double arrow

Воображение —творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы


Краткое содержание и выводы.

Личность и творчество.

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Творческое начало личности определяется тем, насколько легко ей удается преобразование, и самим характером преобразования действительности. Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролями, которые в воображении личности игра4от эмоциональность (или аффективность) и критический контроль интеллекта. При этом важно помнить, что интеллект и творческое начало в человеке — не тождественные понятия. У человека может не быть высокого коэффициента интеллекта, тем не менее, он может творить шедевры, удивлять неожиданными находками. Согласно очень тонкому замечанию Пикассо, интеллектуальный человек постоянно ищет, а творческий находит, творит.

У разных людей воображение проявляется в различных областях. Это связано с направленностью личности — ее интересами, создающими очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его будет наиболее эффективным в области технического, художественного или научного творчества.

В литературе описаны потрясающие примеры связи общей эмоциональности личности и ее способности к фантазии. Так, один из наблюдаемых в лаборатории А.Р. Лурии пациентов, мог понизить температуру одной руки на один градус и повысить на столько же температуру другой руки, вообразив их лежащими на горячей печи и на куске льда соответственно. Он же мог искусственно вызвать усиленное сердцебиение, вообразив себя догоняющим трамвай.

Каждому известны так называемые внушенные состояния, вызывающие серьезные психосоматические изменения. Изменения состояния здоровья, происходящие под влиянием неосторожного слова врача, получили название ятрогений, а болезненные изменения психики под влиянием неосторожного слова учителя — дидактогений. Подобные явления накладывают высокую ответственность на представителей профессий, традиционно имеющих высокую степень доверия населения. В их числе — врачи, педагоги и психологи.

Известны активные приемы стимулирования творческих проявлений детей. В их числе: поощрение оригинальных идей, предоставление возможности активно задавать вопросы, обогащение окружающей среды разнообразными новыми стимулами для развития любознательности, личный пример творческого подхода к ситуациям со стороны взрослого, доброжелательность взрослых.

Если мышление в элементарных формах имеется и у животных, то воображение является исключительной привилегией человека. Наряду с высшими формами мышления, оно обеспечивает человеку возможность подняться на высшую ступень познания мира, создать принципиально новое, тем самым обогащая реальность.

Воображение полифункционально, многообразие реализуемых функций обуславливает разносторонность деятельности и психических проявлений субъекта.

Основными функциями воображения являются: гностическая, прогностическая, защитная, коммуникативная, воспитательная.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности. Ими порождаются и различные уровни воображения.

Выделяют уровни пассивного (трансформация образов может происходить произвольно и непроизвольно) и активного (образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности) воображения.

Активное воображение дифференцируется на воссоздающее и творческое. По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным. Одним из высших видов творческого воображения является мечта. В мечте отражается направленность личности и степень ее активности.

Основными приемами создания образов воображения считаются: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, акцентуирование, типизация, иносказания, использование символов.

Ценность личности во многом зависит и от преобладающих видов воображения в ее структуре. Преобладание творческого воображения, реализуемого в деятельности, квалифицирует высокий уровень развития личности.


Сейчас читают про: