Билет № 9 Нервная система

Смотри стр. 143-145 в учебнике 9 кл.

2. Рыбы — водные позвоночные животные. Органы дыхания - жабры. Имеют один круг кровообращения, двухкамерное сердце. Температура тела непостоянная. Есть плавательный пузырь. У большинства есть боковая линия. Обитают как в соленых, так и в пресных водах. Длина — от 1 см до 20 м (китовая акула). Тело — голова, туловище и хвост - обтекаемой формы, что облегчает передвижение в воде. Быстро плавающие рыбы имеют либо торпедообразное тело, придонные — уплощенное. Передвигаются с помощью плавников и изгибов тела. Плавники имеют внутренний опорный скелет. Плавники бывают двух типов: парные — грудной, брюшной; непарные — хвостовой, спинной, анальный. Рыбы имеют чешуйный покров, выполняющий защитные функции, У хрящевых рыб — плакоидная чешуя, у костистых — костная. С поверхности чешуя может быть покрыта слизью, облегчающей скольжение в воде и имеющей бактерицидные свойства.

Скелет рыб. У костнохрящевых и двоякодышащих рыб хорда сохраняется в течение всей жизни. У осетровых позвоночник образуется в форме хрящевых дуг. Череп образован хрящом, прикрытым костными пластинами. У акул и скатов все элементы скелета и позвоночника хрящевые. Костные рыбы имеют череп, позвоночник, ребра, костные и хрящевые скелеты плавников. Череп из сросшихся костей. Пояса конечностей у рыб лежат в полости тела и не прикреплены к позвоночнику. Сокращение и расслабление мышц вызывает изгибание тела рыбы, помогая движению её в воде. Отдельные мышцы выделяются в головном отделе и конечностях.

Нервная система образована головным и спинным мозгом. Головной мозг подразделяется на 5 отделов: передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый. В переднем мозге кора полушарий отсутствует. На переднем конце мозга расположены обонятельные доли, от промежуточного и среднего мозга отходят зрительные нервы. В промежуточном мозге находятся железы внутренней секреции — эпифиз и гипофиз. Мозжечок развит, отвечает за движение, Продолговатый мозг отвечает за пищеварение, работу сердца, работу дыхательного центра. Органы обоняния — ноздри. Отверстия ноздрей ведут в обонятельные полости. Органы осязания — покровы тела, усики и чувствительные лучи плавников. Органы вкуса — вкусовые сосочки на губах и в ротовой полости. Органы зрения глаза, видят плохо. Органы слуха — внутреннее ухо в черепе. Орган равновесия — плавательный пузырь.

Боковая линия — каналы, которые идут по бокам поверхности тела и находятся под чешуей, — улавливает направление движения воды и инфразвук. Орган пищеварения — пищеварительный канал, состоящий из переднего, среднего и заднего отделов. Передний отдел: ротовая полость, глотка, пищевод; средний отдел: желудок, тонкий кишечник; задний отдел: задняя кишка, анальное отверстие. У многих рыб в ротовой полости имеются зубы. В тонкий кишечник рыб открываются пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа). В коже рыб есть железы, выделяющие слизь — для уменьшения трения о воду и защиты. Чешуя также выполняет функцию защиты. Выделительная система; туловищные почки; костные рыбы имеют мочевой пузырь (акулы и скаты не имеют). Раздельнополые. На стадии малька все рыбы питаются зоопланктоном.

Подкласс хрящевые: акулы, скаты. Подкласс Костные включает в себя четыре отряда: костистые, кистеперые (латимерия), двоякодышащие, костнохрящевые (осетровые).

Хрящевые рыбы (акулы, скаты) не имеют жаберных крышек. Чешуя плакоидная. Все они, за исключением планктоноядньих акул, — хищники. Скат — донное, уплощенное животное. Акулы имеют значение в жизни человека: это — мясо; печень, из которой добывают редкие витамины; жир; кожа.

Большинство рыб относится к отряду костистые.

Лососевые рыбы — это кета, горбуша, семга, нерка, кижуч, форель. Внешне лососевых рыб можно узнать по жировому плавничку на спине. Лососевые рыбы имеют прекрасные вкусовые качества и дают красную икру. Как осетровые, они нерестятся в верховьях рек и, следовательно, являются тоже проходными рыбами. Однако в отличие от осетровых лососевые не боятся порожистых рек с быстрым течением и перепадами высоты. Продвигаясь к местам нереста, они преодолевают пороги, небольшие водопады и движутся против течения навстречу быстро текущей воде.

В реках ловят и рыб из отряда карпообразных. Среди них — сазан, толстолобик, карась, плотва, тарань, вобла. Кроме карпообразных, в реках вылавливают сомов, щук, судаков. Для сохранения и увеличения численности этих рыб в притоках крупных рек создают специальные прудовые хозяйства, чтобы рыбы могли размножаться в хорошо прогреваемой и богатой кислородом воде. Для этого создается в одном месте система прудов — нагульный, зимовальный, нерестовый, выростный.

Мальков в разные этапы их жизни переводят из одного пруда в другой, третий и т. д. В прудах разводят сазана, карпа, карася, толстолобика.

В пруды к этим рыбам часто подсаживают несколько щук. Оказалось, что в присутствии хищных рыб мирные рыбы лучше растут и быстрее прибавляют в массе (по пословице «на то и щука в море, чтоб карась не дремал«).

Еще одной формой хозяйственной деятельности людей в области рыборазведения является акклиматизация рыб. Таким путем обогащают фауну (ихтиофауну) многих районов. Рыб перевозят в специальных водных контейнерах в места акклиматизации и выпускают в другие водоемы. Так, из Черного моря в Каспийское переселили кефаль, а дальневосточного лосося кету — в водоемы Кольского полуострова.

Задачи, которые люди решают при акклиматизации, — преодоление рыбами естественных барьеров суши, которые препятствуют самостоятельному расселению рыб. При этом очень важно соблюдать правило: переселенные рыбы не должны становиться конкурентами тех, которые издавна живут в данном водоеме.

3. Строение мышц. Мышцы бывают гладкими и поперечнополосатыми. Гладкие мышцы находятся в стенках кровеносных сосудов и многих внутренних органов. Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани. Они участвуют в выполнении произвольных движений. Управление работой скелетных мышц осуществляется нервной системой. Приходящие по нерву нервные импульсы вызывают в мышцах возбуждение, и мышца сокращается.

Мышцы прочно прикреплены к костям. Это прикрепление осуществляется с помощью сухожилий — беловатых тяжей соединительной ткани, сросшихся с костью. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, подвижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачиваются и тянут соответствующие кости, т. е. производят движение. Функции мышц. Роль поперечнополосатых мышц в организме многообразна. Они участвуют в осуществлении движения туловища и конечностей и одновременно в фиксации суставов, предотвращая ненужные движения. Мышцы обеспечивают поддержание равновесия нашего тела, глотательные движения, образование звуков речи и др. движения возможны благодаря тому, что кости, соединенные подвижными суставами и приводимые в движение мышцами, используются как рычаги.

По функциональным признакам мышцы подразделяются в соответствии с производимыми ими движениями на сгибатели и разгибатели, поднимающие и опускающие и др. Большинство движений туловища и конечностей осуществляется благодаря одновременному сокращению сразу нескольких мышц и расслаблению других.

Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Способность мышцы выполнять физическую работу зависит от ее предшествующей тренировки. Мышцы взрослого человека, постоянно занимающегося физической работой, обладают высокой работоспособностью и выносливостью. В первую очередь тренировка повышает мышечную силу. Под ее воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета. Особенно сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма. Вот почему занятия физкультурой, резко повышающие потребность организма в кислороде, дают такой заметный оздоровительный эффект.

На важность тренировки мышц обращал внимание русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он создал теорию физического воспитания, в основе которой заложена мысль о единстве физического и умственного развития, о том, что физическое развитие способствует умственному совершенствованию.

Представления П. Ф. Лесгафта о важности физических упражнений в наши дни приобретают особое значение. Дело в том, что эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии понижению двигательной активности.

Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье, У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, про- являющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Хорошая осанка, т. е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

ДОПИНГ (английское doping от dope — давать наркотики), фармакологические и другие средства, временно усиливающие физическую и психическую деятельность организма, применяемые главным образом для улучшения спортивных результатов. В 1967 Международный Олимпийский комитет принял решение о запрещении допинга в спорте в связи с рядом случаев отравления спортсменов и смертельных исходов и об организации контроля на допинг на соревнованиях. При установлении факта применения допинга спортсмена дисквалифицируют.

1. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

2. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика (Б№8, 2)

3. Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?

Ответ:

  1. Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы.

Все преобразования, приведшие к формированию организма человека, не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Они во многом обусловлены созданием особой, культурной среды и сильнейшим действием социальных факторов. Это:

Развитие общественного образа жизни.

Применение накопленного жизненного опыта предков.

Трудовая деятельность и создание руки как органа труда.

Возникновение речи.

Развитие мыслительных способностей.

Использование огня.

Социальный труд и изготовление орудий труда обеспечили особый, человеческий путь развития вида.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий, воспроизводством продуктов питания, устройством жилищ, созданием одежды, Человек разумный, в отличие от других организмов, стал особым, биосоциальным существом, обезопасил себя от неблагоприятных природных условий созданием особой – культурной среды. В результате этого отпала необходимость дальнейшей эволюции человека в направлении преобразования его в другой, более совершенный вид. Так прекратилась эволюция современного человека как биологического вида. Она продолжается лишь в пределах уже сформировавшегося вида (в основном по пути полиморфизма морфофизиологических признаков в разных группах и популяциях человека).

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСЯТ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИЗ КОТОРОЙ ОН ПОЛУЧАЕТ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ: ВОЗДУХ, ВОДУ, ПИЩУ, ЭНЕРГИЮ.

Заселив и освоив большую часть поверхности планеты, человек стал слишком быстро изменять её природу, целенаправленно или непроизвольно. Многие организмы, особенно те, которые имеют низкую скорость размножения и небольшую норму реакции по многим признакам, не успевают приспособиться к быстро меняющимся условиям, сокращая свою численность и постепенно исчезая с лица Земли. Саблезубый тигр, пещерный медведь, шерстистый носорог, зебра квагга, странствующий голубь исчезли в результате быстрого преобразования природной среды человеком. Некоторые виды исчезли в рекордно короткие сроки после знакомства с человеком: стеллерова морская корова, североамериканские бизоны, странствующий голубь и многие другие.

Организм самого человека тоже не успевает перестраиваться под меняющуюся среду. В результате возникают тяжёлые заболевания, учащаются мутации, ослабляющие генофонд человечества в целом. Свою роль здесь играет и медицина: позволяя выживать организмам с больной наследственностью, передавать мутантные гены вызывающие болезни, она невольно способствует ослаблению генофонда человеческого вида.

Для того чтобы сохранить себя, как вид, чтобы жизнь на Земле могла продолжаться, сохранив всё разнообразие и всю красоту, человек должен глубже проникать в тайны жизни, а не считать, что он может необдуманно менять в природе всё, что ему захочется.

Миллиарды лет между живой и неживой природой, между живыми организмами и средой их обитания устанавливались самые разные взаимоотношения. Живые организмы “научились” жить вместе на одной планете, дышать, делить энергию Солнца, пришедшую к нам из Космоса, и распределять пищу. Они жертвуют частью своего потомства, чтобы остальные могли продолжить жизнь на Земле.

Человек — часть живой природы и обязан ей своим существованием. Уничтожит человек природу — уничтожит всё необходимое для своей жизни. Вот почему сейчас во всем мире говорят о том, что если человек хочет выжить, то он просто обязан как житель планеты изучить законы жизни.

2. 1. Строение бактерий. Бактерии — самые примитивные клеточные организмы микроскопических размеров. Это доядерные организмы (прокариоты), не имеющие оформленного ядра. Ядерное вещество (кольцевая молекула ДНК) расположено в цитоплазме и не отграничено от нее оболочкой. Отсутствие у большинства бактерий многих органоидов, например митохондрий, хлоропластов. Особенности прочной оболочки, которая придает бактериям разную форму: шаровидную (кокки), палочковидную (бацилла), спиралевидную (вибрион) и др. Определение принадлежности бактерий к той или иной систематической группе по форме тела.

2. Жизнедеятельность бактерий. По способу питания большинство бактерий гетеротрофы, использующие для питания готовые органические вещества, но бывают и автотрофы (цианобактерии – фотоавтотрофы, азотфиксирующие – хемоавтотрофы). Различают бактерии: сапрофиты, паразиты и симбионты. Питание сапрофитов органическими веществами отмерших остатков растений и животных, разлагающимися органическими веществами. Симбиоз бактерий с другими организмами, например с бобовыми растениями: использование при этом клубеньковыми бактериями-симбионтами органических веществ бобового растения и в то же время обеспечение его соединениями азота. Бактерии-симбионты живут, например, в кишечнике травоядных животных, помогая им переваривать клетчатку.

Поселение бактерий-паразитов на других организмах и использование при этом для питания их органических веществ. Болезнетворные бактерии.

Активное передвижение многих бактерий благодаря форме тела и наличию одного или нескольких жгутиков. Образование бактериями спор, служащих не для размножения, а в качестве приспособления для переживания неблагоприятных условий. Сохранение бактериями в состоянии споры жизнеспособности в течение десятков лет. Размножение путем деления, в процессе которого из одной материнской клетки возникают две сходные с ней дочерние клетки. Высокая скорость размножения (способность дочерних клеток делиться уже через ЗО минут). Быстрое увеличение численности бактерий, способствующее формированию приспособления их к жизни в изменившихся условиях среды.

З. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Большинство бактерий - разрушители органических веществ до неорганических (редуценты). Их участие в образовании гумуса, повышении плодородия почвы, круговороте веществ в природе. Улучшение некоторыми бактериями азотного питания растений. Использование человеком бактерий для получения кефира, сметаны, столового уксуса, для квашения капусты и засолки огурцов. Существование многих болезнетворных бактерий, вызывающих заболевания растений, животных и человека, например туберкулез, дизентерию, тиф и др. Профилактика бактериальных заболеваний заключается в строгом соблюдении правил гигиены и сбалансированном питании: мытьё рук, особенно перед едой, тщательное промывание овощей и фруктов, раздельные доски для резки продуктов, достаточная тепловая обработка продуктов, проветривание помещений, применение кварцевания в комнатах, где находятся больные такими инфекционными заболеваниями, как туберкулёз. Порча продуктов питания бактериями гниения.

3. Значение витаминов. Кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, пища должна содержать также органические соединения, получившие название витаминов. Они участвуют во всех биохимических и физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей и требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы. Основным источником витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины. Имеются витамины и в пищевых продуктах животного происхождения, например в печени, рыбьем жире.

Витамины оказывают сильное и специфическое влияние на рост, развитие, обмен веществ, так как являются ферментами или входят в состав ферментов. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания, называемые авитаминозами, которые являются следствием нарушения обмена веществ.

Основные витамины. Известно, что для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них.

Витамин С. В значительных количествах содержится в плодах шиповника, черной смородины, капусте, помидорах, моркови, картофеле и других овощах и фруктах. В его присутствии усваиваются белки. При длительном отсутствии в пище витамина С развивается цинга. При цинге люди слабеют, у них воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, распухают суставы. При тяжелой работе и заболеваниях потребность в витамине С возрастает. Витамин С стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. Витамин С выделен в чистом виде и получается фабричным путем.

Витамин А. По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращение каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.

Каротин и витамин А в больших количествах содержатся и в животной пище — сливочном масле, яичном желтке, икре, рыбьем жире. При отсутствии витамина А в пище поражаются роговица глаза, кожа, дыхательные пути. Ранним проявлением недостатка этого витамина в организме является куриная слепота, т. е. неспособность видеть при слабом освещении. Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

Витамины группы В. Эта группа витаминов включает несколько витаминов — В1, В2, В6, В11, В12 и некоторые другие. Витамины группы В в значительных количествах содержатся в пивных дрожжах, оболочках семян ржи, риса, бобовых, а из животных продуктов — в почках, печени, яичном желтке.

Специфическая функция витаминов группы В в организме в том, что из них образуются ферменты, осуществляющие многие важнейшие реакции обмена веществ.

Первым из этой группы был обнаружен витамин В1. При отсутствии в пище этого витамина развиваются поражения нервной системы — расстройства движений, параличи, приводящие к смерти. Но, если больному давать пищу, в которой содержится витамин В1, наступает выздоровление. Учитывая, что витамин В1 не откладывается в организме впрок, его поступление с пищей должно быть регулярным и равномерным.

Витамин В6 участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов.

Витамин В12 регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.

Витамин D (антирахитический витамин). В значительных количествах содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Витамин D участвует в обмене кальция и фосфора.

Отсутствие витамина D вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. Кости рахитичных детей содержат недостаточно кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей конечностей, появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки. Такие дети восприимчивы к различным заболеваниям. Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин D, а также пребывание детей на солнце или их искусственное ультрафиолетовое облучение.

Таким образом, наш организм, кроме питательных веществ, обязательно должен получать с пищей необходимые витамины. Это обеспечивает, особенно в детском и юношеском возрасте, нормальный рост, поддержание работоспособности и устойчивость к заболеваниям. При избыточном потреблении некоторых витаминов (например, А и D) возникают нарушения обмена веществ (гипервитаминозы).

Сохранение витаминов в пище. Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется и не всегда обеспечивает потребности организма. Эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов от момента созревания до употребления в пищу. Например, витамин А теряется при длительном хранении и сушке овощей, В связи с этим количество витаминов в пище может значительно снижаться и возникает опасность развития авитаминоза.

Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи. Запомним, что при действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60% витаминов группы В, при варке овощей — до 20% витаминов группы В и от 30 до 50% витамина С. Кроме того, вита мин С разрушается и при соприкосновении с воздухом. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Прежде всего, овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой, опускать в кипящую воду и недолго варить в кастрюле с закрытой крышкой. При кипении воды растворенный в ней воздух удаляется, что способствует сохранению витаминов в пище. Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведет к разрушению витамина С. Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления. В противном случае из-за соприкосновения с воздухом витамин С в них почти полностью исчезает.

Витаминизация продуктов питания, для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов. В тепличных комбинатах, особенно на Севере, круглогодично выращиваются свежие овощи. Тем самым достигается удовлетворение потребности населения в витаминах.

Иногда для предупреждения авитаминозов, повышения устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, уменьшения действия на организм неблагоприятных факторов необходимо повышенное употребление витаминов, которое не может быть обеспечено за счет обычного пищевого рациона. Для этого промышленность выпускает специальные препараты, содержащие витамины. Наиболее распространены поливитамины, представляющие набор из нескольких отдельных витаминов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: