Тема 6. Динамика города

Тема 5. Архитектурный объект в природной среде

Тема 4. Ритм и метр в городской среде

Ритм окружает нас повсюду, ритмичны смена дня и ночи, приливы и отливы, стук сердца, строение растительных форм, кристаллов, молекул, ритм есть в каждом движении, есть он и городских улицах, и в отдельных архитектурных сооружениях.

Ритм – это чередование каких-либо элементов композиции в определённой последовательности. Ритм может быть задан линиями, светотеневыми и цветовыми пятнами, контрастами объёмов. Ритм по структуре может быть простым (метр) и сложным.

Метр – это частный случай ритма, простой ритмический повтор одного и того же композиционного мотива. С метрическим повтором расположены окна одного ряда здания, прутья ограды.

В городских пейзажных зарисовках ритмическое движение передаётся за счёт чередования величин (высоких и низких зданий) и направлений движений композиции (например, чередование вертикалей и горизонталей).

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Материалы: бумага, тушь

На приведённой зарисовке изображён двор современной застройки в новой части города в районе детской поликлиники. Ритм в рисунке создаёт чередование ярких вертикалей здания на дальнем плане и вертикалей ограды на первом плане.

Рис. Н. Зайцевой (гр. АРХ-02)

Материалы: бумага, тушь

На приведённой зарисовке изображён Дом Быта «Сервис» в начале проспекта Ленина. Сложный ритм в рисунке создаёт чередование ярких вертикалей зданий и фонарей. Метрический ритм образуют наклонные плоскости в оформлении первого этажа здания. Также ритмично повторяются контрастные тёмные и светлые пятна в рисунке.

В теме «Архитектурный объект в природной среде» важно найти слитный образ архитектуры и природы, её окружающей. Для выполнения заданий этой тематики целесообразно вначале попрактиковаться в пластических зарисовках природных объектов: деревьев, кустов, травы и других природных составляющих.

Рис. А. Кожевина (гр. АРХ-06)

Материалы: тонированная бумага, карандаш

На приведённой зарисовке изображён деревянный дом в старой части города в природном окружении. В рисунке тщательно передана пластика природных форм и линий деревьев, фактура здания.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Материалы: бумага, акварель, тушь

На приведённой зарисовке изображена часовня по улице Октябрьской в старой части города в природном окружении. В работе правильно выбраны соотношения основных масс земли, неба, самого объекта, смещённого от главной вертикали листа вправо и уравновешенного фактурной дорожкой в левой части листа на первом плане.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Материалы: бумага, акварель, тушь

На приведённой зарисовке изображён фасад Дома Молодёжи по улице Октябрьской в старой части города. Ажурность решётки на первом плане повторяется в кружевах листвы рябинового деревца за ним.

Рис. Д. Чаланова (гр. АРХ-98)

Материалы: бумага, карандаш

На приведённой зарисовке изображена аллея в парке КиО вдоль берега р. Чибью. В рисунке тщательно передана пластика природных форм и линий деревьев, правильно выбраны соотношения основных масс земли, неба, водной поверхности. Диагональное движение реки и аллеи придаёт работе динамичность.

При создании динамичных композиций, необходимо помнить про следующие правила:

- если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным. Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка. Большое количество вертикальных или горизонтальных линий в композиции может затормозить движение;

- эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

- динамика усиливается, если композиция строится в листе асимметрично. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным, в зависимости от идеи композиции асимметричная композиция может быть уравновешенной или неуравновешенной.

Рис. студента гр. АРХ-96

Материалы: бумага, карандаш

На приведённой зарисовке изображено начало проспекта Ленина. Асимметричность и диагональность основных масс и линий штриховки передают городскую динамику, усиливающуюся включением в композицию человеческих фигур, заполняющих уличное пространство.

Рис. А. Гарштя (гр. АРХ-06)

Материалы: бумага, карандаш

На приведённой зарисовке изображена часовня по улице Октябрьской в старой части города. Кроме активных диагональных линий композиции и асимметрии динамику в рисунке создаёт также и сам изображённый процесс строительного возведения объекта. Динамику рисунка можно было бы усилить включением фигур строителей.

Рис. студента гр. АРХ-96

Материалы: тонированная бумага, пастель, карандаш

На приведённой зарисовке изображено строительство дома в новой части города. Динамику зарисовке придаёт ярко выраженная диагональ строительного крана и сам изображённый процесс возведения объекта.

Рис. О. Янчиюк (гр. АРХ-99)

Материалы: бумага, карандаш

На приведённой зарисовке изображен мост через р. Чибью в районе автовокзала. Динамику рисунку придаёт активная диагональ мостика на первом плане, развитие композиционного движения вглубь, включение в композицию фигуры движущегося человека и транспортного средства. Также общую динамику зарисовки усиливает резкая активная диагональная штриховка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: