Ха­ра­к­те­р­ною ри­сою си­лу­ету одя­гу XIII і XIV вв. ста­ють ви­тя­г­ну­ті го­ти­ч­ні про­по­р­ці­ї. 16 страница

Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках, которые сопровождались заключением политических и экономических договоров. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры Руси.

После принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников – феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, принимала вотчины и живущих в них смердов по завещаниям, и так далее.

Вокруг монастырей могли возникать города и ярмарки, способствовавшие развитию ремесла и торгового обмена товарами, производимых в разных местностях.

6. Причины феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – это объективный процесс, которого не избежала практически ни одно европейское государство. Через формирование небольших независимых государств, объединенных пониманием кровного родства (как в России), или вассальной зависимости (как во Франции) лежал путь к мощному централизованному государству, в котором глава возвышался на недоступной высоте над всем обществом. Феодальная раздробленность – это прогрессивное явление для определенной эпохи, так как в этот период созревали феодальные отношения, углублялось общественное разделение труда, развивалось земледелие, города, ремесла. Именно в этот период стало просыпаться национальное самосознание народов, началось оформление единой национальной идеи.

Одной из причин феодальной раздробленности послужил раздел древнерусского государства между наследниками Великого Киевского князя Ярослова Мудрого, скончавшегося в 1054 году, и последовавшая затем междоусобная борьба князей за Киевское великое княжение. Но вряд ли этот факт являлся главной причиной. Ведь первый раздел Киевских земель начался задолго до 1054 года, еще при Владимире Святославовиче Красное Солнышко, чьи сыновья уже в начале XI века затеяли бесконечные распри. Междоусобицы в Киевском государстве как и во всяком раннефеодальном государственном образовании были обычным делом, но они не приводили к полному распаду государства.

Стремясь преодолеть междоусобицы князь Владимир Мономах в 1097 году собирает всех князей на княжеский съезд в Любиче, который постановляет: "Кийждо да держит вотчину свою". Этим постановлением съезд запретил князьям переходить на княжение из княжества в княжество, но не устранил причин наступающей феодальной раздробленности. Теперь князья оказались прикреплены к своим княжествам и стали вести войны за присоединение новых земель к своим княжествам.

Среди других причин можно назвать и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку в ней было очень мало подлинно экономических связей между отдельными княжествами.

Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включенных в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы являлись самодостаточными, самообеспечивающимися, практически исключающими внешние факторы развития. Но все это не объясняет в полной мере нарастания процессов государственной раздробленности. Экономика России имела натуральный характер и позже, в период образования единого централизованного государства в XIV–XV веках, однако натуральное хозяйство не мешало объединению русских земель вокруг Москвы.

Одной из наиболее важных причин феодальной раздробленности на Руси можно назвать рост боярских вотчин. К XII веку вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам подчас самостоятельно, без поддержки княжеской власти продолжать наступление на общинные земли. Происходило закабаление свободных смердов – общинников, увеличение размера оброков и повинностей, которые выполнялись в пользу феодала зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы – виры. Крупные землевладельцы все чаще заявляли о своей независимости от великих князей в Киеве, требовали подтверждения феодального иммунитета, провозглашенного "Русской Правдой", то есть невмешательства великого князя в дела вотчины. Но киевские князья не соглашались подтвердить их статус и продолжали вмешиваться в судебные, налоговые и другие проблемы боярской вотчины.

Великие киевские князья по прежнему заставляли бояр являться в Киев со своими дружинниками и участвовать в многочисленных военных походах, что не всегда совпадало с интересами бояр, которые нередко отказывались от службы великому князю. Все это приводило к конфликтам, стремлению бояр быстрее получить политическую и экономическую самостоятельность. Бояре все чаще соглашались поддерживать местного князя, поскольку у него они надеялись получить помощь и защиту, например, в непростых отношениях со смердами, горожанами, иностранными завоевателями.

Рост и укрепление городов в XI–XII веках также ускорил процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимой местной власти от Киева.

Следовательно, среди внутренних причин упадка Киевской Руси можно назвать отсутствие подлинно единого государства – централизованного или федеративного. И хотя Православная церковь имела большую объединительную силу, а русский язык уже стал единым для всех славянских племен, в политическом отношении Киевская Русь была непрочным государственным образованием.

Не следует забывать и такую важную причину раздробленности Киевской Руси, как утрата важного значения пути "из варяг в греки". Уже в XI–XII веках в период Крестовых походов основные торгово-транспортные пути переместились на Средиземное море. Главную роль в качестве торгового посредника между Европой и Азией стали играть Венеция и Генуя. Постепенно Киев потерял статус крупного международного центра торговли, сюда все меньше поступало доходов от внешней торговли, на которых во многом держалось экономическое благосостояние городского населения. У Киева оставалась все меньше средств для поддержания крепкой централизованной власти, для содержания административного аппарата и единого войска.

В результате действия центробежных сил Древнерусское государство в середине XII века распалось на 14 княжеств, в каждом из которых боярство стремилось стать полновластным хозяином. В свою очередь эти 14 княжеств в силу тех же причин продолжали дробиться на более мелкие и к началу XIII века их насчитывается около 50, а к концу XIII века около 350 княжеств. Отдельно от них находился Новгород, где была установлена республиканская форма правления. Из всех княжеств выделилось три наиболее сильных княжества. Которые стали своеобразными центрами притяжений для многочисленных мелких княжеств: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгород. Все эти три княжества вполне могли бы стать ядром для возникновения единого централизованного русского государства.

Выводы

Изучение экономического развития Древней Руси связано с пониманием общего генезиса феодализма в IX–XII веках. Установление княжеской власти над вервью – это еще не феодализм. Он появляется тогда, когда властвование соединяется с землевладением.

Кроме того, в это время происходит формирование государства и закладываются основные источники поступления средств в государственный бюджет.

В начале настоящей работы были поставлены три вопроса, на которые мы попытались найти ответ. Кратко суммирует те выводы, к которым нам удалось прийти:

1. Какая экономическая база лежала в основе образования Древнерусского государства?

В основе образования Древнерусского государства лежало, с одной стороны, эволюционное развитие верви – общины от кровнородственной к соседской. А с другой стороны – имущественное расслоение самой общины и выделение знати. Земли, принадлежащие верви условно можно разделить на две категории: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. В процессе разложения племени на рода, а родов на семьи за каждой семьей или родом закреплялись сельскохозяйственные земли. Несельскохозяйственные земли оставались в пользовании всего племени и на них первоначально простерлась княжеская власть и его представителей – бояр. Стремясь увеличить свои доходы князья и бояре начали заселение пустующих земель рабами и зависимыми рядовичами и холопами на правах аренды. По мере укрепления государства в процесс окняжения и обояривания земель начали втягиваться и сельскохозяйственные земли черных смердов. Причем это втягивание происходило через установление долговой зависимости (земля выступала в качестве залога по кредиту) и через аренду при переселении семьи на новый земельный участок.

Процесс формирования был также выгоден и самой верви, которая получала военную защиту и суд от князя или боярина, но в свою очередь была вынуждена отдавать часть произведенного ею продукта в виде налога – дани.

2. Какую роль играло Древнерусское государство в европейских хозяйственных взаимоотношениях?

Древнерусское государство с момента своего возникновения заняло место центрального связующего звена в торговых отношениях между Западом и Востоком. Эта торговля шла по двум путям: а) Днепровский ("из варяг в греки") и б) Волжский – Западная Европа – Каспийской море – Иран и страны Арабского востока. За третий торговый путь по Дунаю Святослав и отчасти другие князья долгое время боролись, но безрезультатно. Болгарии удалось сохранить свой контроль над устьем Дуная.

Интерес Западной Европы к подконтрольным Русью торговым путям подтверждается прежде всего в стремлении распространить на Русь христианство и тем самым облегчить торговый процесс. Христианство пытался распространить на Руси и германский император Оттон, который вел переговоры и с Ольгой, и с Ярополком Святославовичем, и Византия, которая в 988 году дала крещение князю Владимиру и включила, тем самым, Русь в Византийскую ойкумену.

Понимая свое посредническое положение во внешней торговле, русские деньги были уравнены и с арабскими, и с византийскими, и с западноевропейскими. Сделано это было для облегчения внешних расчетов и перевода средств из одних единиц в другие. В свою очередь Русь в таком уравнивании была не оригинальна. Подобные же процессы происходили и в других раннефеодальных государствах Европы, где в основу местных денежных единиц клались общепризнанные и широкоизвестны денежные единицы Рима, Византии и Арабского халифата.

3. Какие изменения претерпела экономика Древней Руси в момент вызревания феодальной раздробленности?

Экономика Древней Руси носила натуральный характер. Основой экономики являлось сельское хозяйство. Торговля и ремесло еще не играли преобладающего значения и поэтому не могли стать на пути вызревания причин феодальной раздробленности. Благосостояние князя и персонифицированного в нем государства напрямую зависело от размера земли и количества живущего на ней поддатного населения.

К XII веку в Европе распадаются раннефеодальные государства. Крестовые походы нарушают старые торговые пути и прокладывают новые. Теперь торговля Европы с Византией и арабским миром ведется без посредников по Средиземному морю через торговые порты Италии. Все это приводит к снижению роли Днепровского пути "из варяг в греки", что, в свою очередь, снижает экономическое и стратегическое значение Киева. Крупным торговым городом остается Новгород, ведущий торговлю по Балтийскому морю с Ганзейским союзом. Но Новгороду быстро удается отделиться от Киева и установить у себя режим феодальной республики. Режим феодальной республики с одной стороны позволил защитить Новгороду свою независимость, но, с другой стороны, не позволил стать центром объединения русских земель.

Внутри самого Древнерусского государства единство поддерживалось стремлением братьев – князей занять Киевские великое княжение по системе Ярослава Мудрого. Но эта же система приводила к братоубийственным войнам из – за стремления младших князей ускорить естественную смену князей в Киеве и, соответственно, приблизить свое продвижение к Киеву.

С утратой Киевом своего торгового значения он становится малопривлекателен для князей. И Любеческий съезд князей 1097 года вносит коррективу в систему престолонаследия, созданную Ярославом Мудрым. Теперь каждый князь должен пребывать в своем княжестве, а Киев присоединяется к княжеской земле. Любеческий съезд фактически дал старт к феодальной раздробленности. Это хорошо видно на примере Владимиро-Суздальских князей. Если Юрий Долгорукий активно боролся за Киев, то его сын – Андрей Юрьевич Боголюбский уже полностью отказывается от борьбы за Киев и сосредотачивает все свои усилия на укреплении своего княжества он уже в полной мере независим как экономически, так и идеологически от Киева.

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на "пустоши", то есть на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Все это заставляло Великих Киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и другие. Среди них была "Русская Правда" – важнейший свод норм древнерусского законодательства. В этих документах определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации.

1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ РАННЕФЕОДАЛЬНОЙ РУСИ.

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство – Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере – до Балтики. Его столица – Киев – мать городов русских – ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б. А. Рыбакова, – «это юность и молодость трёх братских славянских народов – русского, украинского и белорусского, – живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним факторам её развития – экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией.

Признаки феодального хозяйства:

1. Наличие господствующего класса землевладельцев-феодалов, обладающих полной собственностью на землю и неполной на производителей-крестьян, в отношение которых применяются различные виды принуждения.

2.Наличие зависимого крестьянства, владеющего только жилищем и инвентарем, а землю получающего от феодала и потому отдающего часть продукта в виде ренты (барщины, оброка).

3.Господство натурального хозяйства.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. К Х-ХI вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала.

Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу – государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. За единицу обложения брались крестьянский двор – дым, а также земельный надел одного крестьянского хозяйства – рало.

Господствующее положение в социальной структуре древнерусского общества занимала дружина, внутри которой выделялись:

- старейшая дружина – привилегированная группа знатных землевладельцев – аристократов – боляр;

- молодшая дружина – «молодшая дружина из отроков».

Срединное положение занимали:

- люди – лично свободное население, облагаемое податями;

- Смерды – крестьяне – общинники, свободные и лично зависимые.

Низшую степень социальной лестницы занимали рабы – челядь и холопы.

Промежуточное положение между рабами и свободными занимали закупы – должники, оказавшиеся в личной зависимости.

Свод законов «Русская Правда». Этот юридический памятник составлен на высоком уровне законотворчества, развитой правовой культуры. Действовал он до XV в. и состоял из 3-х частей:

1. «Древнейшей правды» (1016 г.).

2. «Правды Ярославичей» (1072 г.).

3. «Устава…» Владимира Мономаха (1113 г.).

«Русская Правда» фиксировала отмирание кровной мести; устанавливала наказание на покушение на честь, здоровье, жизнь, свободу, имущество; закрепляла новые формы социальных отношений.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени – этической категории первобытнообщинного строя – вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей – народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из-под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность.

В 1975 году историк Леонтьев А.К. так оценивал это явление: «Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства... Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей иноземной агрессии».[7]

2 ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ КИЕВСКОЙ РУСИ

Период с 30-х годов XII века по конец XV века считается периодом феодальной раздробленности, когда Киевская Русь распадается на более мелкие самостоятельные княжества.

Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства. Первые признаки грядущего распада некогда единого государства проявились еще во времена княжения Владимира Мономаха (1113-1125) и Мстислава Великого (1125-1132), но тогда они были преодолены в силу личных качеств этих выдающихся государственных деятелей. Однако уже к середине XII века дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В дальнейшем это дробление шло все дальше и дальше. [8]

Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров, как среди дореволюционных, так и среди советских ученых. Дореволюционные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение.

Однако главная причина была глубже. Она вытекала из самого процесса развития феодальных отношений. Одной из политических причин феодальной раздробленности следует считать постоянные княжеские усобицы. Князья стремились захватить наиболее выгодные земли для своего княжения, а также, опираясь на местное боярство и собственные дружины, пытались закрепиться на этих территориях. К XII в. удельные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и в подавлении сопротивления населения, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Объективная возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы.

Княжеские усобицы конца XI в. приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, «положив начало изгнанию братьев».

Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения между княжеских свар.

Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переславле. [9]

Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить «отчины» за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары, – это боярство – основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была, безусловно, прогрессивной.

Вторая причина – это упадок Киевской земли и собственно Киева. Население столицы и близлежащей округи начало искать другие, более благоприятные, для жизни регионы, убегая от постоянных половецких набегов и княжеских усобиц. Оно уходило чаще всего на запад, в сторону Карпат, или же на север, в леса вятичей и на верхнюю и среднюю Волгу. Там уже кочевники не были страшны: они туда просто не доходили, а князья не спорили за эти окраинные территории. Еще одной из причин, приведших к упадку Киева, стало перемещение торговых путей, которые теперь обходили столицу Древнерусского государства стороной. [10]

Но и это были не главные причины. Главное – это экономические предпосылки. В период существования Киевской Руси продолжали крепнуть основы феодализма: все большие территории попадали под власть бояр, образовывались феодальные вотчины, а вместе с ними росло и число зависимых крестьян. Захват феодалами общинных земель, закабаление смердов (крестьян), усиление их эксплуатации вело к усилению классовой борьбы, угрожавшей не только центральной, но и формирующейся местной власти, стремящейся к отделению. Основная масса крестьян – общинников еще оставалась лично свободной и хозяйствовала на государственных землях, верховным собственником которых считался князь (будущие «черные» земли), уплачивая феодальную ренту в виде «даней». Решающую роль в закабалении крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость достигалось и через их экономическое закабаление. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных («обельных») холопов, так и различные категории зависимых лиц, правовое положение которых приближалось к холопскому. Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению того времени («люди», «смерды», «изгои», «сироты», «прощеники», «закладники», «закупы», «рядовичи», «челядины»), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости.

Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание с них продуктовой ренты и – в меньшей степени – через отработки в господском хозяйстве. Соотношение места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело от местных условий хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений. Продолжал сохранять свое значение в феодальном хозяйстве и труд холопов, выполнявших работу по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке небольших тогда площадей барской запашки. Вместе с тем росло число холопов, сажаемых феодалами на землю. Вооруженные отряды дворовых холопов составляли дружины бояр. [11]

Бояре старались получить как можно больший доход, поэтому они увеличивали натуральную ренту (оброк) и отработки, выполняемые зависимым населением. Рост доходов делал бояр экономически самостоятельными. К этому стоит добавить, что за спиной каждого могущественного боярского рода стояли многочисленные вассалы и, как правило, церковные иерархи. Бояре сами хотели быть полновластными правителями на своих территориях. Многие из них уже обладали к тому времени феодальным иммунитетом (правом невмешательства князя в дела вотчины).

Но и великий князь, со своей стороны, хотел сохранить всю полноту власти. К тому же он считался верховным собственником всех земель и верховным правителем государства и поэтому заставлял бояр и их вассалов участвовать в многочисленных походах. Это отрывало бояр от их вотчин, мешало вести хозяйство. Бояре начинали тяготиться службой у князя, стремились уклониться от нее, что, конечно, приводило к многочисленным конфликтам. Добившись экономической самостоятельности, бояре начали претендовать на самостоятельность политическую. Получив политическую самостоятельность, бояре не только сохраняли бы часть своих доходов, но и могли бы с еще большим успехом противостоять народному недовольству. Для них было важно не благосостояние далекого, как правило, Киева, а благополучие своей собственной земли. Рост столкновений крестьян и горожан с боярством также стал одной из причин раздробленности. Местные бояре стали приглашать в свои земли князя с дружиной, но теперь они видели в нем исключительно военную силу, не вмешивающуюся в дела управления. В качестве вознаграждения князь получал вотчину. Хотя нередко князь претендовал на более широкие полномочия, чем просто военные или полицейские функции. [12]

Третья экономическая причина – это непрочные экономические связи между княжествами и господство натурального хозяйства (производство не для продажи, а для собственного потребления). Однако стоит отметить, что натуральное хозяйство было присуще и хозяйству уже единой России конца XV века. На данном этапе, утверждают исследователи, что натуральное хозяйство способствовало сохранению небольших самостоятельных феодальных мирков, практически никак не связанных друг с другом.

Четвертой причиной раздробленности можно признать рост и усиление городов как новых политических и культурных центров. К середине XII уже насчитывалось в общей сложности около 250 городов. Они становились центрами для той или иной земли, сплачивая вокруг себя деревенскую округу. Именно богатая верхушка городов противостояла довольно активно власти великого киевского князя. Осваивались новые неплодородные земли, где развивалось хлебопашество, бурно развивались ремесла (около 60 специальностей). Древнерусские города представляли собой чрезвычайно сложные социально-экономические и политико-административные организмы, основу хозяйственной жизни которых составляли ремесло и торговля, а также сельскохозяйственное производство. Тут изготовлялось все необходимое для государства, для нужд хозяйства, быта, торговли и войны. На городских посадах работали золотых дел мастера, эмальеры и стеклоделы, гончары и кузнецы, резчики по дереву, камню и кости, ткачи и кожемяки, сапожники, оружейники и т. д. Города были также административными центрами, крепостями, коллективными замками крупных земельных магнатов округа или княжества, центрами культуры, местом средоточия церковного управления.[13]

В крупных торгово-ремесленных городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей «казной» и своими патрональными церквами («улицы», «ряды», «сотни», «братчины», «обчины»). Ремесленные объединения создавались по территориально – профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западно-европейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов – «гречников», ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое «Ивановское сто» купцов – вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках.

Период феодальной раздробленности нельзя оценить однозначно. Это был закономерный этап развития, приведший, в конце концов, к объединению русских земель под началом Москвы, но уже на несколько иной основе, чем та, которая объединила восточнославянские племена в Древнерусское государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: