Психологические приемы создания образов воображения.
Мечта — образ желаемого будущего, мотив деятельности, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека.
В этой связи мечта человека — одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.
Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.
1. Комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация — «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.
Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация — преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.
3. Акцентуирование — выделение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация — специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:
• иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)
• символами, в которых происходит слияние образа и значения.
// Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.
Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка — это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»
Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:
«... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).
«... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза...» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).
«Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).
«А то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит — злодей, разбойник — по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются»... (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Создание образов воображения не следует понимать лишь как комбинирование. Специфика творческого воображения заключается в отклонении от привычного хода ассоциаций, подчинении его эмоциям, мыслям, стремлениям, преобладающим в данный момент в сознании художника. В творчестве очень важен необычный ход ассоциаций. Настоящий художник не только располагает техникой изображения, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек.
Суть преобразования в художественном творчестве заключается не в удалении от действительности, а в приближении к ней. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, — такова логика творческого воображения. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Мощь творческого воображения оценивается по двум критериям:
1) осмысленность и объективная значимость творения;
2) его новизна и оригинальность.
Не менее необходимо воображение в научном творчестве. Оно играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Мастер эксперимента Э. Резерфорд считал, что эксперимент должен опираться на фантазию, а фантазия — на эксперимент, только в этом случае возможен прогресс. Столь же важно воображение в социальной деятельности — особенно в революционные эпохи, когда мечта выдающихся людей ломает установившиеся нормы и представления, революционизируя мир.