double arrow

Сведение воедино некоторых новых идей


Портретные аналогии, выполненные студентами

Позвольте познакомить вас с некоторыми «портретными» рисунками, выполненными моими студентами, вкупе с их комментариями (рис. 8.2—8.7).

Я начну с того, что укажу вам на свежее, нестереотипное свойство этих рисунков — и, полагаю, вашего тоже. Как и в случае с предыдущими аналоговыми рисунками, как только требование производить на свет узнаваемые образы снимается, люди, не имеющие ни малейшей подготовки в изобразительном искусстве, создают изобретательные и экспрессивные рисунки. Кроме того, как и предыдущие аналоговые рисунки, эти портретные аналогии являются абсолютно уникальными, хотя зачастую содержат схожие структурные формы, составляющие часть визуального языка, который передает смысл зрителю.

А теперь портреты.

Рис. 8.2. «Портрет Д.», выполненный Джанан Гайан.

Вот письменные комментарии Джанан:

«Я явственнее вижу, насколько он эмоционально отрешен. Есть в нем какая-то остаточная злобность, с которой он не смог справиться, и когда он сердится на что-нибудь, гнев бывает очень силен и проявляется без предупреждения.

Временами это очень важный, серьезный, сдержанный человек, а иногда он бывает весьма безрассуден — и очень забавен; порой он саркастичен и задирист.




Я теперь понимаю его лучше, чем раньше, но хочу узнать о нем еще больше. Я не понимаю, почему он не может полюбить меня».

Рис. 8.3. «Портрет С. К.» Памелы Крименс.

« В гневе она ненавидит всякого, даже еще не имев случая что-либо узнать о нем.

Она настоящий друг до гробовой доски, но и беспощадный враг.

Она хороший человек, и с ней весело проводить время. Она откровенна в выражении своих чувств; если вы ей не нравитесь, вы первый узнаете об этом.

Она очень сложный человек.

Я обнаружила, что она мне нравится больше, чем мне казалось раньше. Я ощутила потребность заполнить лист бумаги целиком» Рис. 8.4. «Портрет друга» Чака Кэррола.

«Теперь я вижу, что этот человек находится в растерянности из-за множества эмоций, заполняющих его разум — иногда он очень обеспокоен и пытается разобраться в себе.

Из этого рисунка я узнала что-то новое: что этот человек одинок и что он домосед»

Рис. 8.6. «Портрет Дж. С.» Ивлина Мура.

«Он может быть очень сложным. Он поглощен собой и может закрывать глаза на вещи, которые напрямую его не касаются. Его жизнь полна привычек. Он очень старается быть тем, чем, как ему кажется, он должен быть, не принимая в расчет, кто он есть на самом деле. Новое в нем я вижу то, что, возможно, внутри у него скрыто меньше, чем проявляется на поверхности. А может, в нем есть какие-то области, о которых я ничего не знаю?»

Рис. 8.7. «Портрет Дж. М. Б.» Барбары Пол.



«Я имела в виду нарисовать человека отстраненного (вокруг краев), но с которым, тем не менее, легко иметь дело, предсказуемого, кроме тех единичных случаев, когда вспыхивают открытые личные ссоры. Вместо этого, мне кажется, я нарисовала глыбу гранита или льда».

В духе комментариев моих студентов, что ваш «портретный» рисунок раскрыл для вас? Вы «видите» что-то новое, чего не видели раньше? Стал ли «изображенный» вами человек менее таинственным для вас, чем прежде? И удивились ли вы тому, как легко вы справились с этим рисунком, как легко вы пользуетесь визуальным языком, как вы умеете делать видимыми свои внутренние мысли и свое восприятие?

Остается сделать еще один важный шаг в упражнении с портретной аналогией: внимательно рассмотреть свой рисунок и отложить его в своей визуальной памяти — сделать своего рода мысленный снимок и сохранить его в форме, обеспечивающей быстрый доступ. Когда вы в следующий раз встретитесь с этим человеком или когда вам случится впоследствии думать о нем или о ней, извлеките эту аналогию из памяти. Вы наверняка вспомните ее очень ясно. Таким образом, используя визуальный язык рисунка, вы создали образ, полезный для понимания личных отношений, образ, гораздо более богатый, чем любое словесное описание, образ, который обеспечивает доступ к «мысли о чувствах». Вы снова сделали эту мысль видимой. Первый инсайт: отыскание вопроса.

Американский психолог Дж. У. Гетцельс в сноске к докладу на тему «Психология творчества» отметил, что нижеследующую сентенцию он обнаружил «под именем Гертруды Стайн в дневнике, который я вел несколько лет назад; я уже не знаю, откуда она взята, но она, должно быть, понравилась мне тогда, как нравится и сейчас:



"Очень интересен вопрос о вопросах, а не об ответах. Предположим, что никто не задал вопроса. На что же тогда отвечать?"».

Из доклада на симпозиуме по творчеству, 1980

Творческие поиски часто начинаются с того, что человек просто с любопытством и интересом «оглядывается вокруг», может быть, отыскивая (случайно или намеренно, в зависимости от вашей вовлеченности в исследуемый предмет) конкретно те части, которых недостает, которые не укладываются в общую схему или в каком-то смысле «выпадают».

В предыдущей главе вы, делая свои мысли и свое восприятие видимыми через «портретную аналогию», открывали в человеке, портрет которого рисовали, что-то такое, чего вы раньше не видели в нем, и достигали некоторой степени понимания, инсайта. Здесь мы попытаемся применить тот же прием для исследования некоторого аспекта вашего собственного характера или вашей жизни, чего-то такого, что кажется недостающим или выпадающим, чего-то не совсем понятного. Опять же, вы будете делать свои мысли и свое восприятие видимыми в аналоговом рисунке, который выведет проблему на рациональный уровень сознания. Вы «увидите» проблему, и что-то в вашем рисунке, возможно, поразит вас, и вы зададите вопрос. Это будет красивый вопрос.

В творческом процессе красота и эстетическая реакция на красоту играют большую роль. Святой Фома Аквинский, итальянский философ XIII века, сказал (см. цитату на полях с. 112—113), что для достижения красоты необходимы три вещи: цельность, гармония и ясность. Фома Аквинский увязывал красоту с истиной и утверждал, что вера и рассудок составляют два гармоничных царства, в которых истины сердца (вера) дополняют истины разума (рассудок). Таким образом, можно считать, что рисунок, который вы сейчас будете выполнять, преследует эстетическую цель: быть работой, не важно какой легкой, которая исходит из сердца и, значит, являет собой прекрасную истину, которая в дальнейшем может быть постигнута в царстве рассудка.







Сейчас читают про: