наличие природных ресурсов, климат, и т.п.

Далее, хотелось бы поговорить о геополитическом факторе касательно России. Чаще всего отмечаются следующие геополитические условия: большая, слабозаселенная территория, граница, не имеющая естественной защиты, оторванность от морей, обилие рек.

Наиболее сильно геополитический фактор повлиял на характер сельского хозяйства. Почвы и климат России издавна были неблагоприятны для земледелия, однако Россия всегда считалась богатой страной. Богатство России можно объяснить наличием огромных запасов древесины, пушнины и других природных ресурсов. И данное обстоятельство очень негативно повлияло на дальнейшую судьбу России.

Поскольку в России была очень большая территория, люди использовали экстенсивный путь ведения хозяйства, т.е. введение новых территорий, взамен старых. На мой взгляд – это неправильно, поскольку экстенсивный путь ведения хозяйства не эффективный и растрачивает природные богатства страны. Для доказательства данного утверждение можно привести в пример западную Европу, здесь все регламентировано т.к. ограниченно пространство. Чтобы выжить, чтобы получать прибыль, человеку необходимо вести интенсивное хозяйство, чтобы с небольшого участка земли получить все необходимое. И, благодаря интенсивному пути хозяйства, Европа сейчас очень развита.

По мнению многих историков до 18 века Россию нельзя было назвать государством, поскольку она не имела конкретных границ. На востоке Россия очертила границы только в 1861 году по Пекинскому миру. Если для ведения хозяйства требовались новые земли, можно было просто продвигаться на восток, все дальше и дальше. Весь 20 век Россия двигалась на восток. Проводились различные реформы - переселения, реформы Витте, Столыпина, стройки-пятилетки и прочее.

До второй полвины 20 века Россия безбедно существовала за счет экстенсивного типа хозяйства. Однако очень долго это не могло продолжаться и к концу 50-х годов 20 века резервы экстенсивного пути закончились. Для дальнейшего развития страны был необходим выход и в конце 50-х годов зреет реформа Хрущева о переходе на интенсивный путь. В 1965 году эта реформа начала осуществляться: начался перевод страны на интенсификацию, развитие техники. Однако в 1966 году была открыта Тюменская нефть – и у страны появились финансы, и, соответственно, появились экстенсивные ресурсы. Реформу об интенсивном пути хозяйства свернули. В 70-х годах 20 века цены на нефть упали, и Россия качала нефть практически за бесплатно. Это очень истощило экономику страны, поэтому в середине 80-х годов началась перестройка.

Также геополитический фактор оказал влияние на военную судьбу России.

Россия не и мела естественных преград (как Япония - море, или Индия - горы). Россия - богатая ресурсами страна, была открыта для завоевателей. Поэтому было много желающих захватить Россию.

Знаменитый русский историк подсчитал, что на русские земли, начиная с 9 года, нападали каждые 4 года. Потом 240 лет русские были под игом татаро-монголов. А затем с 1480 года и до 1880 года Россия воевала две трети всего времени, причем, иногда войны были постоянными.

Постоянно происходили разрушение производительных сил, что способствовало замедлению развития, именно поэтому Россия стала воинственной страной. Другая причина для агрессивности России - экстенсивный характер развития. Было необходимо постоянно расширять источники сырья, были нужны новые земли, требовались новые рабочие. Из-за этого Россия вела агрессивную политику. Но агрессивность не была национальной. Россияне не убивали всех людей, живущих на захваченной территории, как это делали немцы. Захваченные земли лишь вливались в общий фонд.

Далее, геополитический фактор отразился на государственности, поскольку у России была военная судьба, было необходимо иметь сильную армию. А она возможна только у сильного государства. Однако большая армия – это большие растраты. Поскольку в России была экстенсивная политика, возникают служивые сословия - дворянство и казачество, которые за службу получают землю, а не жалование. Сама по себе земля смысла не имела, поэтому земля поставлялась вместе с рабочими руками. Что было уникально для России - крепостное право.

Также, геополитический фактор отразился и на культуре. Интернациональность россиян отразилась в культурных традициях. Когда родственники собираются за праздничным столом, на столе стоят пельмени, плов, голубцы. Песни поются в русских семьях - все. Иными словами, традиции - интернациональны. Кроме того россияне вообще в смысле психологии, не замкнутые. Потому что у россиян сочувствие чужому горю не имеет национальной окраски. Еще одна черта характерная для россиян - мобильность. Россияне легко меняют место жительства. История ни одной страны не знает таких массовых миграций (на восток). Только за 20 век мигрировало на восток свыше 10 млн. человек.

Однако, кроме неблагоприятных факторов существовали еще и благоприятные для развития России.

Во-первых, это специфика речной сети Восточно-Европейской равнины. Так как самые большие реки текут на восток и юго-восток, российская государственная область распространялась именно в эту сторону. Реки содействовали государственному и народному единству, поскольку особые речные системы определяли особые системы областей и княжеств. Таким образом, можно сделать вывод, что речная сеть сплачивала страну как хозяйственно, так и политически.

Во-вторых, это факт того, что через территорию России проходила большая часть «великого шелкового пути» из Китая в Европу. Многие страны были заинтересованы в поддержании политической стабильности на территории России, для того чтобы торговля шла своим чередом и не было лишних проблем. Другими словами торгующие страны были заинтересованы в существовании Евразийской империи: вначале этой империей было государство Чингиз-хана, а затем – Россия.

Природно-климатический фактор в развитии России сыграл довольно значимую роль, поскольку развитие страны непосредственно зависит от сельского хозяйства, которое в свою очередь тесно связано с климатом и природой.

По мнению многих историков, в центральной части России, которая составляла основу русского государства, цикл сельскохозяйственных работ был очень коротким, он был равен 125-130 дням, что очень существенно сказалось на развитии России. Центральная часть России расположена на Восточно-европейской равнине, где резко-континентальный, суровый климат. Неблагоприятная почва - 3% чернозема, а остальное глинистые и другие малоплодородные почвы. Соответственно, можно сделать вывод, что в России очень плохое качество почв. Однако качество почв не главное. Количество и качество урожая в большей степени зависит от качества обработки, нежели от качества почв. Благодаря очень короткому циклу сельскохозяйственных работ у русского человека было мало времени на обработку почвы, соответственно качество обработки было низким.

В феодальную эпоху цикл сельскохозяйственных работ был около 140 дней в году. Поэтому русскому человеку необходимо было выращивать только самое необходимое. Благодаря этому основным продуктом сельского хозяйства становятся злаки. Огородничество не практиковалось. Сажали только те растения, которые вырастают без надлежащего контроля: репа, брюква, горох. Вокруг городов всегда были сады (дачи), поскольку горожане летом сами заботились о пропитании, т.е. были огородниками. Это повлияло на характер ремесла в России: летом - огородник, зимой - ремесленник.

В течение четырех столетий русский крестьянин находился в затруднительном положении: малоплодородные почвы требовали качественной обработки, однако времени на обработку почвы не хватало, как и на заготовку кормов для скота. В распоряжении крестьянина были лишь примитивные орудия труда, поэтому он мог лишь с минимальным успехом обрабатывать почву. Благодаря этому жизнь крестьянина чаще всего зависела от плодородия почвы и изменению погоды. При таком бюджете рабочего времени крестьянин не всегда мог вернуть в урожай даже семена. Соответственно, крестьянин должен был работать без сна и отдыха, весь день, с использования всех резервов семьи. В Европе такого не было, поскольку продолжительность сезона для работ была намного дольше. Разумеется, это обеспечивало более благоприятный темп работ. Именно в этом заключается принципиальное различие между Россией и Европой, продолжавшееся на протяжении веков.

Тяжелые условия труда в России обусловили большую устойчивость общинных институтов, которые являлись гарантом выживаемости большей части населения. Земельные переделы и поравнение, а также различные крестьянские «помочи» сохранились в России до 20 века.

Поскольку в России многие люди летом были крестьянами, а в остальное время ремесленниками, ремесло и торговля приобрели уникальный характер и качество. Лавки возникли лишь в конце 18 века. До этого времени купцы ходили, меняли и разносили товар. Отсюда следует вывод, что каждое ремесленное изделие изготавливалось для абстрактного потребителя. В Европе же было все наоборот: если сделаешь плохой или некачественный товар, то у цеха или марки, под которыми работает ремесленник, ухудшится репутация, и в дальнейшем покупателей будет меньше.

Также следует сказать о влиянии природно-климатического фактора на убыточность животноводства. В начале весны качество земли очень низкое и сеять не на чем, следовательно, нет пищи для скота. Поэтому крестьянин сам впрягается и пашет землю.

Сельское хозяйство давало очень низкий прибавочный продукт, другими словами был очень низкий прожиточный минимум. Это породило особенность государственной структуры. Страна жила за счет налогов. Если отсутствует прибавочный продукт, то взять налоги с населения трудно, соответственно государство должно быть сильным, поэтому на Руси существовало деспотическое государство.

С течением времени меняется социальная структура. Из-за отсутствия прибавочного продукта, общество не может содержать интеллигенцию, которая дает стране здравоохранение, искусство, науку. Однако народ нуждается и в здравоохранении, и в искусстве, и в науке. Поскольку в стране нет интеллигенции, эти функции выполняет религия.

Поэтому в России, до роста прибавочного продукта, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура имела религиозный характер.

Природно-климатический фактор оказал влияние на социальную структуру. В ведущих странах Европы община исчезла, и пришло индивидуальное хозяйство. Однако в России общинное устройство сохранилось до 20 века. Даже знаменитые реформы Столыпина ничего не изменили. Другими словами, в России существовала общинная организация. Многие реформаторы пытались создать фермерские хозяйства, однако эти попытки не привели ни к чему.

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию общества. В России складывается общинная психология. Отсюда прослеживается следствие – уравнение людей. Это можно объяснить на примере: если в общине один из людей разбогател, то вся община ломается. Соответственно, уравнение людей – это путь к самосохранению общин.

Поскольку русский человек был очень зависим от природы и погоды, люди верили в чудо. Что очень сказалось на фольклоре. Все русские персонажи сказок получали жизненные радости лишь чудом.

Природно-климатический фактор во много повлиял на особенности национального характера русских. Русский человек может долго и упорно что-либо делать до крайнего напряжения сил, уделять делу все свои физические и духовные силы на сравнительно протяженный период времени. Однако постоянный дефицит времени, отсутствие корреляции между качеством работ и урожайностью выработали в русском человеке явное отсутствие тщательности, аккуратности в работе и т.п.

Прежде всего, стоит сказать об этническом факторе в истории России.

Россия – это одна из самых многонациональных стран. Многонациональность издавна была особенностью России, поэтому этнический фактор сыграл немаловажную роль в развитии России.

Ниже приведены основные этнические группы русских.

Северная зона. У этой группы русских есть особенность: существует меньшее число культурных групп и местных говоров. Данная особенность может быть объяснена тем, что освоение Русского севера имело стихийный характер. Северная зона характеризуется наличием специфического говора, так называемого севернорусского наречия, а также различными особенностями в культуре, такими как малодворные сельские поселения и монументальные жилища. Наиболее крупная этнографическая группа северорусского населения – это поморы.

Южная и центральная зоны. Основные особенности развития эти зоны получили благодаря характеру заселения лесостепной и степной полосы России. В 13-15 веках лесостепная и степная зоны были опустошены из-за татаро-монгольских нашествий. Однако позднее они были вновь заселены выходцами из различных мест, поскольку Русское государство продвигало свои границы на юг. Благодаря этому были сформированы многие особенности этой зоны.

Сибирь и Дальний Восток. Основными группами людей, проживающих здесь, являлись каменщики и «поляки». Каменщики – это потомки кержаков из Нижегородской губернии. «Поляки» - потомки русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской и Орловской губернии.

Этнический Состав России изменялся на протяжении времен. Так, например, в 18 веке произошли серьезные изменения в этническом составе страны. Этому способствовали следующие факторы: расширение границ страны, включение в пределы Литвы, Белоруссии, Прибалтики, Украины, Крыма. Однако в рубежах 1720-х годов численность и удельный вес проживающих там народов не изменились, поскольку существовали внутренние миграции, а также естественный прирост.

Представленная ниже таблица наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе народов империи в 18 веке.

Основным этносом России были русские. Однако их удельный вес в течении 18 века понизился на 30%. Данный факт связан с тем, что в то время существовал довольно низкий естественный прирост в центральных регионах России. Доля русских в 18 веке понижается в основных регионах коренного обитания, поскольку в эти регионы очень активно эмигрировали другие народ, либо русских выселяли из обжитых земель (Северный Урал).

Однако во многих других регионах страны удельный вес русских повышался довольно значительно, например, в Нижнем Поволжье.

Особым этапом в жизни России можно считать время, когда страна была под игом татаро-монголов. В данный период времени удельный весь русских, а также их численность в целом заметно уменьшилась, что непосредственно сказалось на дальнейшем развитии страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении веков Россия была многонациональной страной. Наличие высокого количества этносов напрямую влияло на развитие России.

Конфессиальный фактор.

Из того, что в России было много наций, вытекает разумеющийся вывод – обилие религий. Ведь у различных наций принята различная религия. По мнению историков, в 18 веке Россия была полностью сформировано в плане наций, поэтому, для того, чтобы показать картину распространения различных религий в России, можно представить следующую таблицу.

Поскольку религия является основным инструментом управления людьми, различие в религиозном составе страны создавало большие проблемы для власти.

Религия на развитие страны оказало сильнейшее влияние. Прежде всего, это культура. В России с древности существует множество произведений искусства, связанных с религией: храмы, церкви, иконы и т.п.

Однако, по мнению выдающегося историка А. Тимошенко, основная роль религии в развитии и истории страны отрицательная. На протяжении веков основными массами людей управляли при помощи религии. Многие кровопролитные войны прикрывали именно религией.

Также следует сказать, что большое количество религий в стране нередко порождало конфликты внутри страны, что отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии страны.

Россия – великое государство, существующее уже целое тысячелетие. Все вышеперечисленные факторы приносили в судьбу России как положительное, так и отрицательное вмешательство. Положительные, разумеется, помогали развитию России и делали страну сильнее. Отрицательные, конечно же, отрицательно сказывались на развитии, однако все проблемы лишь укрепляли характер русского человека и делали его сильнее. Таким образом, можно сделать вывод, что Россия – это великое государство, а русские люди, пережившие столько бед и проблем, одни из самых стойких и выносливых.

1) https://www.atheism.ru/library/tim_1.phtml

2) История России. 1900-1945 гг. 11 класс. Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В

3) История в схемах и таблицах. Северинов К.М.

4) https://statehistory.ru/


Москва
1997


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: