double arrow

Воссоздающим называется то воображение, которое воссоздает образы по описанию, на основе текста, рассказа, на основе ранее воспринимавшихся образов


Виды воображения.

Функции воображения.

Воображение полифункционально. Одной из наиболее значительных его функций является гностическая, заключающаяся в том, что воображение активно способствует познанию. Как часто школьнику или студенту, чтобы понять неизвестное явление, приходится вообразить его. Созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно если учащийся имеет образное мышление. Таким образом, воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать. В этом смысле можно оценить шутливое определение А.Р. Лурии, назвавшего воображение ВРИО (временно исполняющим обязанности) мышления.

Не менее важной является функция прогностическая — воображение позволяёт «увидеть», прокрутить в сознании предстоящий эпизод, разговор, ситуацию, скорректировать ее детали.

Воспитательная функция воображения выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека. Она активно реализуется, в частности, в группах тренинга, обеспечивая возможность проявить воображаемые личностные качества, отработать с ними тренинговую ситуацию, а в последующем «присвоить» те качества, которые способствовали успешному решению задач. Подобного рода работа практикуется в так называемых «школах лидерства» в нашей стране и за рубежом, готовящих будущих управленцев.




Защитнаяфункция воображения состоит в том, что человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достает в реальности: сильным, находчивым, успешным и т. д. Примером может служить игра ребенка, воображающего себя лидером, при том, что в школьном классе у него низкий социометрический статус.

Коммуникативная функция заключается в том, что всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. Даже если писатель пишет «в корзину», он как бы соразмеряет свое творчество с возможной реакцией потенциальных читателей. «Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества» (Т. Рибо). В развитом воображении реализуются все названные функции, что существенно расширяет познавательные возможности человека.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности. Ими порождаются и различные уровни воображения. Различие этих уровней зависит, прежде всего, от действенного отношения человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит стихийно, а на высших — более сознательно.



В психологии выделяют пассивное и активное воображение. При пассивном воображении трансформация образов может происходить произвольно и непроизвольно.

Произвольную трансформацию образов называют грезами — намеренно вызванными образами фантазии, не связанными с желанием воплотить их в жизнь.

Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

Человек находится во власти этих образов, не оперируя ими. На низших уровнях сознания, в дремотных состояниях и сновидениях образами движут аффективные потребности, влечения (З.Фрейд).

При активном воображений образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности. Этот вид можно подразделить на воссоздающее и творческое.

При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов.

По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным.

Конкретноеоперирует единичными, вещными, с деталями образами.

Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта.







Сейчас читают про: