Тени, озаряющие путь
Визирование как грамматика рисования
Наконец, представьте, что вы снова видите бок о бок этих близнецов, Твидлдума и Твидлди, словесный язык и зрительное восприятие. Мне кажется, что слова в языке и края в восприятии, как компоненты каждого режима, возможно, эквивалентны, что контекст (помогающий определить смысл) в языке более или менее эквивалентен негативному пространству в восприятии, а грамматика и синтаксис в языке эквивалентны соотношениям и пропорциям. Если это действительно так — если грамматика и визирование эквивалентны, — стоит ли удивляться, что навык, который вы только что изучили, студенты часто считают таким же трудным и скучным, как и грамматику с синтаксисом? И все-таки эти навыки необходимы; язык без грамматики искажается так же, как рисование без визирования. Мы должны изучать их. И вскоре они становятся автоматическими, сплетаясь с другими навыками, и помогают нам точно воспринимать и интерпретировать свои переживания. Информацию, визуальную и вербальную, необходимую для стадии Насыщения, во всей ее полноте никак иначе не соберешь.
Есть еще четвертый компонентный навык рисования, необходимый для точности восприятия: умение видеть и рисовать светотень. Этот процесс в терминологии искусства называется «световой логикой», но студенты часто именуют его «затенением». Каков его эквивалент в языке, задумалась я? Мы говорим о «ярких» или «темных» местах в рассказе или романе. Я думаю, что световая логика в восприятии эквивалентна художественному оформлению в языке, которое задает настроение, интонации и чувство реальности происходящего. Так и световая логика задает настроение, тон и обеспечивает, чтобы вещи «выглядели настоящими», выглядели такими, как они существуют в пространстве, объемными. И в отличие от визирования, которое почти каждому человеку дается с большим трудом, умение видеть и рисовать светотень дается с легкостью и удовольствием.
Изучение световой логики будет новым навыком для большинства читателей, как, вероятно, новыми были навыки восприятия сложных краев, негативных пространств, соотношений и пропорций. Но это последний из навыков, который требует изучения, поскольку пятый компонент, восприятие гешталъта — видение «самости», или уникальности, воспринимаемой вещи — появляется после освоения первых четырех навыков видения. Достаточно лишь напомнить читателю о необходимости замечать момент восприятия гешталъта, который обычно дает о себе знать внезапным постижением уникальности, сложности, красоты и «правильности» рисуемого объекта.
Правое полушарие обычно представляется превосходящим левое полушарие при решении любой задачи, связанной со сложным зрительным распознаванием. Эти силуэтные рисунки, сходные с теми, что были созданы Крейгом Муни, проверяют способность строить цельное, наполненное смыслом восприятие из фрагментарной информации. Пациенты с поврежденным правым полушарием часто испытывают значительные затруднения с восприятием лиц на этих рисунках.
Из книги Колина Блейкмора «Механика ума», 1977
Леонардо да Винчи писал в своих «Заметках»: «Не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть... о новом устройстве для исследований, которое хотя и может показаться тривиальным и почти нелепым, тем не менее исключительно полезно в пробуждении ума для различных изобретений.
И состоит оно в том, что, когда вы смотрите на стену, покрытую пятнами... вы можете обнаружить сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями.
Или вы можете увидеть битвы и фигуры людей или причудливые лица и костюмы и бесконечное многообразие предметов, которые можно свести к полным и хорошо прорисованным формам».
Цитируется в книге Роберта МакКима «Опыты визуального мышления», 1972
«На некоторой стадии процесса созидания творческое произведение — будь то картина, поэма или научная теория — начинает самостоятельную жизнь и переносит свои потребности на своего создателя. Творение отстраняется от создателя и собирает материал из его подсознания. Творец, таким образом, должен знать, когда ему следует перестать управлять своим творением и позволить творению управлять им. Короче говоря, он должен знать, когда его творение может стать мудрее, чем он сам».
Джордж Неллер «Искусство и наука творчества», 1965
Устройство Леонардо
Существует ли взрослый человек, который в какой-то момент мечтаний не увидел корабли викингов, лошадей, скачущих в клубах пыли, головы ведьм или огнедышащих драконов в цветочных обоях комнаты? Многие художники, включая Леонардо да Винчи, запечатлели такие воображаемые образы в произведениях искусства, как-то «увидев» воображаемые формы и нарисовав то, что привиделось их мысленному оку.
Мы воспользуемся этим мыслительным процессом, который способен создавать образы из кофейной гущи, в своих целях — для овладения навыком рисования светотени. Кроме того, тот же мыслительный процесс мы применим к творческому решению проблем, чтобы отыскивать образы там, где информация не полная или в каком-то смысле покрыта мглой.
Манипулирование светом и тенью — один из самых интригующих трюков художника. В данном случае трюк состоит в предоставлении информации в виде участков света и тени, достаточной для «включения» процесса создания образов в головах тех, кто смотрит на ваши рисунки. Таким образом вы, художник, можете заставить людей видеть в воображении вещи, которых на вашем рисунке на самом деле нет. Чтобы выполнить этот магический трюк, художник должен обеспечить достаточное, но не более, количество информации для включения и, в некотором смысле, управления реакцией воображения зрителей.