Функция Юпитера-Меркурия и ее проблемы

Глава V

ДЕЙН РАДЬЯР ПЛАНЕТЫ И ЛИЧНОСТИ: ГЛАВЫ 5-13

В предыдущих главах я определил четыре основные функции, четыре потребности, стремления или побуждения, на которых основаны процессы органической жизни:

  • стремление быть особым существом;
  • стремление поддерживать (вопреки разрушающим влияниям) характерную форму этого особого существа;
  • стремление репродуцировать его;
  • стремление трансформировать его в соответствии с определенной целью.

Эти основные функции могут быть обнаружены в любом живом организме на уровне бессознательных, невольных инстинктов. В полностью развитой человеческой личности нашего времени они действуют не только на биологическом и инстинктивном уровне, но, что более существенно, на психологическом уровне, где составляют первичную субстанцию личных чувств и мыслей. Там же они обусловливают реакции человека на его жизненный опыт, на его среду (как внешнюю, так и внутреннюю) и на социо-культурные правила и традиции, среди которых он растет и взрослеет.
Психология не может не признавать существенного взаимодействия между психологической и биологической областями выражения этих основных функций. Беда так называемой классической (или академической) психологии состоит в том, что, когда она говорит о воле, мышлении, внимании, любви и ненависти, речь идет о странных абстракциях, никак не связанных с основными функциями человеческого организма. А между тем, реальный организм человека является как физическим, так и психическим. Одни и те же функции действуют на обоих уровнях по-разному, но взаимосвязанно. Человеческая личность есть органическое, психо-соматическое целое, то есть душа и тело (сома) как два взаимосвязанных и взаимодействующих проявления жизненной силы, дифференцированной в четырех основных стремлениях или функциях.
Необходимо подчеркнуть здесь, что ни одна из этих функций человека не является сама по себе духовной или материальной. Все они проявления жизни. Человеческий дух может использовать их и таким образом наделить духовным характером и целью; или эти функции могут быть использованы против целей духа (то есть, против эволюции человека и человечества), и в этом случае они приобретают духовно деструктивный или фрустрирующий характер, если даже их использование ведет к так называемому успеху и процветанию.
Этот момент важен, потому что среди астрологов существует ошибочная склонность разделять планеты на добрые и злые; между тем, каждую планету как символ первичной функциональной деятельности человека можно интерпретировать в качестве конструктивной или деструктивной в зависимости от того, как используется соответствующая функция. Стремление быть особым существом, которое, как мы видели, связано с парой Сатурн-Луна, не хорошо и не плохо само по себе. Оно просто есть. Однако, если оно доводится до точки, когда человек оказывается совершенно изолированным и отделенным от всех других индивидов, тогда это злая сила, отравляющая остальные функции, в особенности тесно с ней связанную функцию Юпитера-Меркурия. Юпитер, почитаемый средневековыми астрологами за Большую Фортуну, может в таком случае тоже стать силой зла. Впрочем, он и сам по себе может стать силой саморазрушения, если функция самосохранения и самоподдержания превращается в неуправляемое желание самовозвышения любой ценой.
Вторая из четырех главных жизненных функций, к которой мы теперь переходим, действует в самых разных областях. В одном смысле Юпитер символ здоровья, физического и психического, внутренней интеграции и жизненного успеха. Он делает жизнь полной и уравновешивает чрезмерно индивидуалистические, разделяющие наклонности эго и его орудия аналитического ума. Но человек не будет действительно целостным, если живет в одиночестве. Ни один организм не может быть здоровым без обмена с окружающими сущностями и субстанциями. Жизнь подразумевает обмен и, в более широком смысле слова, коммерцию; а все формы коммерции и смешения представлены в астрологии Меркурием, слугой (или шакти) Юпитера-Зевса. Юпитер и Меркурий два полюса одной основной органической функции; взаимодействие этих двух полюсов представляет один из наиболее глубоких предметов для изучения в астрологии и психологии. Современная психология утверждает, что личная интеграция должна идти рука об руку с социальной адаптацией. Здоровье связано с обменом на всех уровнях. Душевное здоровье подразумевает чуткость к социальным отношениям.
Вообще говоря, функция Юпитера настолько вовлечена в социализацию, что эту планету можно по праву считать основным социальным фактором. Юпитер выражает неискоренимую потребность каждого человека чувствовать себя связанным с другими, действовать в эффективной и гармонической ассоциации со своими товарищами и со всеми живыми организмами вокруг себя. Сатурн на уровне социальной деятельности определяет, укрепляет и устанавливает участие человека в жизни своей среды и своего общества; но Сатурн в этом смысле должен опираться на уже сформированное Юпитером чувство участия в окружающем и зависимости от окружающего. Зависимость всегда есть, ведь любой организм для самоподдержания должен дышать и ассимилировать пищу. Юпитер, хранитель индивидуального существа, управляет поэтому всеми аспектами функции ассимиляции.
Чтобы прояснить отношение между Юпитером и Сатурном, мы должны рассмотреть, как эти планеты действуют на различных уровнях. Прежде чем будет пережит какой бы то ни было социальный контакт, Сатурн устанавливает первоначальный структурный характер индивидуального организма сначала скелет, потом основу эго. Затем, когда ребенок обнаруживает свои связи с внешним миром, развивается юпитерианская функция социальной адаптации и участия в социальной жизни, что в свою очередь ведет к дальнейшему укреплению эго (и скелета), теоретически примерно в семь лет (появление постоянных зубов). Мы не должны, однако, забывать, что прежде чем самые начальные формы скелета и органической индивидуальности начинают формироваться в материнской утробе, а затем в акте первого дыхания, юпитерианская функция уже действует в предродовом состоянии эмбриона, ассимилируя материнскую субстанцию. Таким образом жизненный процесс можно представить как постоянную осцилляцию между полюсами Юпитера и Сатурна, обеспечивающую переход от одного уровня органического и личностного развития к другому.
Чтобы быть целостным, человек должен ассимилировать продукты своей биологической, психологической, социально-культурной и, возможно, духовной среды. А чтобы ассимиляция была постоянным, надежным и развивающимся процессом, она должна включать соучастие и обмен. Для ранних исторических стадий это подразумевает не только собирательство и охоту, но также взращивание растений и животноводство. Для более развитого социального уровня рост личности подразумевает человеческое взаимодействие, коммерцию, обмен идеями и соучастие в духовных ценностях, включая такую форму соучастия, как жертва. Процессы ассимиляции сами по себе юпитерианские; но если в теснейшей связи с этими юпитерианскими процессами не действует меркурианская функция обмена, опирающаяся на чувство взаимности или соучастия, следуют негативные и злотворные результаты. Они возникают по той же причине, из-за которой формируются родительские комплексы, отравляющие или, наоборот, созидающие личность, если функции Сатурна или Луны переразвиты в ущерб взаимному равновесию. Если, символически говоря, Юпитер становится много сильнее, чем Меркурий, или наоборот возможно появление особого рода комплексов. Они принадлежат в основном к двум категориям: одна относится к самости и ассимиляции, другая к соучастию. Функция Юпитера-Меркурия, как мы уже говорили, имеет дело со стремлением поддерживать в здоровом состоянии характерную форму и строй индивидуального психо-соматического организма. Если, однако, функция Сатурна-Луны, определяющая изначально эту форму индивидуального бытия, работает слабо, возникает ситуация, при которой либо юпитерианская способность поддержания не находит ничего конкретного, что можно было бы поддерживать, теряет, так сказать, интерес к кажущемуся безнадежным заданию и ищет компенсирующее поле деятельности в трансцендентном мире, либо юпитерианская функция, озадаченная сатурнианской недостаточностью, настойчиво и агрессивно напрягается и захватывает власть в поле личности.
В первом случае мы видим развитие глубокого и острого религиозного чувства. Тот, чей структурный контур неопределен, расплывчат из-за врожденной слабости и, возможно, болезни, чувствует инстинктивно (а временами и сознательно, возможно даже трагически), что он в состоянии поддерживать свою индивидуальность, только связываясь с неким многообъемлющим единством, внутри которого он находит большую безопасность и из которого может черпать силу путем осмотического процесса как эмбрион черпает поддержку из материнского тела. Иными словами, человек, рожденный структурно слабым (в отношении тела или эго), ищет новую трансцендентную мать. Функция Юпитера посвящает себя этим поискам и может принимать для этого самые разнообразные формы. Исходная установка всегда коренится в ощущении структурной слабости и, следовательно, в более или менее интенсивной попытке найти ободрение и защиту, то ли у трансцендентного отца, то ли в объятиях небесной матери Церкви или Партии. Это можно назвать феодальной установкой, выражающейся в полной личной преданности сильному (социально или духовно) человеку, братской или мистической организации.
Во втором из указанных случаев юпитерианская функция пробуждается к решительным действиям и энергично пытается замаскировать и компенсировать сатурнианскую недостаточность. У нее есть для этого несколько различных путей, в зависимости от семейной и социальной среды с характерными для нее проблемами. Это всегда осуществляется в тесной кооперации юпитерианского и меркурианского полюсов функции. Юпитер, вообще говоря, создает личный ореол посредством интенсивной и алчной ассимиляции всего, что может закрыть и замаскировать слабые точки сатурновой брони; Меркурий же наращивает интеллектуальную хитрость и изощренность, чтобы подправить окружающую обстановку в выгодную для человека сторону.
В этих двух важных случаях юпитеро-меркурианская функция поставлена в условия ненормального давления. Исходное чувство неполноценности возникает по одной из двух схем, каждая может вести к развитию сильных комплексов. Вторая схема может показаться более позитивной, но обе в сущности основаны на страхе. Чувство неполноценности может породить в качестве реакции агрессивный комплекс превосходства (в особенности если функция Марса сильно преувеличена), а это может вести к большим личным достижениям.
Итак, мы видим, что определенный тип функциональной недостаточности ведет к напряженной интенсификации другой функции. Нужно подчеркнуть слово напряженной, ибо любое постоянное напряжение ведет рано или поздно к ригидности (затвердеванию) к потере гибкости, кристаллизации, самоотравлению и психологическим комплексам, останавливающим течение духа. Свободное творчество духа замещается тонкостью и изобретательностью ума. Эго, ослабленное родительскими комплексами, подпирается интеллектуальной хитростью и софистикой, умственным блеском или умной рационализацией. То, что кажется сильным и агрессивным эго, в действительности оказывается слабым чувством индивидуальной самоидентификации, тщательно скрываемым под сверхактивной и тиранической юпитеро-меркурианской конструкцией, с акцентом либо на Меркурии-уме, либо на социальной способности воздействовать на людей искусным применением личного очарования и прелести (с помощью Венеры) или запугивания (с помощью Марса).
Там, где юпитеро-меркурианская функция не пытается компенсировать на социальном уровне чувство структурной неполноценности (физиологической или психологической), а вместо этого посвящает себя более сильному целому или группе, способной предоставить защиту и новые стимулы к жизни, доминирует обычно юпитерианский полюс. Юпитерианская функция провозглашает себя Душой и рационализирует (с помощью Меркурия) свое превосходство над слабым Сатурном в философствовании о зле эгоизма, о необходимости посвятить себя Богу или Церкви. Индуистская культура служит ярким примером этой психологической игры сил, особенно в средние века, давшие невиданные проявления благочестивого самоотречения и эмоционального посвящения себя служению Духовному Руководителю (Гуру). Индийский бхакти считает себя слугой своего Учителя, и отдает всю свою психическую энергию на службу превозносимому существу, которое становится отцом и матерью в одном лице. Функция Сатурна-Луны отвергается полностью. Функция Юпитера возвышается до божественности. Даже Меркурий, ум, остается в полном пренебрежении, если только он не служит диктату юпитерианской функции.
Исторически говоря, вся духовная революция, начавшаяся в первом веке до нашей эры на Востоке усилиями северного буддизма (школа Махаяны), в Средиземноморье посредством народного христианства (в особенности через св. Павла), представляет собой коллективную психологическую реакцию, в которой функция Юпитера получает преобладание после периода усиления тенденций к развитию эго. Период этот начался на Западе приблизительно во времена египетского реформатора Эхнатона (1360 г. до н.э.) и Моисея в середине так называемой Эры Овна. Акцентировалась тем или иным образом функция Сатурна будь то солнечный диск в Египте или Иегова-Сатурн у евреев.
У греков мы видим развитие Меркурия-интеллекта на службе Сатурна и в результате подчеркивание рационализма и логики а также внимание к Мойрам, Судьбе или Карме (сатурнианский фактор). Позже греческая мифология делает попытку усилить функцию Юпитера в противовес Сатурну, с соответствующим ростом нового ощущения социальности и чувства универсализма в социальной организации. Коллективными усилиями такого рода Запад пытался переходить от одних уровней деятельности к другим но без успеха. Греческое чувство социальности привело к анархии; греческая интеллектуальность к софистике и формализации мышления. Реакцией на это стала поляризация юпитерианской функции, последовавшая за крушением греческого индивидуализма. Христианство в хаосе и дезинтеграции средиземноморского мира (который, вместе с тем, имел видимость интеграции в виде примитивного фашизма Римской Империи) компенсировало падение сатурнианского индивидуализма трансформацией юпитерианской функции в благочестивую и религиозную силу. Началась Эпоха Рыб, теоретически управляемая Юпитером в оттенках мистического Нептуна (а он занимает один из двух полюсов функции трансформации, четвертой основной функции в нашей классификации).
На первых порах юпитерианское Евангелическое Христианство основывалось на завете Иисуса об исцелении людей и народов. Но затем, выдвинув на передний план иудейское чувство греховности и вины, жажду искупления через жертву и все старые еврейские комплексы, основанные на хаотическом чувстве эго и неполноценности (родительские Сатурно-Лунные комплексы), Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия.
Апостолы получили на Пятидесятницу дары исцеления и говорения на всех языках; так они были поставлены врачевателями общества. Апостольское Братство было не Матерью-Церковью, а группой посвященных. Они исповедовали не религию, а путь преображения, ведущий к новой Самости к юпитерианской самости, трансформированной огнем и водой Урано-Нептунианской функции. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния, которое мучило людей с тех самых пор, как они начали борьбу против рабства земного, обусловленного, родового способа жизни, за реполяризацию своего сознания на уровне духовной ментальной деятельности.
На этом новом уровне юпитеро-меркурианская функция может без напряжения работать не в религиозном плане как компенсация родительских комплексов, а в духовном. На этом уровне она может выразить себя и в отношениях нового типа, способных создать реальную демократию (которую не следует путать с политической формой парламентаризма, вдохновляемой часто коллективной эмоциональной реакцией против европейской тирании Церкви и Государства). Но прежде чем обратиться к социальным аспектам юпитеро-меркурианской функции, остановимся на ее роли в процессе ассимиляции, столь существенном для жизни.
Центральным органом ассимиляции в человеческом теле является печень, которой как считается в астрологии управляет Юпитер. И в течение веков мудрые люди говорили, что душа человека находится в печени, а жрецы пытались делать предсказания, разрезая печень жертвенных животных. Эти верования, странные для современного ума, имеют в основе своей тот факт, что ни один организм не способен поддерживать себя, не впитывая химические субстанции из среды и не трансформируя их, чтобы превратить в собственные то есть подобные собственным субстанциям (ас-симиляция, у-подобление). Эта органическая способность химической трансформации не принадлежит одной лишь печени, но свойственна и различным эндокринным железам; все же, будучи весьма заметным органом (а может быть, и по более глубоким причинам), печень считается управляющим фактором в процессе ассимиляции.
Если сатурнианское эго дифференцирует общую родовую жизнь человека в индивидуальности, юпитерианская душа синтезирует индивидуальные выражения жизни в общую субстанцию человеческой жизни. На уровне тела Юпитер (в качестве печени) обеспечивает усвоение продуктов питания; на уровне чувств и ума Юпитер (в качестве Души) имеет дело с различными продуктами социально-коллективной жизни, составляющими культуру. Культура это синтезированная масса, возникающая из вкладов индивидуальных умов по мере того, как эти вклады смешиваются, впитываются и усваиваются новыми поколениями. Культура подобна пище в пищеварительных органах коллективной ментальности и душе народа; значит, дело юпитерианской функции осуществлять ассимиляцию в рамках определенной личности.
Меркурий функционирует в дополнение как фактор коллективной памяти, как хранитель традиций, распределитель энергии импульсов, регулирующих процесс психо-соматической ассимиляции. В теле это нервная система; в душе способность к ассоциации образов, символов и понятий, служащая для соотнесения новых культурных данных с главным потоком цивилизации, сетью изначальных идей, характеризующих определенную культуру как коллективное идеологическое целое. Там, где меркурианская функция не может выполнить свою работу или где абсорбирующий голод Юпитера перевешивает Меркурий, возникает то или иное неравновесие. Тело становится жирным. Ум переполняется неиспользуемыми данными и несвязной информацией.
Чрезмерная потребность в пище, будь то физической или интеллектуально-культурной, есть комплекс. На уровне чисто социальной деятельности это становится жаждой богатства или власти. Стремление к самовозвышению типичное выражение чрезмерной активности юпитерианской функции. Это может быть компенсацией слабого Сатурна, но может также отражать недостаточное равновесие между тираническим Юпитером и неэффективно работающей способностью к самооценке и оценке личных возможностей.
Если Меркурий действует чисто пассивно, он лишь запоминает, потворствуя стремлению Юпитера к интеллектуальному расширению; однако в его природе заложена более позитивная и существенная возможность не только обслуживать Юпитер, но символизировать собой море электрической энергии, субстанцию всякой ментальной деятельности. Если Луна материнский аспект жизни, то Меркурий материнский аспект ума. Органическое здоровье на всех уровнях зависит от установления эффективного, динамического и гармонического равновесия между двумя полярностями универсальной энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: