Билет № 19. 1.Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них

1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

Ответ:

1. 1. Место человека в системе органического мира. Тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный.

2. Сходство человека и млекопитающих животных: четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.

3. Направления эволюции человека: усложнение мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенствованием руки как органа труда.

4. Отличие человека от млекопитающих: развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3—4 раза), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования, относительное увеличение мозгового отдела черепа и уменьшение лицевого, редукция волосяного покрова, 8-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами, расширенная форма таза, сводчатая стопа с расширенным большим пальцем, противопоставление большого пальца кисти остальным, развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук.

2. Тело членистоногих покрыто плотным хитинизированным покровом, выполняющим функцию наружного скелета. У них имеются членистые конечности.

У членистоногих предротовая лопасть слилась с двумя первыми сегментами тела — возник головной отдел, ответственный за ориентацию в среде и захват пищи. Средний отдел тела взял на себя функцию передвижения с помощью ног, задний отдел — функцию пищеварения и размножения.

Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и насекомых.

Полость тела членистоногих смешанная, на ранних стадиях развития животнх она образуется при слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. Органы чувств разнообразны и хорошо развиты. Членистоногие — самый многочисленный тип животных, насчитывающий около 1,5 млн. видов.

Ракообразные — водные членистоногие, дышащие с помощью жабр. Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: головы, груди и брюшка или головогруди и брюшка. Имеются две пары усиков. Имеют 5 пар конечностей. Покровы тела содержат особое твердое вещество — хитин, а у некоторых к тому же они укреплены (пропитаны) углекислым кальцием. Представители: речной рак, краб, омар, лангусты, креветки.

Представители паукообразных — это восьминогие сухопутные членистоногие, у которых тело разделено на головогрудь и брюшко, соединенные тонкой перетяжкой или слитые. У паукообразных нет усиков. На головогруди располагаются шесть пар конечностей — хелицеры, ногощупальца и четыре пары ходильных ног. На брюшке ног нет. Органами дыхания у них являются легкие и трахеи. Глаза у паукообразных простые. Паукообразные — раздельнополые животные.

Длина тела различных представителей этого класса от 0,1 мм до 17 см. Они широко распространены по земному шару. Большинство их — наземные животные. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы. Класс паукообразных включает до 60 тыс. видов.

Представители: пауки, скорпионы, клещи.

Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко, у них имеются пара усиков, три пары ног и одна или две пары крыльев; кровеносная система незамкнутая. Насекомые самые высокоорганизованные членистоногие; у них наиболее совершенные нервная система и органы чувств. Около 1 млн. видов.

Среди насекомых существуют группы, развивающиеся с неполным превращением (вышедшая из яйца личинка похожа на взрослое насекомое) и с полным превращением (червеобразная личинка превращается в куколку из которой и выходит взрослое насекомое).

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, пчелы, муравьи. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Существует единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии, — тутовый шелкопряд; самки этого вида даже «разучились» летать. Взрослое насекомое — толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

В связи с тем что человек очень сильно влияет на окружающую среду (распахивает целинные степи, вырубает леса, использует ядохимикаты), численность многих видов животных, в том числе и насекомых, сокращается, а некоторые виды находятся на грани исчезновения. Поэтому человек охраняет редкие виды насекомых в заповедниках и заказниках. Созданы Красные книги, куда занесены сведения об особо охраняемых животных, причинах их бедственного положения и мерах охраны. Среди насекомых нашей страны, занесенных в Красную книгу встречается дыбка степная — большой степной кузнечик, обитающий в степях на юге России. Область распространения этого кузнечика сократилась в связи с распашкой целинных степей. Из жуков на страницы Красной книги попали несколько видов крупных хищных жуков - жужелиц: жужелица венгерская, жужелица кавказская, жужелица Лопатина. На юге Дальнего Востока встречается самый крупный жук России — реликтовый дровосек, длина тела которого достигает 10,8 см, длина личинки до 17 см. Он попал на страницы Красной книги в связи с вырубкой старых деревьев, в древесине которых развиваются его личинки.

На страницы Красной книги попали и многие виды шмелей, например шмель изменчивый и шмель степной. Среди видов бабочек, внесенных в Красную книгу можно назвать аполлона, мнемозину, перламутровку зенобию. Они охраняются Законом «Об охране животного мира».

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Они служат пищей различным беспозвоночным (паукам, многоножкам). рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Насекомые — важнейшие опылители цветковых растений. Среди насекомых много санитаров, которые разлагают и перерабатывают в минеральные вещества органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая её и удобряя своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговоротах веществ в природе.

  1. Зрение. Зрительный анализатор включает в себя:

-сетчатку глаз;

-зрительные нервы и нервные пути головного мозга; -зрительную зону коры больших полушарий.

Орган зрения — глаз, который состоит из четырех систем. Это:

1. Вспомогательная система. К ней относятся брови, веки с ресницами и слезные железы, которые смачивают глаз и вымывают вредные частицы; веки с ресницами защищают глаз от света и пыли.

2. Оболочки:

• белочная, или склера; защищает глаз от механических повреждений;

• сосудистая; пронизана кровеносными сосудами, питающими глаз;

• сетчатка; воспринимает свет, состоит из фоторецепторов и нейронов.

3. Оптическая система:

• конъюнктива; это — слой прозрачных клеток, защищающих роговицу;

• роговица; это — прозрачная передняя сторона склеры, преломляющая свет;

• радужная оболочка; это — кольцевая мышца, которая содержит пигмент меланин, окрашивающий глаз, и выполняет функцию диафрагмы, регулируя поток света;

• зрачок — отверстие в радужной оболочке;

• хрусталик — двояковыпуклая линза, расположенная за зрачком; обеспечивает фокусировку световых лучей на сетчатке.

• стекловидное тело; поддерживает форму глаза и пропускает свет.

4. Световоспринимающая система. В нее входят сетчатка, в которой расположены фоторецепторы - палочки и колбочки, а также нейроны. Палочки воспринимают форму предметов, а колбочки — цвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: