double arrow

Module 1


Список рекомендуемой литературы

Тема 7. Архитектурный ансамбль

Ансамбль в архитектуре - это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведённая к единству и получившая определённый художественный облик. Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Архитектурные ансамбли могут быть малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07)

Материалы: бумага, пастель

На приведённой зарисовке изображён вход в парк КиО. Лестница с балюстрадой, входная группа и здание на заднем плане образуют единый по своей стилистике ансамбль замкнутого типа.

В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:

- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, реки и т. п.;

- замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени (например, городские и парковые площади);

- свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определённых линейных границ площади или улицы. В этом случае ансамбль замыкают природные границы или сооружения по его периметру;

- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города. В таких ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения.

В ансамблях возможно совмещение приведённых построений.

К основным приёмам построения архитектурного ансамбля относят:

- постановку в определённых местах одного или нескольких зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам, служащих композиционными узлами ансамбля;

- использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;

- постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Зарисовка ансамбля Первомайской площади

Материалы: бумага, тушь, фломастеры.

1. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

2. Кудряшов, К. В. Архитектурная графика [Текст]: учеб. пособие / К. В. Кудряшов. – М.: Архитектура-С, 2006. – 312 с.

3. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

4. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

5. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 1999. – 95 с.

6. Маслова, Л. А. Пленэр для архитекторов [Текст]: учеб. пособие/ Л. А. Маслова. – 2-е изд. – Ухта: УГТУ, 2009. – 92 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

8. Основы архитектурной композиции и проектирования [Текст] / Под ред. А. А. Тица. – Киев: Высшая школа, 1976 – 256 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

11. Шорохов, Е. В. Композиция [Текст]: учеб. Пособие / Е. В. Шорохов, Н. Г. Козлов. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.

Reasonably well-dressed– dressed quite well

Bothered about– interested in sth.

Hit the shops – to go shopping

Trends – fashions

Picking up bargains– buying things at a low price

Stand out in a crowd– to be noticed

The other way round – the opposite


Сейчас читают про: